Новости науки. Архив. Июль 2002.
31.07.02. Популярная физика и история физики в библиотеке электронных препринтов

Разделы библиотеки электронных препринтов включают в себя астрофизику, физику высоких энергий (несколько разделов: теория, расчеты на решетках, эксперимент, феноменология), теорию гравитации и квантовую космологию, физику конденсированных сред, ядерную физику, математику (с множеством подразделов), исследования нелинейных процессов, компьютерные науки. Наконец, есть раздел, который просто называется ФИЗИКА, и состоит он из многих подчастей. В подразделы Физики входят два, имеющие более широкий интерес: популярная физика и история физики. О них-то и пойдет речь.

30.07.02. Квантовый оптический катализ

Что такое катализ, понятно - это изменение скорости химической реакции в присутствии веществ, называемых катализаторами. А вот что такое оптический, да еще квантовый катализ? Именно так назвали немецкие ученые процесс генерации неклассических состояний света (суперпозиции однофотонного и вакуумного состояний электромагнитного поля) с использованием обычных оптических элементов, в котором один фотон играет роль "катализатора".

25.07.02. astro-ph за 22-25 июля 2002 года: избранные статьи

25.07.02. Эффект Казимира - притяжение и ... отталкивание

Одной из причин пристального интереса к эффекту Казимира являются проблемы, которые может этот эффект может создать развитию микромеханики. Недавняя работа израильских ученых, возможно, поможет найти подходы к решению проблемы - утверждается, что в некоторых случаях "казимировское" взаимодействие между телами может быть не притяжением, а отталкиванием.

24.07.02. Все более неопределенной становится грань между человеком и животным...

"Ути-пути-мути! Иди скорее к бабуленьке!" – уговаривает, вытягивая губы трубочкой, бабушка годовалого внука. Вытянутые в трубочку губы это умиротворяющее выражение на лице, общее для всех приматов. Но не только сами гримасы, но и их "анатомия" объединяют обезьян и человека.

23.07.02. Препарат от болезни Альцгеймера улучшает память у здоровых людей

После приема здоровыми людьми в течение месяца препарата от болезни Альцгеймера у них произошло заметное улучшение памяти.

22.07.02. astro-ph за 15-19 июля 2002 года: избранные статьи

21.07.02. hep-ph за 15-19 июля 2002 года: избранные статьи

21.07.02. hep-ph за 8-12 июля 2002 года: избранные статьи

21.07.02. hep-ex за 8-19 июля 2002 года: избранные статьи

Обзор архива е-принтов hep-ex за две недели.

20.07.02. От квантового к классическому

Переход между "квантовым миром" и "классическим миром" по прежнему привлекает пристальное внимание ученых. Естественно, особенный интерес представляет возможность экспериментального исследования подобного перехода для микроскопических и мезоскопических систем. Американские ученые недавно теоретически рассмотрели изменение поведения достаточно просто реализуемой модельной системы от квантового к классическому под действием электрических измерений.

19.07.02. Новые перспективы в лечении рака яичников

Генная терапия представляет собой генетическую трансформацию клетки путем введения в нее генетического материала (ДНК) с целью получения определенного эффекта, который обусловлен реализацией поступившей в клетку нуклеиновой кислоты. Группой ученых с помощью твердофазного синтеза на основе холестерина получен новый катионный липид (О-Хол). Этот липид обладает низкой токсичностью и показал высокую эффективность в качестве одного из компонентов системы для доставки веществ в генной терапии.

18.07.02. Раскрыт один из молекулярных механизмов СПИДа

Обнаружен человеческий ген, который cпособен "обезоружить" вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД.

17.07.02. Создан "синтетический" вирус полиомиелита!? Чуть подробнее...

Многие информационные агентства сообщили о создании ни больше ни меньше - "жизни" из "химических компонентов" с использованием "данных" из Интернета. Хотя информация очевидно "горячая" и хорошо поданная, нелегко точно представить, что же произошло на самом деле, и для многих из-за недостатка информации может сложиться несколько превратная картина в духе голливудской фантастики. Проясним ситуацию...

16.07.02. Целенаправленная атака на опухоль

Лекарственные средства, вызывающие повреждения клеток вплоть до их гибели называют цитотоксическими. Как заставить цитотоксические вещества действовать только на опухолевые клетки? Данная проблема актуальна с начала использования в онкологической практике химиотерапии до настоящего времени.

15.07.02. hep-ph за 1-5 июля 2002 года: избранные статьи

15.07.02 hep-ex за 1-5 июля 2002 года: избранные статьи

Обзор архива е-принтов hep-ph за неделю.

15.07.02. Как поставить на промышленные рельсы партеногенез.

Обнаружена новая изоформа фермента фосфолипазы С. Использование этой формы фермента позволяет поставить на промышленные рельсы партеногенез, то есть развитие яйцеклетки без оплодотворения.

14.07.02. Последние дни Стандартной Модели?

Стандартная Модель -- теоретическая конструкция в физике элементарных частиц, успешно описывающая все экспериментальные эффекты в высокоэнергетических сильных, слабых и электромагнитных взаимодействиях. Точнее, так можно было сказать еще пару лет назад. В последние же годы стали все чаще и чаще появляться экспериментальные данные, свидетельствующие о наличие в Стандартной Модели серьезных "неувязок".

14.07.02. Холестин ингибирует синтез и секрецию холестерина клетками печени

Повышение в крови содержания компонентов по своему химическому строению являющихся жирами (липидами) - это хорошо известный фактор риска развития атеросклероза. Одно из направлений лечения пациентов с повышенным уровнем липидов в плазме крови - это применение препаратов из группы статинов. Высокая стоимость, побочные эффекты, такие, как нарушение функции печени, могут ограничивать широкое использование статинов. Перспективным в этом плане выглядит поиск новых веществ, особенно природного происхождения, как альтернативы для применения статинов.

13.07.02. astro-ph за 8-12 июля 2002 года: избранные статьи

12.07.02. Управляемое спиновое сверхизлучение

Российские ученые из Объединенного института ядерных исследований в недавней теоретической работе показали, что может быть реализован необычный режим спинового сверхизлучения - управляемое спиновое сверхизлучение. Эффект управлемого спинового излучения может быть использован в системах обработки информации.

10.07.02. Новый взгляд на лечение последствий инсульта

Реабилитационная терапия пациентов с инсультом может привести к ухудшению их состояния. Вместо помощи больным в восстановлении утраченных речи и способности двигаться она может усугубить нарушения. Такое заключение сделали исследователи, после того как обнаружили, что у людей с инсультом улучшалась способность вспоминать слова в том случае, когда вместо обычно принятой стимуляции некоторых отделов мозга их, наоборот, подавляли.

09.07.02. Найден способ предсказывать послеродовую депрессию у женщин

До 15% женщин страдают от депрессии, которая развивается после родов и имеет гораздо более тяжелое течение, чем обычная в таких случаях "послеродовая грусть". Ученые нашли биологический маркер, который может свидетельствовать о риске развития депрессии у женщины после рождения ребенка. Авторы исследования надеются, что предварительная диагностика первых признаков возможной депрессии позволит избежать многих психологических проблем.

08.07.02. Новые снимки Кассиопеи А.

Американцы любят отмечать свой День независимости от Британской короны яркими фейерверками. К 4 июля вышел пресс-релиз НАСА из группы "Наследие Хаббла" с новыми снимками грандиозного космического фейерверка - знаменитого остатка сверхновой в созвездии Кассиопеи, полученными на телескопе Хаббла.

07.07.02. hep-ph за 17-28 июня 2002 года: избранные статьи

Обзор архива е-принтов hep-ph за две недели

07.07.02. hep-ex за 17-28 июня 2002 года: избранные статьи

Обзор архива е-принтов hep-ph за две недели

07.07.02. Тайна B-мезонов.

B-мезоны -- это мезоны, состоящие из тяжелого b-кварка и легкого антикварка, и потому процессы рождения B-мезонов -- это прежде всего процессы рождения b-кварков. Казалось бы, вся интуиция физики элементарных частиц говорит о том, что такие процессы должны очень легко вычисляться в Квантовой хромодинамике и давать близкие к опыту значения. Как бы не так: вот уже несколько лет исследователям не дает покоя "b-проблема" -- оказывается, что измеренное сечение рождения B-мезонов в целом ряде реакций в несколько раз превышает теоретические предсказания.

06.07.02. Специфическая мутация гена позволяет разработать стратегию лечения меланомы

Среднее количество авторов в статье по биомедицинской тематике составляет 4-6 человек. Для статей, опубликованных в Nature, этот показатель достоверно выше - 7-10 человек. Но в статье, опубликованной в последнем номере этого журнала количество авторов - 52. Только исключительная сложность работы, а так же важность полученного материала могут потребовать такого внушительного списка. И, действительно, авторы статьи вплотную подошли к раскрытию механизма образования, а значит и лечения, одного из самых страшных недугов человечества - злокачественной меланомы.

06.07.02. Полимеры, обладающие памятью

Представьте себе, что Ваш автомобильчик врезается в резко затормозивший 600-й Мерседес, но пара "качков", осмотрев развалины капота Вашей машины и непоцарапанный бампер Мерседеса, хлопают удовлетворенно дверцей. Секунда, и, стрельнув дымком, Мерседес скрывается из вида. Но "качки" не видят, как вы, посвистывая, достаете из багажника фен, втыкаете его в недра автомобиля и начинаете греть поврежденные места. С легкими хлопками распрямляются крылья, перекореженный капот занимает свое законное место, еще 10 минут, и вы едете дальше. Эта фантастическая картина скоро станет реальностью, поскольку ведутся интенсивные работы по созданию полимеров, обладающих памятью ...

06.07.02. Апоптоз - что заставляет клетку покончить с собой, и как это происходит.

Проблема так называемой программированной клеточной гибели или апоптоза – одна из самых актуальных в современной биологии и медицине. По-видимому, в каждой клетке нашего организма заложена программа, направленная на самоубийство. Как и почему она запускается и к каким последствиям могут привести ее нарушения.

05.07.02. astro-ph за 1-5 июля 2002 года: избранные статьи

Начало новой серии недельных обзоров архива е-принтов Астрофизика, astro-ph.

04.07.02. Многофункциональный транзистор на углеродной нанотрубке

Транзисторы на углеродных нанотрубках уже стали реальностью, однако экспериментальные образцы таких устройств еще далеки от той стадии, когда можно говорить об отработанной технологии и промышленном производстве. Теоретики, со своей стороны, также продолжают исследование возможностей таких транзисторов. В недавней работе американских ученых показано, что наноразмерный полевой транзистор, в котором каналом является одностенная углеродная нанотрубка, может работать также в нетипичном для устройств подобного рода режиме.

03.07.02. Экспресс метод для мониторинга свинца

Свинец пагубно влияет на здоровье человека: от потери памяти до необъяснимых вспышек агрессии. Количественное определение содержания свинца и его соединений - достаточно трудоемкая операция. Однако использование нового, специально синтезированного флуоресцентного индикатора свинца позволяет существенно упростить мониторинг. Новый метод определения концентрации свинца позволит решить многие экологические проблемы, а может и прольет свет на некоторые исторические факты. Например, водопровод Московского Кремля, построенный много веков назад, был снабжен трубами из свинца ...

03.07.02. Найдены новые функции белка, отвечающего за устойчивость опухолевых клеток к лекарствам.

Один из белков, так называемый Р-гликопротеин, в норме отвечает за удаление чужеродных веществ из клетки. При опухолевой трансформации клетки, а также в процессе лечения химиопрепаратами его количество может резко возрасти. Это один из самых распространенных способов, с помощью которого клетки опухоли "борются за выживание" и в результате оказываются нечувствительны к терапии. Теперь появились данные о других механизмах участия этого белка в регуляции нормального и опухолевого кроветворения.

02.07.02. Ферромагнетизм в полупроводниковых структурах: "ситуация под контролем"

Одним из перспективных в плане практических применений объектов исследования являются ферромагнитные полупроводниковые структуры. Интересной особенностью таких структур является возможность управлять их магнитными свойствами с помощью электрического поля и освещения, что поможет реализовать на основе подобных структур магнитооптическую память.