27.04.2024 00:59

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


Высшее образование: что делать?

Автор Ï.Ë., 13.04.2007 21:04

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Ï.Ë.

               Первоочередные меры для предотвращения развала образования.

     Прежде всего нужно понять: образование - это не бизнес и не сфера услуг! Это - будущее страны. Если образование объявляется сферой услуг, то преподаватель автоматически превращается в лакея. Но ведь это же есть реализованная мечта любого зарвавшегося «двоечника»! А почему лакеям никогда не доверяли функций гувернеров? То-то же.
     Понятия прибыли и окупаемости для образования противоестественны. Еще никогда и никому в мире не удалось создать такой системы, чтобы наибольшая прибыль соответствовала наилучшему качеству образования. Потому что будущее, в котором предстоит или не предстоит жить, не может быть измерено деньгами сегодняшнего дня.
    Итак, что же нужно делать.
-  Нужно вернуть школы на федеральное финансирование. Тогда не будет такой разницы в оплате за одинаковую работу, и массового оттока учителей из дотационных регионов. Чтобы педагогические ВУЗы перестали работать «вхолостую», и их выпускники пошли работать в школы (а также выпускники 5-10-летней давности задумались о возвращении к работе по специальности и призванию), необходимо поднять заработную плату в школах (при сохранении сложившихся пропорций) хотя бы до среднего уровня в коммерческих организациях. Минимум - в 3 раза. Иначе никто работать в школы не пойдет. Нужно нормы нагрузки для учителей привести в соответствие если не международным стандартам, то хотя бы вернуться к нормам времен СССР. А еще нужно вернуться к учебным программам времен СССР по математике, физике и естественным наукам - поскольку здесь изменений за последние 20 лет не так уж и много, и тем, что было в СССР, можно смело гордиться. (Иное дело - общественные науки. Здесь про времена СССР лучше не вспоминать.)
-  Нужно разработать федеральный закон о ВУЗах, с заимствованием деталей, упущенных из законодательства в «новороссийские» времена, из Положения о высшей школе времен СССР. Кроме того, закон должен определять структуру ВУЗов, взаимодействие подразделений ВУЗов между собой, и закреплять принцип разделения власти между кафедрами и деканатами. Иначе неизбежны «перегибы», не приводящие ни к чему хорошему. Также законодательно должны быть закреплены проверенные веками принципы сменности и выборности руководства - ВУЗы без внутренней демократии не могли жить уже в XIX веке. Сейчас - тем более. Только с учетом сегодняшних реалий было бы целесообразно сделать выборы ректоров одноступенчатыми, решением общего собрания преподавателей ВУЗа, а не только членов ученого совета. К разработке этого закона необходимо привлечь еще оставшихся в России академиков с мировыми именами - иначе не избежать влияния политической конъюнктуры. Закон должен предусматривать выборность всех преподавателей и абсолютно всего руководства ВУЗов в ходе открытых конкурсных испытаний, процедура которых должна быть прописана в этом же законе. Обязательной частью конкурса должен стать экзамен на должность, причем нужно обеспечить, чтобы действовал тот же принцип, что и при защите диссертаций: любой пришедший человек имеет право присутствовать и задавать вопросы. Тематика вопросов: программа средней школы, дисциплины согласно приложению к диплому о высшем образовании, дисциплины в соответствии с предполагаемой учебной нагрузкой, диссертация (если таковая была защищена) и научные труды претендента. Ход экзамена должен сниматься на видео, а кассета - отсылаться в Минобрнауки. Наверное, для этого потребуется создать специальную комиссию Минобрнауки - может быть, «Комиссию по борьбе с ученым невежеством»? В некоторых случаях, определенных в законе, Комиссия должна иметь право опротестовать результат конкурсных испытаний и лишить претендента научных регалий. Формальные признаки: невежество (вдруг окажется, что доктор физико-математических или технических наук не знает, что такое логарифм или производная, или преобразование Лапласа?), незнание материала своей собственной защищенной диссертации и научных трудов, факты плагиата, вскрывшиеся в ходе экзамена, или существенные ошибки, влияющие на основные результаты и выводы диссертации. А еще необходимо для избежания всяческих подтасовок обеспечить право параллельной записи всей процедуры на аудио - и видеоаппаратуру, и первоочередную обработку Комиссией материалов в тех случаях, когда возникли любые разногласия. А еще важно, чтобы экзамен на должность не стал очередной бюрократической ловушкой. Поэтому, кроме кассеты и документа, извещающем Комиссию о принятом в результате конкурса решении, никаких других формальностей быть не должно. Если Комиссия в установленный срок не опротестовала решение, - результат конкурса автоматически вступает в силу.
-  Возврат к советским стандартам и нормативам времени на изучение таких базовых дисциплин, как математика и физика, и специальных дисциплин. Но, вдобавок к «советскому» перечню дисциплин, в сегодняшней России любому инженеру (да и вообще, человеку с высшим образованием) совершенно необходимы юридические знания в очень серьезном объеме.
-   Изменение системы лицензирования и аттестации ВУЗов. Восстановление и приведение в «рабочее» состояние системы государственных экзаменов. Существующие аттестационные комиссии зачастую просто физически не в состоянии «осилить» весь объем информации, и вынуждены принимать решение в лучшем случае на основе «доморощенных» тестов, имеющих сомнительный правовой статус. Целесообразно решение о «соответствии» ВУЗа определять по его конечному «продукту» - выпускникам и их ответам на государственном экзамене. Тем более, что результаты экзаменов - единственный «чистый» в юридическом плане показатель качества образования. Однако, учитывая сегодняшнее положение дел с коррупцией, следовало бы временно и на младших курсах ввести прием экзаменов по наиболее важным дисциплинам комиссией, по подобию госэкзаменов. Чтобы «реанимировать» процедуру приема госэкзаменов и совместить их с аттестацией, нужно в законе о ВУЗах определить порядок формирования госкомиссий. В госкомиссию должны входить представители от Минобрнауки, производства и бизнеса, преподаватели других ВУЗов (лучше конкурирующих или иногородних) и преподаватели «родного» ВУЗа, числом не более половины. Здесь главное - обеспечить ротацию кадров, чтобы любые личные связи не успевали завязываться, или были бы заведомо ненадежны. Кроме того, всегда существовавшая конкуренция между ВУЗами здесь будет только помогать делу. Не слишком ли дорого обойдется такая система? Если прикинуть, получается - лишь ненамного дороже нынешних аттестационных комиссий и обычных госэкзаменов. Ведь в царские времена даже в гимназиях экзамены принимались исключительно комиссиями. И тогда не считалось, что это - дорого. А царская Россия в конце концов «обанкротилась» по причинам, лишь очень косвенно связанными с образованием. «Кадровый вопрос» в очередной раз «подвел» Россию.
-   Возврат к нормам нагрузки и нормативам затрат времени на виды учебной работы, действовавшим до распада СССР. Только в этом случае можно будет ставить вопрос о качестве преподавания. А для того, чтобы преподавателями становились и работали не самые пропащие люди, нужно увеличить зарплату в ВУЗах до средней по стране для людей соответствующей квалификации. Минимально - в 3 раза.
     Конечно, если всего этого не сделать сейчас, то ВУЗы России формально не сразу прекратят свое существование. Только на самом деле они будут уже не ВУЗами, а непонятно, чем. И если в течение ближайших двух лет предлагаемые первоочередные меры не будут реализованы, то, похоже, развал системы образования в России станет окончательным необратимым.



Железняк Александр

Уважаемый Петр Юрьич!

Прочел три Ваши заметки и решил их отправить для ознакомления на кафедру. Редко сейчас  встретишь критику  без злобствования, но и без самообмана. Радует, что интеллект в России все-таки распределен по всей ее территории, а не только в Москве да Питере:-)

Оффтоп: машинисты раньше жили дольше м.б. по той причине, что иногда и сами лопатой махали на месте кочегара, сбрасывая адреналин, а сейчас только глядят вперед и нервничают. Вообще же тема электромагнитного здоровья очень интересна. что-то у меня было в книгах. Попадется - пришлю ссылки.

Ï.Ë.

Чуть-чуть продолжу тему оффтопа. Здоровье машинстов паровозов никах не связано со сбросом адреналина, поскольку машинисты паровозов никогда не имели права отвлекаться от управления движением. Тем более, брать в руки лопату. Для этого в паровозной бригаде всегда были кочегары, а потом, когда сделали механическую подачу угля (и паровозы, работающие на сырой нефти), за это дело отвечал помощник машинста. То, что большинство проблем со здоровьем именно у машинстов электровозов связаны с электромагнитным воздействием, косвенно подтверждается еще и тем, что у машинстов тепловозов - все намного лучше. Хотя условия работы с точки зрения адреналина одинаковые. А тепловозы бывают с гидравлической трансмиссией (ТГМ) и электрической (ТЭП, ТЭМ и т.п.). Но и в них нет таких высоких напряжений, как на ВЛ-80, ВЛ-85 и т.п.

Ï.Ë.

Дискуссия на тему о высшем образовании состоялась также на http://ipim.ru/forum/institutes/t327/p1/.

Андрей Калиничев

Очень хорошая внятная статья про российское образование:
"Высшее образование: В чем Россия не Америка"
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/08/01/130214

Непонятно только, кто захочет услышать. Одна цитата:
Провинциализм, сопровождающийся слепой лояльностью старшим, да и вообще отсутствием практически любой возможности научной критики, взрастает на питательной почве.

Сергей Шишкин

еще Кузьминов:

Цитировать

.. университеты теряют свой уникальный статус «дома для умных», продуцируя лишь знаки наличия высшего образования и удовлетворяя спрос большинства, желающего обзавестись такими знаками с наименьшими усилиями. Большинство российских вузов превратилось в институты социализации, и процветающее в них нетворческое отношение к образованию неминуемо ведет к профессиональной деградации как преподавателей, так и студентов.


Цитировать

Ярослав Кузьминов в своем выступлении развил гипотезу Виктора Полтеровича о лавинообразном повышении спроса на креативных людей в новой экономике, прямо связав ее с бегством творческих людей из наших вузов и НИИ. В российской среде этому благоприятствует наличие многочисленных институциональных барьеров и жесткость контрактов. В итоге «мы ожидаем инновационного взрыва, а в университетах люди никогда не встречались с инновациями». Это очевидный тупик!

Как с сожалением констатировал г-н Кузьминов, формальной миссии исследовательских университетов в России не сформулировано. Вузовскому сообществу не удалось убедить государство в необходимости развития системы университетской науки, в итоге благое начинание - инновационная образовательная программа нацпроекта «Образование» - по сути оказалось направлено на генерацию технологических инноваций для гипотетических региональных кластеров. Эти инновации бизнесу на нынешнем этапе не нужны, да и качество их невысоко ..

Что предлагается делать? В первую очередь - развивать систему академического вознаграждения, причем как в денежной, так и в «психологической» форме. Ярослав Кузьминов уверен, что исследователям нужно постоянное подтверждение своего статуса через воспитание хороших учеников, выпуск публикаций, участие в престижных конференциях и т.п.: все то, что сейчас в вузовском сообществе ценится все меньше.



это и другое см. в:

http://www.opec.ru/library/article.asp?d_no=5846&c_no=19
От экономики знаний к экономике мудрости через трагедию университетов - в двух частях
Часть первая: креативный класс в новую эпоху
Иван Стерлигов, обозреватель экспертного канала ВШЭ -- OPEC
12 июля 2007

оттуда же:

Цитировать

В завершение работы круглого стола дополнительно сгустил краски Виктор Полтерович: истоки кризиса российского сектора R&D очень глубоки, а их понимания нет как у нынешних чиновников, так и у тех, кто управлял наукой в 90-е годы. Если смотреть по ВВП на душу населения, то мы можем себе позволить только прикладную науку уровня Латинской Америки. При этом, чтобы не очутиться в новом веке, веке знаний, лишь сырьевым придатком иностранного креативного класса, нам надо всячески поддерживать наш стратегический ресурс - оставшуюся по сей день фундаментальную науку. Здесь первоочередная задача - интеграция Академии наук как ценного ресурса прошлого с университетами, центрами исследований сегодняшнего и завтрашнего дня.