о отборе талантливых школьников

Автор Михаил Гельфанд, 26.03.2007 20:51

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Михаил Гельфанд

Вторая часть текста М.А.Ройтберга (первая и общая мотивировка - в http://scientific.ru/society/forum.php?topic=871.0)

2. Система отбора.

   2.1.Лучше сказать - система распознавания и поддержки ребят, склонных к занятиям наукой; система научно-технического просвещения. Система отбора лучших из них в специализированные центры (например, в интернаты при ведущих научных центрах) - это только вершина пирамиды, позволяющей каждому ребенку подняться до адекватного ему уровня.
   
   2.2.Система «распознавания и вовлечения» уже была создана в СССР - это многоуровневая система олимпиад,  от школьных до всероссийских и международных. Существенной особенностью системы является ее централизованность - ученик из глубинки получает «канал связи с центром».
   В последние годы эта система была дополнена новыми формами, например, турнир Ломоносова, турнир городов, удачным опытом были Соросовские Олимпиады. Все это нужно систематизировать и использовать, опираясь на весьма квалифицированный коллектив людей, которые уже занимаются олимпиадами (Н.Н.Константинов и др.).
   
   2.3. Другой стороной системы распознавания и вовлечения являются кружки на местах - в школах,  детско-юношеских центрах (б. домах пионеров) и т.п. Здесь также важна многоуровневость. Есть полная аналогия со спортом - победы на крупных соревнованиях зависят от наличия спортивной площадки в каждом дворе.
   Следует поддерживать учителей и «общественников» на местах (особенно - вне крупных центров), готовых заниматься  с талантливыми ребятами.   Эта поддержка может быть не только материальной, но и методической (конференции, возможность поделиться опытом, получить консультации и пр.). Нужно поддерживать Интернет-сайты и печатные издания, обеспечивающие такую работу.

   2.4. Интернет и традиционные СМИ. В СССР большую роль в пропаганде науки играла центральная печать. Например, вступительные задания в Заочную математическую школу печатались в «Комсомольской правде». Это нужно возрождать - с поправкой на нынешние условия, прежде всего - на Интернет. Нужны образовательные порталы, содержащие задачи, книги, информацию о мероприятиях и т.п.  Пример - www.mccme.ru .
   
   2.5. Система научно-технического просвещения должна работать не только со старшеклассниками. С одной стороны - способности нужно развивать смолоду. С другой - талантливый ребенок часто талантлив многогранно и его таланты могут уйти в сторону от науки (а в худших случаях - и в криминальную сферу  :().

   2.6. Работа с «самородками». В особой поддержке нуждаются талантливые ребята из сел, небольших городов и пр. Должны быть предусмотрены особые меры поддержки таких ребят.   Большую роль играют специализированные интернаты при крупных  научных центрах.  Однако нужны меры поддержки и для тех, кто (пока) живет в глубинке. К таким мерам можно отнести стипендии для приобретения компьютера, книг, аппаратуры; оплату поездок на учебно-научные мероприятия, обеспечение доступа к Интернет-ресурсам и пр.
   Большую роль может сыграть система индивидуального заочного обучения, Пример такой системы - уже упоминавшаяся Заочная математическая (ныне - многопредметная) школа. Очень эффективной может быть работа заочных научных руководителей (консультантов) - особенно, основанная на использовании Интернета. 

Zadereev Egor

Наверняка по стране много чего похожего проходит - хорошо бы разобраться кто этим занимается, кто это курирует, какой вообще уровень проведения подобных мероприятий и какие финансы задействованы. Лично по Красноярску я не знаю чтобы кто-то выходил на научный центр по поводу проведения подобного, хотя 90% фунд. науки в Красноярске делается все таки  в КНЦ.

http://www.yarsk.ru/news/?i=100023911
В Красноярске состоится краевой форум «Молодежь и наука»-2007 
Талантливая молодежь Красноярска представит свои работы на XXI краевой научно-практической конференции. Форум стартует второго апреля в Красноярском Дворце пионеров и школьников. В нём примут участие более 400 школьников края. Юные ученые смогут не только выступить с собственным проектом, но и многому научиться. Прежде всего, друг у друга - обмен опытом, идеями, научными проблемами со сверстниками - одна из задач, которую обозначили организаторы мероприятия. После подведения итогов научной выставки самые оригинальные, инновационные проекты и их авторы будут вознаграждены дипломами, медалями, путевками на российские и международные соревнования, премиями в рамках национально проекта «Образование».

Краевой форум проёдет со 2 по 7 апреля с 10.00 до 17 часов.

Сергей Шишкин

Что касается интернета, то надо помнить, что в этом году планируется завершение интернетизации всех школ. Это - КОЛОССАЛЬНЫЙ ресурс для пропаганды науки и предоставления ВСЕМ талантливым школьникам (несмотря на все проблемы с учителями, расстояниями, библиотеками, распространением книг и т.п.) ресурсов для самообразования. Но чтобы этот ресурс хорошо работал, он должен быть правильно сконфигурирован, чтобы школьники могли с большой вероятностью находить наиболее качественные материалы, хорошие заочные школы и т.п.

Напр., на мой взгляд, было бы очень полезна удобно устроенных и легко находимых (напр., включенных в какой-то рекомендуемый для школ список ресурсов??) обновляемых каталогов лучших ресурсов по отдельным дисциплинам (с разбивкой не только по тематике, но и по уровню сложности, в т.ч. отдельно для разного возраста), причем составляемых и поддерживаемых обязательно специалистами (или под наблюдением специалистов) в этих дисциплинах. Что-то вроде "внеклассного чтения", что ли...


Александр Азбель

Из http://rosmu.ru/activity/opinions/10.html (про нацпроекты):

В настоящее время в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" производится поддержка школ, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется выплата грантов лучшим учителям, премий школьникам - победителям и призерам олимпиад. Представляется необходимым дополнить эти меры целевой поддержкой специализированных школ с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин, в т.ч. заочных, возможно, через ведущие университеты, на базе которых функционируют большинство этих школ, а также поддержкой летних предметных школ по естественным наукам для победителей региональных, межрегиональных и всероссийских олимпиад. В решении этих задач очень велика роль ведущих ВУЗов. Как отмечалось в выступлении Президента России В.В. Путина на VIII съезде Российского союза ректоров, ВУЗы должны быть заинтересованной стороной в сотрудничестве со средней школой. Кроме того, необходимо существенное увеличение финансирования олимпиад для школьников как важнейшего инструмента отбора талантливой молодежи. В частности необходимо решить вопрос о компенсации расходов, связанных с участием в олимпиадах, поскольку в настоящее время из Федерального бюджета оплачивается лишь проживание и питание участников всероссийских олимпиад, проезд рекомендуется оплачивать за счет регионов, что на практике реализуется не всегда. Премии победителям отчасти снимают эту проблему, но для некоторых регионов стоимость проезда и оргвзноса может оказаться сравнимой с размером премии победителя региональной или межрегиональной олимпиады, а призеры (получатели дипломов низших степеней) этих олимпиад, участвующие в олимпиадах следующего уровня, премии не получают вообще.

В условиях постепенного перехода к приему в ВУЗы по результатам Единого государственного экзамена приобретает исключительную важность существенное расширение льгот при поступлении в профильные ВУЗы для победителей и призеров олимпиад. Необходимо предусмотреть льготы для победителей и призеров олимпиад уровня федерального округа, которые могут ограничиваться ВУЗами данного федерального округа, но не отдельного региона, в котором может и не оказаться ВУЗа соответствующего профиля. Это позволит отчасти уменьшить риск оттока талантливой молодежи из регионов в связи с введением Единого государственного экзамена.


Из http://ipim.ru/discussion/p2/277.html (про ЕГЭ)

Кстати, отрадно заметить, что в новом законе существенно расширены льготы для победителей олимпиад. Если раньше без вступительных экзаменов принимались только победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и участники международных олимпиад, то теперь к ним добавились победители и призеры низших этапов всероссийской олимпиады школьников, перечень которых будет определять Рособразование.

Сергей Шишкин

После олимпиад...


http://molbiol.ru/forums/index.php?act=findpost&pid=557980
Цитата: Бывший студент 27.08.2007 15:22

в Универе я знал несколько человек (мой курс +/- 2 курса) которые здорово выступали на олимпиадах, были победители / призеры городских (Питер) и Союзных олимпиад по химии, физике и биологии (а один товарисч даже по двум сразу). Но как-то уже в Универе они смотрелись как-то бледно (потеря интереса и мотивации?), а дальше о них вообще ничего не слышно, просто потерялись. Удивительно, почему? В том что мозги у ребят устроены правильно я убежден - безотносительно к тому что там у н их в зачетке, очень толковый народ был. Версия со "спившимися гениями" не катит, в студентах они особо не поддавали, да и дальше насколько я знаю тоже, но инфа, конечно , теряется с течением лет.




http://molbiol.ru/forums/index.php?act=findpost&pid=558099
Цитата: YuryK 27.08.2007 19:39

Я замечал с олимпиадниками сходную тенденцию, и меня это обычно расстраивало. Вроде народ офигенно толковый, только вот ощущение, что не понимают, чего с этой "толковостью" делать и куда её прикладывать.  :'(

Мне рассказывали, что на мехмате с олимпиадниками обычно ещё хуже - их к 3-4 курсу вообще выгонять начинают, потому что те ничего не учат первые 2 курса (всё знают), а когда начинаются сложные предметы у них не хватает терпения пахать в нужном направлении.

By the way, я сам олимпиадник, так что выборка из олимпиадных друзей у меня большая, чтобы делать такие выводы. ::)

Между прочим, я вот думаю, что это всё не "особенность" этих одарённых детей, а скорее отсутствие необходимой информации. Например у меня долгое время отсутствовало понимание, что такое успешный ученый, как сделать хорошие публикации и проч. и проч. Или например зачем надо работать в Европе или в Штатах, какое место в жизни учёного занимает английиский и др. Может нам форумом, для будущих, так сказать, поколений составить подобного рода список действий, пусть и весьма спорный, о том, как сделать карьеру выдающегося ученого? Что то в стиле, как стать профессором в Гарварде.  ;)




http://molbiol.ru/forums/index.php?act=findpost&pid=558102
Цитата: Onewish 27.08.2007 20:15

Вы знаете, я думаю тут все дело в среде. В определенный момент у "олимпиадника" пропадает мотивация, так как детство (время dream'инга) кончилось, жизнь бъёт ключом и все по голове, и когда они находятся все время в среде более низких устремлений, в этот определенный момент они совершают безызлучательный переход на более низкий профессиональный уровень... Показателен пример царскосельского Лицея пушкинских времен - там был такой высочайший уровень "среды", что почти все стали теми или иными "личностями", но не "пропадал" никто.


Железняк Александр

28.08.2007 23:58 #6 Последнее редактирование: 29.08.2007 00:05 от Железняк Александр
Не совсем понял, эта ветка для выписок или для мнений - поэтому напишу покороче. Мне кажется, что олимпиадщики уходят в сторону тогда, когда видят, что в них не заинтересованы, а скорее наоборот. В детстве они находятся в среде, которая постоянно поощрает их успехи. Подготовка к олимпиаде выковывает характер и усидчивость, сами олимпиады - концентрацию и боевой дух. Поэтому уже на первом курсе института это вполне самостоятельные и самостоятельно мыслящие(!) люди. Когда же оказывается, что их успехи - это глубоко их личное дело, преподавателям в общем-то плевать, а одногрупники скорее завидуют , чем радуются (в отличие от школы) - срабатывает протестное движение  "да пошли Вы все, козлы тупые!" И большое счастье, если студента заметит вовремя кто-то с кафедры, и начнет давать задачи, соответствующие реальному уровню не столько знаний даже , сколько самостоятельности мышления.
  Еще одним удручающим фактором являлось то, что преподавательский, просто кафедральный  и  состав достойных институтов формировался не столько по успехам в науке и дипломе, сколько по прописке. Хватало и  прочих несправедливостей. Олимпиадщику , 3-4 года привыкшему побеждать только в честной борьбе с объективными показателями, это органически претит. Поэтому они не борются за право куда-нть влезть кривой дорожкой поближе к перспективному профессору - им по-прежнему кажется, что их должны ценить за то, что они такие вот умные и способные. А все бывает и точно наоборот -  зачастую нужны туповатые лоси, которые вытянут рутинную работу для местного кандидата, который хочет стать доктором. А уж потом протянет своего "пахаря" паровозом в кандидаты. :-)

Вот так мне это видится - как старому олимпиадщику советского времени. Регалий хватает.