28.03.2024 19:01

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


продажа научных идей и разработок в лизинг

Автор Вася, 16.05.2006 20:39

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Вася

реальная цена разработки должна включать не только все затраты на расходники, оборудование, зарплату, комунальные услуги за период ее выполнения но и на различного рода балласт - поисковые работы, обучение персонала, содержание менее удачливых ученых, теоретический задел, все неуспешные идеи т.е. затраты на саму разработку+ затраты на существование подразделения или НИИ за период от последней продажи до предпоследней+ прибыль
однако в этом случае сумма получается неподьемная для малого и среднего бизнеса,
снижение цены до "рыночной" чревато деградацией исследовательского подразделения и проеданием ресурсов начиная от теоретического задела и заканчивая расходниками.
получение процента с прибыли коммерсанта от реализации идеи тоже как правило небесконечно, ибо как только потребность в исследователе отпатдает, исчезает и коммерческая целесообразность ему платить (я лично знаком с профессиональным изобретателем который помогает коммерсантам модифицировать чужие идеи и обходить патентные права)
вывод - продажа идеи в лизинг позволяет получить сумму в 2-3 раза большую чем в случае реализации идеи одномоментно, что расширяет в т.ч. рынок сбыта идеи.
предлагаю проработать этот вопрос и привести примеры если есть
указать юридические механизмы

Железняк Александр

Что прорабатывать?
Совесть коммерсантов, которых учат, что "выполненная услуга ничего не стоит"?

Или стандартную схему " поушальный платеж +роялти"? Стандартный механизм. Смотрите термины в Яндексе.

Вася

депрессия это хорошо, но надо жить и бороться
вот сейчас наших братьев-ученых из РАН по слухам хотят поделить на хоздоговорников и истинных ученых
соответственно важно расширить спектр механизмов выживания
в конце концов сложно судить комерсантов за то что им выгодно нас кидать, мне кажеться что введение лизинговых схем могло бы чуть чуть снизить количество желающих кинуть, по крайней мере если коммерсанту придется выбирать кинуть и потом утратить шанс на совместную работу или потерпеть несколько лет расплатиться и продолжить сотрудничество, все же будет сложнее делать необратимые поступки. Другой разговор когда от коммерсанта требуется платить в течение длительного периода с прибыли или однократно изымать из оборота кучу денег в такой ситуации при избытке ученых почему бы и не кинуть.

Железняк Александр

Цитата: Вася от 17.05.2006 20:21
депрессия это хорошо, но надо жить и бороться
вот сейчас наших братьев-ученых из РАН по слухам хотят поделить на хоздоговорников и истинных ученых
соответственно важно расширить спектр механизмов выживания
в конце концов сложно судить комерсантов за то что им выгодно нас кидать, мне кажеться что введение лизинговых схем могло бы чуть чуть снизить количество желающих кинуть, по крайней мере если коммерсанту придется выбирать кинуть и потом утратить шанс на совместную работу или потерпеть несколько лет расплатиться и продолжить сотрудничество, все же будет сложнее делать необратимые поступки. Другой разговор когда от коммерсанта требуется платить в течение длительного периода с прибыли или однократно изымать из оборота кучу денег в такой ситуации при избытке ученых почему бы и не кинуть.


Быстро же я ввел Вас в депрессию и быстро же вы из нее вышли:-)
Судя по ответу, Вы так и не заглянули в Яндекс. "лизинговые платежи" и роялти - это одно и то же.
Что касается опасений коммерсантов - им нечего опасаться. В абсолютном большинстве случаев разработчик не имеет реальных рычагов влияния на коммерсанта, а разработчиков- море. При этом практика показывает, что если Вас кто-то кинул, и Вы расскажете это коллегам, они не перестанут подавать кидале руку. В лучшем случае будут бдительнее, но на сотрудничество все равно пойдут.
Логика , из которой Вы исходите - это логика небольших замкнутых сообществ, где "неправдой мир пройдешь - назад не вернешься" Забывают, что "мир" - это всего лишь сельская община. Для бизнеса же более подходит понятие "проходимцы" - т.е. Вас используют одноразово.
Ответ на вопрос "почему бы и не кинуть" находится внутри каждого.

Вася

согласен что паушальный платеж весьма сюда подходит, с другой стороны видов лизиногвых сделок намного больше, и, соответственно интересен весь спектр лизинговых сделок могущих использоваться для реализации научной идеи.
например использование лизинговых кампаний (сублизинг)
прямой и возвратный виды лизинга, раздельный лизинг и т.д.
мне кажеться участие государственных или комерческих структур имеющих механизмы собственной защиты смогли бы защитить и интересы разработчика?

Железняк Александр

Цитата: Вася от 18.05.2006 20:09
мне кажеться участие государственных или комерческих структур имеющих механизмы собственной защиты смогли бы защитить и интересы разработчика?


А зачем? Что, у них других интересов нет, как защищать кого-то от себя же?

VR

Коллеги,

Должен Вам сказать, что сама постановка вопроса "продажа идей" - абсолютно не коммерческая. В наших условиях идеи не являются товаром. Современному российскому бизнесу (в вашей терминологии "коммерсантам") нужны не идеи, а готовый к употреблению продукт в виде результатов исследования, отчетов по заданной тематике, схемы, процедуры и т.д. Короче говоря, нужна документация, которую можно отнести на себестоимость продукции. А относить идеи на себестоимость российская бухгалтерская система, увы, не позволяет. 

Относительно прогноза "кинут - не кинут". Как правило, это функция многих  переменных, а именно:
- цена вопроса (больше сумма - больше вероятности что кинут);
- размер компании с которой работаешь (чем больше компания, тем выше "порог кидания")
- проработанность договора (чем детальней прописаны условия передачи продукции и оплаты, тем меньше формальных поводов к броскам).

Отсюда мораль:
- предлагать к продаже не идеи, а как минимум документацию
- не пытататься заработать всех денег сразу. а делать небольшие контракты
- работать с крупными компаниями, а не с ЧП
- детально проговаривать что именно передается, когда, в каком виде, когда и сколько за все это платится.

Успехов на коммерческом поприще!

Виктор
Âèêòîð

Вася

в данном случае в идею я вкладывал по возможности широкий смысл пытаясь объединить в термине все многообразие научной продукции в любой форме завершенности.
кинуть выгодно не только разработчика но и любого другого инвестора-коммерсанта нужда в услугах которого отпала а задолженность перед ним осталась, тем не менее не использовать механизмы защиты уже отработанные коммерсантами, по меньшей мере не рационально.
ведь действительно многие ученые очень плохие комерсанты и еще худшие юристы.
в данном топике я пытался высказать 2 идеи
1 перспективность в рамках реформы науки создания лизинговых компаний (жестко контролируемых государством) которые могли бы брать под крыло наименее подкованных в коммерческом плане ученых (в конце концов контролировать государству или АНу 1-2 крупных компании проще чем пытаться защищать права разработчиков перед сотнями мелких фирм)
2 большое разнообразие и гибкость лизинговых схем - насколько это разнообразие применимо к научным разработкам? интересен опыт, если есть, или идеи в этой сфере, какие перспективы продажи теоретических знаний (это ведь тоже немаловажно для конструкторов, подчас теоретические идеи, фундаментальные знания являются толчком для развития кучи прикладных разработок однако платить за теорию до появления разработок рискованно, а после их появления - невыгодно но уже появляются экономические обоснования для оплаты) а вдруг случиться чудо и мы вместе придумаем как экономически повязать фундаментальщика, прикладника и потребителя инновационной продукции? даже если бы 2-3 % теоретиков были бы экономически заинтересованы в помощи прикладникам это было бы уже большое дело для нашей родной страны и ее чиновников.

VR

Научиться торговать фундаменталкой - это сильно! Для анализа предлагаю более детально раскрыть цепочку: фундаментальщик-прикладник-потребитель. Какая научная продукция создается на каждом этапе, каким образом она формализируется, как ее можно оценить.

Буду думать, однако.
Âèêòîð

Вася

сложность в том, что раньше был потребитель-государство, оно было заинтересованно чтобы такие цепочки формировались.
сегодня это явление почти не выражено. вопрос сотоит как создать некий конвейер из фундаментальщиков, прикладников и производителей и, соответственно, продумать экономические механизмы стимулирования. идеи в этой сфере я уже высказывал но они не касались лизинга.
думаю прикладные центры должны иметь возможность давать гранты фундаментальщикам с целью направления их золотых голов в нужное прикладникам русло
применительно к лизингу наверное значимее выработка юридических основ для создания смешанных исследовательских групп (фундаментальщики и прикладники) для последующей совместной реализации комерциализированных разработок.
существует такое понятие "мокрый лизинг" когда поставщик осуществляет обслуживание продукции получаемой потребителем в течение всего периода договора. может быть что-то в этом роде?

VR

Думаю, что про государство как основного заказчика можно забыть. Точнее, нужно рассматривать государство как одного из возможных заказчиков на рынке научной продукции. Отсюда вывод - нужно разрабатывать рыночные механизмы финансирования, а государство к ним приложится, без проблем.
Приняв за основу что мы разрабатываем рыночный механизм, мы автоматически решаем вопросы юридической и экономической базы.
Юридическая база - договор на оказание услуг. Данный вид договора очень широко используется коммерческими компаниями.
Существует огромное кол-во видов услуг, которые могут проходить по данному договору в т.ч. и исследования: маркетинговые исследования рынка, исследование образцов продукции (широко применяется в пищевке), экологические исследования на объекте и т.д.
Другой пример касается разработки документации: разработка проектной документации на объекты строительства, разработка технологической документации на новые продукты (опять пищевка)...
Указанные выше услуги оказывают одни независимые компании другим, опять-таки независимым, компаниям за деньги (это и есть экономическая база!).
Самый интересный вопрос - расчет стоимости услуг. Для работ стандартного характера наиболее правильный подход - расчет стоимости нормо-часа. Т.е. считаются все затраты и делятся на доступное кол-во человеко-часов. В результате получаем себестоимость часа, на которую накидываем маржу. По этой схеме работает большинство контор, оказывающих технические услуги, например автосервисы. В принципе, подобный подход может применяться и для для разработки наукоемкой продукции. В этом случае, основная задача Руководителя (Старшего Продавца) - правильно рассчитать требуемое время на выполнение работ. Конечно, можно выставлять счет за фактически отработанное время, но покупатели на это идут с большой неохотой.

РЕЗЮМЕ: Юридически и экономические механизмы продажи наукоемкой продукции есть, но требуют некоторой адаптации. Для выполнения указанной адаптации и разработки структуры проекта необходимо последовательно рассмотреть цепочку преобразования научной продукции от теории к прикладу и далее к потребителю.

     
Âèêòîð

Вася

не отрицаю, все это делается.
если потребитель разработки четко знает что ему нужно, а разработчик в деталях и микрограммах знает как удовлетворить потребность потребителя то такой механизм совершенно естественен.

а если мы мечтаем создать нечто новое пройдя в перспективе несколько ступенек к этому знанию, то экономические риски такой работы велики, ошибок и неудач также будет не мало, более того будут безуспешные поисковые работы (т.е. тупиковые в экономическом плане попытки) и, соответственно, к стоимости затрат на разработку успешной и эффективной технологии приплюсуются затраты на все эти ошибки и цена может быть весьма неподьемной.
поэтому и важно проработать такие механизы, которые позволили бы потребителю проплачивать все развлечения разработчика, в противном случае, не имея ресурсов для поисковых в т.ч. и фундаментальных работ разработчик быстро деградирует
и здесь лизинг имеет перспективы.

важно чтобы рыночная цена на научную продукцию, позволяла продавцу заниматься воспроизводством этой научной продукции, а не только транжирить накопленные при советской власти наработки.

rawgor

Давайте рассмотрим структуру отношений между наукой (имеются в виду естественные науки), производством и потреблением:

Потребление - что нужно сделать - !! потребность в изделиях !!
Производство - что мешает сделать - !! потребность в технологиях !!
Инженеринг - как можно сделать (технологии) - !! потребность в знаниях о природе !!
Наука - что можно сделать (знания о природе).

Из схемы видно, что в нашей стране нет четко дифференцированного (в правовом смысле) слоя - Инженеринг (технологии). Так называемая «прикладная наука» фактически занимается созданием технологий, а оценивается с позиции науки. Но ведь производству нужна не научная новизна, а патентная чистота и дешевизна технологии.

Поэтому напрашивается идея создания Технологических центров, как центров анализа потребностей производства и имеющихся в науке знаний (о возможности удовлетворения этих потребностей), и синтеза необходимых производству технологий. Но здесь нужна глубокая проработка экономических и юридических аспектов этого вопроса.

Пока к исследователю будут предъявляться требования как к технологу и бизнесмену, и наоборот, результаты будут плачевные.


Вася

по большому счету многие ученые-прикладники, ученые-молбиологи
лично мной воспринимаются как инженеры -конструкторы.
можно пытаться создавать технологические центры на гос. уровне и мы получим чиновничьи структуры которые быстро задавят все попытки создать нечто подобное в частном порядке.

думаю что нужны экономические предпосылки для реализации прикладых задач где угодно как в крупном теоретическом центре, так и в мелком прикладном НИИ или фирме. Тогда любой ученый, даже занимаясь очень фундаментальными вещами, задумается насчет срубить дополнительного бабла на прикладной реализации
своей работы (если у этой работы меются такие предпосылки).
для гос. структур занимающихся наукой, согласен маркетинговые исследования нужны. возможно и впрямь необходимы подобные организации или отделы при НИИ. Тем более что во многих научных центрах есть экономические НИИ и лаборатории (набитые престарелыми дяденьками и тетеньками с весьма устаревшими взглядами).
На худой конец имеет смысл создавать торговые организации, которые наравне с частными фирмами могли бы обслуживать науку занимаясь продажей разработок, формируя пакет заказов (тогда и качественные маркетинговые исследования будут в  интересах этих фирм).