Новости науки. Архив. Май 2001.
31.05.01. Отголоски шума ранней Вселенной в пространственном распределении галактик

Без преувеличения можно сказать, что в последние годы изучение реликтового микроволнового фона и его угловых флуктуаций принесло наибольшее количество блестящих результатов в космологии. В конце мая появилась очень интересная работа, в которой изучаются осцилляции в крупномасштабном распределении галактик.

30.05.01. Реликты Большого Взрыва

Недавно опубликованы последние результаты обработки эксперимента BOOMERanG, дающих спектр флуктуаций реликтового излучения Вселенной в масштабах от 5 градусов до 10 минут дуги. Эти данные можно рассматривать как еще один аргумент в пользу модели инфляционной, т.е. раздувающейся горячей Вселенной.

26.05.01. Преломление электронного пучка

Слово "преломление" вызывает в уме, прежде всего, картинку светового луча, пересекающего границу раздела двух сред. Однако явления, похожие на преломление, могут сопровождать движение не только света, но и частиц. Недавно было показано, что пучок электронов может "преломиться" на выходе из облака плазмы. Необыкновенным в этом явлении является то, что на траекторию мощного ультрарелятивистского пучка, способного пробуравить несколько миллиметров железа, оказывается возможным воздействовать с помощью разреженного газа.

25.05.01. Драгметаллы из нейтронных звезд

Кислород, углерод и многие другие элементы образуются в недрах звезд и выбрасываются в космос на конечных этапах их жизни, например, при взрывах сверхновых. Однако до сих пор окончательно не ясно, где образуются элементы тяжелее железа, в том числе такие, как золото и платина. Ясно только, что для этого необходимо иметь очень большую плотность нейтронов. Один из возможных путей, давно предложенный для синтеза тяжелых элементов - это их выброс из сливающихся нейтронных звезд. Недавно проведены детальные расчеты этого сложнейшего процесса.

25.05.01. Воспламеняющаяся Вселенная

В конце марта 2001 года в е-принт архиве появилась статья, которая предлагала альтернативный общепринятому взгляд на то, как именно протекал Большой Взрыв. В апреле эта работа была отмечена многими новостными сайтами, включая Астрономическую картинку дня. Зачастую эта новость подавалась в виде "теперь мы, наконец-то, понимаем, что же произошло со Вселенной". Однако с такими выводами торопиться не стоит — все точки над "i" здесь не расставлены.

24.05.01. Дополнительные пространственные измерения входят в моду

О том, что физики в последние годы "открыли" в привычном нам мире дополнительные пространственные измерения — "в нагрузку" к высоте, длине и ширине — знают многие. Однако среди работ, посвященных дополнительными пространственными измерениями, особняком стоит недавняя статья, показывающая, что в теории поля существует возможность динамически создавать, генерировать новые пространственные измерения. Эта работа демонстрирует, как в обычном четырехмерном пространстве-времени у частиц появляется дополнительная степень свободы, которая с полным правом может быть интерпретирована как еще одна пространственная координата.

22.05.01. Переоткрытая сверхновая SN 1997ff.

Обработка наблюдений космического телескопа Хаббл, проведенных в 1997 году, показала, что была открыта самая далекая из сверхновых, обозначенная SN 1997ff. Она относится к сверхновым типа Ia (SNIa) - термоядерным взрывам белых карликов. Это открытие дает новые веские аргументы в пользу модели "ускоряющейся Вселенной".

17.05.01. Вещества, сжимающиеся при нагревании

Подавляющее большинство конденсированных сред — жидкостей и твердых тел — обладают положительным коэффициентом теплового расширения: т.е. при нагревании они расширяются, а не сжимаются. Однако есть вещества, которые ведут себя с точностью до наоборот. Один из самых интригующих материалов из этого класса — керамическое соединение ZrW2O8 — активно исследуется в последние годы.

16.05.01. Как "пощупать" пространственно-временную пену?

Эффекты квантовой гравитации столь далеки от реального мира, что, казалось бы, их экспериментальное наблюдение — задача безнадежная не только сегодня, но и в ближайшем будущем. Однако не все так безрадостно: появились работы, предсказывающие, что уже в ближайшие годы новое поколение интерферометров сможет "увидеть" квантовое дрожание пространства-времени: так называемую пространственно-временную пену.

13.05.01. Двухфотонные лазеры

Как известно, генерация света в привычных нам оптических лазерах осуществляется за счет вынужденного излучения: фотон, пролетая рядом с возбужденным атомом, заставляет его излучать еще один фотон, полностью когерентный с первым. Однако в атомах существуют не только однофотонные, но и двух- и многофотонные излучательные переходы. Поэтому можно представить себе такой лазер, в котором два падающих фотона (возможно, обладающие разными частотами) заставляют возбужденный атом излучать сразу два новых фотона, находящихся в когерентном состоянии с первой парой. Такой двухфотонный лазер был предложен еще на заре лазерной эры, но лишь в последние годы он был реализован и стал объектом пристального изучения.

13.05.01. Фермионный лазер?

Известно, что бозоны при определенных условиях могут "сваливаться" в единое квантовое состояние и образовывать бозе-конденсат. Его важное свойство заключается в том, что все процессы, связанные с пополнением конденсата, значительно усилены. Именно на основе этого явления работают, к примеру, лазеры. В последние же годы похожие явления наблюдаются и в экспериментах с атомными бозе-конденсатами. Однако в отличие от фотонов, атомы могут быть и фермионами, поэтому возникает вопрос: может ли существовать усиление в рассеянии облаков фермионов? Как показали работы [W.Ketterle and S.Inouye, Phys.Rev.Lett.86, 4203 (2001)] и [M.G.Moore and P.Meystre, Phys.Rev.Lett.86, 4199 (2001)], ответ на этот вопрос утвердительный, как ни парадоксально это казалось бы на первый взгляд.

10.05.01. Накопительное кольцо для нейтральных молекул

Накопительные кольца — стандартный метод удержания ионов и заряженных элементарных частиц. Оказывается, этот метод может быть с успехом использован и при манипулировании нейтральными частицами, в частности, молекулами.

10.05.01. Вертикально-излучающие лазеры для систем оптоволоконной связи.

Полупроводниковые вертикально-излучающие лазеры (ВИЛ) находят все более широкое применение в быстродействющих оптоволоконных системах передачи информации. В настоящее время начат промышленный выпуск ВИЛ, излучающих в диапазонах длин волн вблизи l = 850 и 980 нм. Несмотря на успешное развитие технологии ВИЛ для этих спектральных диапазонов, более важной задачей является создание аналогичных приборов для длин волн l = 1.3 и 1.55 мкм.

05.05.01. Поосторожнее со сверхсветовыми скоростями!

Можно ли пересылать сигналы со сверхсветовой скоростью? Вопрос не такой праздный — тем более, что под впечатлением недавних экспериментов по наблюдению сверхсветовой групповой скорости оптических импульсов некоторые, скажем так, недостаточно образованные комментаторы поспешили ответить на этот вопрос положительно. Чтобы устранить все возможные недомолвки, группа американских физиков — авторы одного из нашумевших экспериментов — еще раз вернулась к этому вопросу, приняв в этот раз во внимание квантовую природу света. Их анализ [A.Kuzmich et al., Phys.Rev.Lett.86, 3925 (2001)] показал, что независимо от типа среды скорость распространения сигнала всегда меньше скорости света в вакууме.

04.05.01. Динамически вымороженная 2D-жидкость вихрей Абрикосова.

Строго говоря, в отличие от трехмерного случая, в двумерном случае не должно существовать аморфного состояния в системе вихрей Абрикосова. Тем не менее, в одном из последних выпусков Phys.Rev.Lett. появилась работа, в которой сообщается о наблюдении динамически вымороженной жидкости вихрей в ультратонких пленках YBa2Cu3O7 при температурах существенно выше температуры плавления двумерного кристалла вихрей Абрикосова в отсутствии беспорядка.

03.05.01. Магнитная записывающая среда с улучшенной временной стабильностью.

Успехи в изготовлении энергонезависимых магнитных запоминающих устройств с высокой плотностью записи информации ограничиваются возрастающей временной неустойчивостью записанной информации при уменьшении размера "магнитного бита" вследствие возрастания вероятности процессов спонтанного изменения магнитного момента такого бита. Для повышения стабильности немецкий ученый П.Енсен предлагает наносить ферромагнитные "островки" на антиферромагнитные подложки.

01.05.01. Избыток ридберговских атомов в расширяющейся ультрахолодной плазме.

Плазма может казаться многим довольно экзотической вещью, однако большая часть вещества во Вселенной находится именно в таком состоянии. Хотя бы поэтому исследование свойств плазмы в различных условиях представляет несомненный интерес. Недавно полученные экспериментальные данные говорят, что стандартная модель не в состоянии корректно описать процессы рекомбинации электронов и ионов в ультрахолодной расширяющейся плазме.