Новости науки. Архив. Июнь 2003.
30.06.03. Новости биологии: коротко о самом интересном.

Oбозрение Сергея Григоровича: самые интересные новости биологии.

30.06.03. Обзор hep-ph за 2 -- 20 июня 2003 года

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов теоретическая физика элементарных частиц, hep-ph, за три недели, 2 -- 20 июня 2003 года.

30.06.03. Обзор hep-ex за 2 -- 20 июня 2003 года

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов экспериментальная физика элементарных частиц, hep-ex, за три недели, 2 -- 20 июня 2003 года.

29.06.2003. Новое применение ЯМР в онкологии.

Используя технику функциональной магнитно-резонансной интроскопии, ученые из университета Огайо разработали новый подход визуализации опухолевых клеток - "виртуальную биопсию", который позволит делать более достоверными предсказания реакции пациента на лечение.

27.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Какая доля солнцеподобных звезд имеет планеты?

Хотя на сегодняшний момент обнаружено уже более 100 планет за пределами Солнечной системы, существующие методики позволяют выявить далеко не все возможные планеты даже у близких звезд. Английские ученые попытались понять, сколь сильно имеющиеся ограничения занижают процент звезд, имеющих планеты.

26.06.03. Загадочная "сверхновая" в ореоле GRB 030329.

По спектральным наблюдениям выявлена "сверхновая" в ореоле (afterglow) гамма-всплеска GRB 030329. Однако поведение потока не показывает признаков сверхновой.

25.06.03. Управление молекулами или нанотехнология для химии

Умение работать с отдельными молекулами необходимо не только для развития молекулярной электроники (см. нашу новость ), оно также может оказаться полезным и для химии.

23.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Новый тип слабых рентгеновских источников

В результате обработки снимка телескона Чандра найдено семь необычных (не имеющих оптического отождествления) рентгеновских источников. Возможно, это очень далекие сверхмассивные черные дыры, но пока еще нельзя сделать окончательного заключения.

23.06.03. Противоестественная связь или молекула ... без электронов.

Из-за существования кулоновского отталкивания между зарядами одного знака в природе не могут существовать молекулы из одних только положительно заряженных ядер. Российские и американские физики решили восполнить такое "упущение" и предложили способ, как удержать вместе положительно заряженные ядра и создать молекулу без электронов.

21.06.03. Обзор astro-ph (выпуск N47) за 16 - 21 июня 2003 года: избранные статьи.

Обзор С.Попова и М.Прохорова: статьи из архива е-принтов астрофизика, astro-ph, за неделю.

21.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Следы сверхновой в кривой блеска и спектре оптического ореола гамма-всплеска GRB 021211

В последнее время наиболее популярной моделью гамма-всплеска является коллапс быстро вращающегося ядра очень массивной звезды, сопровождающийся вспышкой сверхновой или гиперновой. Свидетельством в пользу этой гипотезы могут быть "видимые следы" вспышек обычных сверхновых в оптических послесвечениях гамма-всплесков.

20.06.03. Управление излучением твердотельных структур на атомном уровне.

Атомом больше, атомом меньше - какая казалось бы, разница (хоть для обычных твердых тел, хоть для твердотельных наноструктур)? В подавляющем большинстве случаев - никакой, но бывает и по-другому. Как показано в недавно вышедшей статье американских ученых, иногда можно управлять испусканием света на уровне "плюс-минус атом".

18.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Вращение Be звезды Ахернар по данным VLTI-VINCI

Одна из известных ярких звезд альфа Эридана - Ахернар - является т.н. Ве-звездой, важным свойством таких звезд является быстрое вращение. Недавно удалось получить изображение этой звезды, оказалось, что она ... существенно сплюснута.

17.06.03. Властелины колец и вихрей.

Есть ли какая-то связь между столь разными вещами, как сверхпроводники и, например, космические струны? Не исключено, и эксперименты, подобные экспериментам французских и израильских ученых по наблюдению необычных кольцевых структур из вихрей Абрикосова в ниобии, возможно, что-то скажут нам о далекой во всех смыслах Вселенной.

15.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Каннибализм в скоплении галактик C0337-2522 на z=0.59.

В центрах многих скоплений галактик наблюдаются гигантские эллиптические галактики так называемого типа cD. Эти объекты образовались в результате "галактического каннибализма" - слияния массивных галактик в центрах скоплений. Однако, до сегодняшнего дня ни одного прообраза cD галактики, еще не завершившей своего формирования, известно не было. Пять галактик, показанных на картинке, являются первыми кандидатами на эту роль.

14.06.2003. Квантовые точки нашли применение в визуализации биологических структур.

Исследователи Корнельского университета использовали для 3D визуализации биологических структур с помощью многофотонной флуоресцентной микроскопии вместо традиционных красителей столь "модные" теперь квантовые точки. Это один из тех случаев, когда разброс размеров квантых точек явлился не недостатоком, а достоинством.

14.06.03. Обзор astro-ph (выпуск N46) за 1 - 15 июня 2003 года: избранные статьи.

11.06.03. Витимская сенсация. Комментарий.

Комментарий руководителя первой и участника второй экспедиции по поиску Витимского метеорита Сергея Язева по поводу сообщений средств массовой информации об обнаружении места падения и фрагментов метеорита.

10.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Глубокое наблюдение скопления галактик в Персее на Чандре

Термин глубокое наблюдение означает очень долгую экспозицию, в данном случае - 200 000 с, т.е. два с половиной дня. Объектом наблюдения был центр скопления галактик в созвездии Персея (A426), где находится гигантская центральная галактика NGC 1275.

09.06.03. "Светящиеся мостики" в наномире

Представьте себе столбики с растянутыми между ними светящимися гирляндами - и все это ... с субмикронными размерами. Нечто подобное получили канадские и японские ученые в стремлении добиться интенсивной люминесцении одностенных углеродных нанотрубок.

08.06.03. Естественные термоэлектрические охлаждающие устройства?

Наблюдая за жизнью шершней, израильские ученые установили, что эти насекомые обладают достаточно эффективным механизмом охлаждения своего тела. Исследователи полагают, что они столкнулись с неизвестным ранее явлением - термоэлектрическим охлаждением у живых существ.

07.06.03. Обзор hep-ph за 26 -- 30 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов теоретическая физика элементарных частиц, hep-ph, за неделю, 26 -- 30 мая 2003 года.

07.06.03. Обзор hep-ex за 26 -- 30 мая 2003 года: избранные статьи

Обзор Игоря Иванова: статьи из архива е-принтов экспериментальная физика элементарных частиц, hep-ex, за неделю, 26 -- 30 мая 2003 года.

07.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Производство элементов звездами

Расчеты производства различных химических элементов звездами разных масс непростое дело: они включают в себя расчеты звездной эволюции, моделирование взрыва сверхновой, а также моделирование разлета оболочки.

06.06.03. Сегнетоэлектрическое упорядочение в органических кристаллах под действием света

В органических кристаллах на основе тетратиофульваленов, привлекающих в последнее время все большее внимание ученых, обнаружен переход в сегнетоэлектрическое состояние под действием света.

05.06.03. "Астрономическая научная картинка дня" - Самый замагниченный пульсар

Открыт самый замагниченной радиопульсар. Он оказался нейтронной звездой с очень большим периодом вращения - около семи секунд. Это роднит его с радиотихими аномальными рентгеновскими пульсарами и источниками мягких повторяющихся гамма-всплесков. Такое родство радиотихих и радиоярких объектов бросает вызов современным теориям пульсарного излучения.

04.06.03. Обзор gr-qc, hep-th, hep-ph и astro-ph за 26 - 31 мая 2003 года: избранные статьи по космологии.

Обзор Сергея Павлюченко. Статьи и архивы е-принтов гравитация и квантовая космология: hep-ph, hep-th и gr-qc, за неделю 26.05 - 31.05.

03.06.03. Обзор astro-ph (выпуск N45) за 26 - 31 мая 2003 года: избранные статьи.

02.06.03. Искусственные кристаллы из искусственных атомов?

Квантовые точки иногда образно называют "искусственными атомами". Раз есть искусственные атомы, почему бы не попробовать "собрать" из них искусственные кристаллы?