![]() |
Новости науки |
21.09.01. Форум космического искусства Великобритании |
"Форум космического искусства Великобритании" прошел 15 сентября в
Картинной галерее Ференс. Это уже третья ежегодная встреча художников и
ученых, ориентированных на художественное преобразование космоса.
На предыдущих форумах выступала со своими идеями Корнелия Паркер,
предлагающая отправить в космос искусственный метеорит, а так же Драган
Живадинов и Марко Пельян, которые рассказывали о работе по организации
театрального представления в условиях невесомости.
В ежегодных форумах принимают участие: Национальный центр космических
исследований и Совета искусств Англии, Авиакосмическое подразделение
компании Даймлер-Бенц, Ассоциация независимых астронавтов, и другие
организации.
В этом году на форуме в качестве специального гостя присутствовал Ричард
Криеч из Австрии, который организовал в 1990 г. нечто вроде
театрализованного представления, в котором участвовали роботы, управлявшиеся
космонавтами со станции <Мир>.
На этот раз обсуждали вопросы, касающиеся особенностей исследования космоса
пилотируемыми и автоматическими космическими аппаратами.
Информация о форуме доступна здесь
Эта новость, имеющая курьезный оттенок, заслуживает комментария.
Кто-то считает представителей "космического искусства" первыми ласточками, а
кто-то именует их выскочками, занимающимися саморекламой.
Художники, как известно, всегда внимательнее других присматривались к
небесам, чаще задумывались о высоком, и глубже восхищались прекрасными
красками радуги. Теперь они вдохновляются доселе невиданными возможностями,
которые открывает перед ними космическая техника. Как ни велико небо, однако
человеческая фантазия уже представляет его в качестве гигантского
художественного холста, и как ни дороги ракеты и спутники, но к ним уже
примеряются, чтобы использовать их в качестве раскрашивающих приспособлений.
У космических роботов кроме научного постижения появилось, к примеру, и
другое применение - участие в зрелищных перформансах.
Естественная экзотика всегда будет сопровождать любое мероприятие, связанное
с космосом. А это хороший способ привлечь внимание.
В этом году о России лучше всего говорили именно после эффектного шоу, каким
стало затопление станции <Мир>. Тогда все телеканалы планеты показывали
съемки огненной трассы Мира.
Время от времени в разных умах возникают замыслы сотворить в космосе
искусственное зрелище для всей планеты:
К Олимпийским играм1996 г. компания Space Marketing Co., предлагала
развернуть на орбите рекламный баннер. Тогда проект не был реализован, но
все же компания организовала на станции "Мир" съемку рекламного ролика с
летавшей в открытом космосе надувной банкой Пепси.
В прошлом году была проведена рекламная кампания по инициативе сети
ресторанов Пицца-хат, чья 10 метровая эмблема украсила ракету "Протон". Это
произошло уже после того, как их рекламщики вынуждены были отказаться от
гораздо более честолюбивого проекта - проецирования обновленного логотипа
компании аж на Луну. Первоначально планировалось высветить торговый знак на
нашем естественном спутнике с помощью мощного лазера, но стоимость оказалась
астрономической. Кроме того, инженеры от космонавтики сказали, что
необходимые лазерные технологии не будут доступны еще несколько лет и даже
если бы имелись, логотип должен был бы быть размером со штат Техас, чтобы
его видели без телескопов.
Совсем недавно появилась информация о намерении художника Джеймса Дауни,
создать "совместную работу астрономического искусства". Он надеется, что
миллионы владельцев лазерных указок, направят их в одну точку и "покрасят
Луну", высветив на ней небольшое красное пятно. Запланированы 5 минутные
попытки на две ночи в октябре и ноябре. Правда, по оценкам ученых,
чрезвычайное ослабление лучей с расстоянием, и их рассеяние сделают размеры
пятна очень большими, а яркость очень низкой.
И раньше от "космических художников" исходили предложения создать
"глобальные художественные работы" - обычно большие отражающие орбитальные
скульптуры или искусственно вызываемые свечения, вроде северного сияния,
которые могли бы наблюдаться большинством населения планеты. Понятно, что те
проекты должны были нести глубокую смысловую нагрузку и символизировать
что-то высокое. Хотя, большинство из них были технически нереализуемы или
финансово неподъемны. Например главный идеолог "космического искусства"
художник Артур Вудс предлагал построить в орбите надувную скульптуру в виде
большого бублика - километр в диаметре, которая была бы видна на небе как
круг, приблизительно в1/8 размера Луны. После некоторого времени на орбите,
у скульптуры развернулся бы солнечный парус, и она улетела бы куда-то вдаль.
Можно представить общую стоимость этого проекта, если только запуск одного
килограмма груза на орбиту обходится в 7-10 тыс. долл.
Такого рода проекты действительно весьма противоречивы и слишком сложны,
особенно для "богемных" представителей "космического искусства". У
"инженеров человеческих душ", как правило, плохо с точными науками, поэтому
высокоточные космические требования им мало понятны. Но если всерьез
обсуждают, какие цветы лучше сажать на Марсе, то почему бы и не представить,
в какое разноцветие можно разукрашивать земное небо? Что ж, подождем -
увидим. Может и правда околоземный космос поменяет свой образ.
Ссылки по теме:
Радик Кагиров
|
|