![]() |
||||
Новости науки | ||||
21.03.01. Стабилизация неустойчивых жидких "конструкций" звуком. | ||||
Повседневный опыт учит нас, что струя жидкости распадается на
капли. Это явление издавна привлекало внимание исследователей, однако объяснение было
найдено только в XIX веке. Плато и Рэлей показали, что распад струи жидкости на капли связан с
поверхностным натяжением. Не только теоретический, но и практический интерес представляет
изучение влияния внешних воздейстий на подобные системы со свободными поверхностями, в
частности, возможность подавления неустойчивости внешним воздействием. В работе [1]
предложен новый способ борьбы с неустойчивостью - пассивная стабилизация звуком.
В последние десятилетия создано множество устройств (от спрэев до струйных принтеров), в которых "работают" струи жидкости и капли. Неудивительно потому, что исследования в этой области идут достаточно активно. Одним из модельных объектов исследования являются так называемые жидкие "мостики" - цилиндрические жидкие "колонны", соединяющие два твердых диска (рис.1). В отсутствие силы тяжести мостик является устойчивым до тех пор, пока его длина не превышает 2p R, где R - радиус цилиндра. Если же длина мостика превышает критическое значение, то один из концов колонки начинает утолщаться, а другой - утоньшаться и, в конечном итоге, мостик разрывается (неустойчивость Рэлея-Плато, фотографии (d) - (h) на рис.2). Причина возникновения подобной неучтойчивости состоит в том, что для мостика с длиной, превышающей критическую, поверхностная свободная энергия уменьшается с ростом асимметрии. Однако неустойчивую "конструкцию" можно стабилизировать внешним воздействием, например, звуковой волной. В некотором диапазоне длин волн давление звука на поверхность жидкой колонны быстро растет с ростом радиуса цилиндра R. Соответственно, при образовании утолщения давление на "утолщенную" часть колонны возрастает и мостик автоматически "поджимается" в данном месте.
Исследователи помещали жидкий мостик (раствор воды и глицерина) в узел стоячей звуковой волны (рис.1). Для проведения экспериментов в условиях невесомости использовался самолет НАСА КС-135. Удалось добиться устойчивости мостиков с длиной, почти в полтора раза превышающей критическое значение. К сожалению, кратковременность условий искусственной невесомости затрудняет определение границ применимости методики пассивной стабилизации.
1. Mark J.Marr-Lyon, David B.Thiessen, and Philip L.Marston. Phys.Rev.Lett. v.86, 2293 (2001).
| ||||
|