![]() |
Новости науки |
21.11.03. "Союз" будет сильнее и завоюет еще большую популярность. |
Обновленная российская ракета-носитель "Союз-2" подтолкнет
отечественную промышленность и притянет иностранные заказы. На это рассчитывают высокие
чиновники России и Европы. А в самарском ракетно-космическом центре "ЦСКБ-Прогресс" готовятся к
пополнению в многочисленном семействе выпускаемых там ракет. Созданный ими РН имеет целый ряд
преимуществ и уже привлекает новых сторонников.
Писатель Алексей Толстой, выросший в самарском Заволжье, в романе "Аэлита" описал первое
путешествие к Марсу. В реальности корабль "Марс-1" полетел туда в 1962 г. с помощью ракеты,
изготовленной в Самаре. А еще через сорок лет аналогичная ракета подняла в космос европейский зонд
"Марс Экспресс". В декабре нынешнего года он начнет искать на красной планете воду и признаки
жизни. Запуск зонда произошел при активном участии совместного российско-французского общества
"Старсем". Оно же стало основным проводником идей "ЦСКБ-Прогресс" по созданию проекта "Союз-
Куру", в котором предполагается использование модернизированной РН "Союз-2", адаптированной к
условиям приэкваториального французского космодрома.
В последние годы развитие микротехнологий позволяет уменьшить вес и размеры космических
аппаратов. Дорогие носители-тяжеловозы становятся не столь необходимы, а потому возрастает интерес
к проверенной российской ракете среднего класса. Но она нуждается в обновлении.
Благодаря применению усовершенствованных форсунок, двигатели "Союз-2" поднимают на 300 кг
больше. Это достаточно много, если вспомнить, что космические туристы менее чем за 100 кг
собственного веса платят десятки миллионов долларов.
И стартовать новый носитель будет с более удобной площадки - в местечке Синнамари, недалеко от
города Куру во Французской Гвиане. Там уже вырубают джунгли под строительство стартового
комплекса, который соорудит Россия. В основе своей он останется прежним, что позволит избежать
многих затрат. В отличие от принятой у нас технологии, там головная часть со спутником будет
устанавливаться на ракету непосредственно на стартовом комплексе, перед пуском. Это дань
европейским традициям - сохранять вертикальное положение космического аппарата на всех этапах его
подготовки. Поворотная платформа на стационарной башне с закрытой кабиной позволит инженерам и
ученым спокойно работать и отлаживать спутниковые системы даже во время частых тропических
дождей.
Наземный путь самарских ракет станет более извилистым. Сначала по железной дороге до Санкт-
Петербурга, потом кораблями до северного побережья Южной Америки. Но это как раз тот случай, когда
"кривая вывезет" лучше. Ведь подняться с Земли легче там, где выше ее скорость вращения, то есть
поближе к экватору.
Внешне ракета "Союз-2" выглядит более "башковитой" - увеличен объем ее головного обтекателя и
усилена конструкция 3-ей ступени. Это позволит выводить на орбиту спутники большего диаметра, со
стандартными "европейскими" размерами. Правда, такое изменение формы усложнило задачу
управления ракетой. Поэтому ее сделают "умнее", оснастят более совершенным "мозгом" - новой
цифровой вычислительной машиной. Екатеринбургское "НПО Автоматики", которое традиционно
занималось начинкой ракет морского базирования, приступило к производству комплектов систем
управления для РН "Союз-2". При этом снимается часть функций с наземного оборудования и
применяется спутниковая навигация.
Увы, ракетное электрооборудование в разных странах уже сильно устарело. Даже начинку хваленых
американских "Шаттлов" уже называют антиквариатом и с трудом находят замену выходящим из строя
деталям. И необходимость модернизации электронной начинки "Союза" тоже назрела.
7 ноября подписано соглашение между Правительствами России и Франции о размещении ракеты-
носителя "Союз-2" на космодроме Куру. Пока в верхах улаживаются политические формальности,
ракетчики дорабатывают проект, уточняют технические детали, постоянно курсируя между Самарой,
Москвой, Парижем и Куру. По словам одного из них, Валентина Приходкина
На месте начинающегося строительства довольно жарко. Места там почти курортные, не сравнить с
суровостью условий на российских космодромах. Для первых участников проекта начало выглядит
многообещающим.
|
|