Scientific.ru
Новости науки
21.11.03. "Союз" будет сильнее и завоюет еще большую популярность.

Обновленная российская ракета-носитель "Союз-2" подтолкнет отечественную промышленность и притянет иностранные заказы. На это рассчитывают высокие чиновники России и Европы. А в самарском ракетно-космическом центре "ЦСКБ-Прогресс" готовятся к пополнению в многочисленном семействе выпускаемых там ракет. Созданный ими РН имеет целый ряд преимуществ и уже привлекает новых сторонников.

Писатель Алексей Толстой, выросший в самарском Заволжье, в романе "Аэлита" описал первое путешествие к Марсу. В реальности корабль "Марс-1" полетел туда в 1962 г. с помощью ракеты, изготовленной в Самаре. А еще через сорок лет аналогичная ракета подняла в космос европейский зонд "Марс Экспресс". В декабре нынешнего года он начнет искать на красной планете воду и признаки жизни. Запуск зонда произошел при активном участии совместного российско-французского общества "Старсем". Оно же стало основным проводником идей "ЦСКБ-Прогресс" по созданию проекта "Союз- Куру", в котором предполагается использование модернизированной РН "Союз-2", адаптированной к условиям приэкваториального французского космодрома.

В последние годы развитие микротехнологий позволяет уменьшить вес и размеры космических аппаратов. Дорогие носители-тяжеловозы становятся не столь необходимы, а потому возрастает интерес к проверенной российской ракете среднего класса. Но она нуждается в обновлении. Благодаря применению усовершенствованных форсунок, двигатели "Союз-2" поднимают на 300 кг больше. Это достаточно много, если вспомнить, что космические туристы менее чем за 100 кг собственного веса платят десятки миллионов долларов.

И стартовать новый носитель будет с более удобной площадки - в местечке Синнамари, недалеко от города Куру во Французской Гвиане. Там уже вырубают джунгли под строительство стартового комплекса, который соорудит Россия. В основе своей он останется прежним, что позволит избежать многих затрат. В отличие от принятой у нас технологии, там головная часть со спутником будет устанавливаться на ракету непосредственно на стартовом комплексе, перед пуском. Это дань европейским традициям - сохранять вертикальное положение космического аппарата на всех этапах его подготовки. Поворотная платформа на стационарной башне с закрытой кабиной позволит инженерам и ученым спокойно работать и отлаживать спутниковые системы даже во время частых тропических дождей.

Наземный путь самарских ракет станет более извилистым. Сначала по железной дороге до Санкт- Петербурга, потом кораблями до северного побережья Южной Америки. Но это как раз тот случай, когда "кривая вывезет" лучше. Ведь подняться с Земли легче там, где выше ее скорость вращения, то есть поближе к экватору.

Внешне ракета "Союз-2" выглядит более "башковитой" - увеличен объем ее головного обтекателя и усилена конструкция 3-ей ступени. Это позволит выводить на орбиту спутники большего диаметра, со стандартными "европейскими" размерами. Правда, такое изменение формы усложнило задачу управления ракетой. Поэтому ее сделают "умнее", оснастят более совершенным "мозгом" - новой цифровой вычислительной машиной. Екатеринбургское "НПО Автоматики", которое традиционно занималось начинкой ракет морского базирования, приступило к производству комплектов систем управления для РН "Союз-2". При этом снимается часть функций с наземного оборудования и применяется спутниковая навигация.

Увы, ракетное электрооборудование в разных странах уже сильно устарело. Даже начинку хваленых американских "Шаттлов" уже называют антиквариатом и с трудом находят замену выходящим из строя деталям. И необходимость модернизации электронной начинки "Союза" тоже назрела.

7 ноября подписано соглашение между Правительствами России и Франции о размещении ракеты- носителя "Союз-2" на космодроме Куру. Пока в верхах улаживаются политические формальности, ракетчики дорабатывают проект, уточняют технические детали, постоянно курсируя между Самарой, Москвой, Парижем и Куру. По словам одного из них, Валентина Приходкина

На месте начинающегося строительства довольно жарко. Места там почти курортные, не сравнить с суровостью условий на российских космодромах. Для первых участников проекта начало выглядит многообещающим.

Радик Кагиров

Обсудить на форуме


На главную страницу