![]() |
||
Новости науки | ||
01.07.04. Автомобильные датчики от НИИФП | ||
В свое время специалисты НИИФП им.
Ф.В.Лукина (Зеленоград) ориентировали свои разработки мембранных технологий на изготовление
рентгеношаблонов для СБИС и МЭМС. В рыночных условиях нашлись и другие применения этой
технологии.
Группа специалистов под руководством к.ф.-м.н. Н.А.Дюжева совместно с сотрудниками ООО
«Unique IC's» на базе мембранной технологии успешно разрабатывают микродатчики различного
назначения. Технология позволяет интегрировать в одном чипе первичные преобразователи физико-
химических параметров среды в электрические сигналы (сенсоры) со схемами управления и обработки
результатов.
Ключевым элементом сенсоров является многослойная (до 6 слоев) диэлектрическая мембрана,
прочная, эластичная, стабильная в широком температурном диапазоне, с минимальными тепловыми
потерями в подложку. Сенсор датчика массового расхода газа (рис. 1) работает на
термоанемометрическом принципе. Его основная часть состоит из чувствительного платинового
резистора R1 и нагревателя Rн, изолированных друг от друга термически и электрически. При
прохождении потока газа над нагретым резистором его сопротивление изменяется в зависимости от
массы проходящего газа. Оптимальное расположение сенсора в потоке позволяет точно измерять
величину массового расхода газа. По обе стороны от основной части сенсора располагаются два
дополнительных платиновых резистора R2 и R3 для регистрации направления потока и мгновенного
значения температуры. Еще один дополнительный резистор R4 измеряет стационарное значение
температуры. Все элементы сенсора, кроме третьего дополнительного резистора, находятся на тонкой
мембране (6), обеспечивающей минимальные тепловые потери в подложку и минимальную тепловую
связь между элементами. Разработанная технология адаптирована для изготовления датчиков массового
расхода воздуха в инжекторных двигателях автомобилей. Экспериментальные образцы автомобильных
датчиков испытаны в аэродинамической трубе Московского радиотехнического института. При
испытаниях в качестве эталона использовали датчик фирмы Bosch, установленный на автомобилях ВАЗ-
2110. При полном совпадении характеристик (зависимость выходного напряжения от расхода воздуха в
кг/ч) бошевского и зеленоградского датчиков, последний обладал и существенными
преимуществами: К тому же, датчик изготавливается по стандартной технологии микроэлектроники и микромеханики.
По оценкам, на собственной технологической базе НИИФП может выпускать до 10000 сенсоров в месяц.
В ближайших планах института - трудная для россиян доработка до потребительского уровня
датчиков: массового расхода газа и жидкости; концентрации газов; контроля состояния фильтров и
систем вентиляции; электромагнитного излучения - и их внедрение в завоеванную Bosch'ем нишу. Хотя
ниша - емкая: автомобильная промышленность; коммунальное хозяйство (бытовые счетчики газа);
технологическое оборудование; газовые котельные; экологический мониторинг.
Источник информации - заметка Л.Журавлевой в бюллетене
ПерсТ, выпуск 12 за 2004 г.
| ||
|