![]() |
Михаил Кацнельсон: «Поэтический и научный текст должен быть очень плотным...» |
![]() |
Газета «Троицкий вариант» № 59 от 03
августа 2010 г.
Научный талант нередко сочетается с талантом в других областях жизни. И хотя для репутации ученого, нет ничего более важного, чем его научные публикации, нам кажется, что стихи доктора физ.-мат. наук, профессора Университета Радбоуда (Нидерланды) Михаила Кацнельсона также достойны внимания. Предлагаем нашим читателям новую подборку его стихов и небольшое интервью с их автором о том, чем похожи научные и поэтические тексты.
— Почему Вы пишете стихи?
— Я не знаю. Стихи, которые (на мой взгляд) не стыдно кому-то показывать, я стал писать совсем недавно. Как-то вдруг резко изменились внутренние настройки. Думаю, тут было два важных момента: что написал и опубликовал с Валей Ирхиным два ненаучных трактата, получив тем самым опыт литературной деятельности, и что в какой-то момент решил, что трактаты больше писать не буду. Удалось с кем-то (или с Кем-то) договориться поменять шило на мыло. Склонность к трактатописанию на рифмоплетство.
— Стихи рождаются невольно, или Вы специально над ними работаете, как над научной статьей?
— Обычно сразу что-то записывается, какие-то кусочки несвязанные, два-три. Потом из них вырастает остальное. День-два уходит на шлифовку, но иногда и сразу получается что-то осмысленное. Ничего общего с писанием научных статей. Там идея месяцами доводится, а то и годами. А писание статьи как таковой всегда мучение. Со стихами это радость. Может, еще и потому, что стихи пишешь совершенно бескорыстно. Никакого участия в «литпроцессе», и никаких мыслей об этом. А научными статьями я на жизнь зарабатываю все же. И должен думать, где и как это будет опубликовано, и т.п.
— Связаны ли, на Ваш взгляд, эстетика хорошего стихотворения и хорошей научной теории?
— И там и там я очень ценю естественность и не люблю выпендреж. Ну, знаете, что называется, образованность свою «показать хочут». Демонстрацию технических навыков при бедности мысли. Смотрите — я и так вот могу, и этак... Это некрасиво, хоть в поэзии, хоть в теоретической физике.
Метод должен соответствовать задаче. В идеале для каждой задачи нужно находить (или создавать) такой подход, чтобы решение выглядело тривиальным. В науке. В поэзии это соответствует точности выбора языка и интонации. В общем основное слово для меня тут — уместность.
Еще (это связанные вещи, конечно) текст должен быть очень плотным. И поэтический, и научный. Он должен разворачиваться при чтении сразу на многих уровнях, вызывать множество содержательных ассоциаций. Должна чувствоваться стоящая за ним богатая и мощная структура.
Ссылки на книги автора в электронном виде
http://gondola.zamok.net/bibl/kacnelson_1.html http://gondola.zamok.net/bibl/kacnelson_2.html |
|
|
|