В.Ф.Вдовин. Тезисы-послесловие к семинару по проблемам науки и образования 26 декабря 2006 г. (ФББ МГУ)

Автор Administrator, 08.01.2007 02:56

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Administrator

В продолжение обсуждения вопросов, поднятых на Рождественском семинаре 26 декабря 2006 г., публикуем тезисы, любезно присланные председателем Совета профсоюза  работников РАН Вячеславом Федоровичем Вдовиным.

См. также:

- предварительная программа семинара (со ссылками на публикации по теме)
- окончательная программа и полная аудиозапись







Тезисы-послесловие к семинару по проблемам науки и образования, проводившемуся на Факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ 26 декабря 2006 г.

В.Ф.Вдовин





К сожалению, формат моего участия в работе рождественского семинара (предложено участие в общей дискуссии) не позволил как раскрыть в полной мере позицию автора, так и полноценно поучаствовать в диспуте.Выражаю надежду, что руководители семинара - организаторы портала scientific.ru найдут возможность для исправления этой несообразности, и предоставят возможность выставить на сайт эти тезисы.

Во-первых, ведущий семинара не позволил выразить искреннюю благодарность руководителям семинара и докладчикам за возможность принять участие в чрезвычайно интересном мероприятии. Что и делаю теперь с удовольствием как от себя лично, так и от остальных представителей руководства профсоюза работников РАН, принимавших активное  участие в семинаре:  зам. председателя совета МРО профсоюза Н.Демченко, председателя комиссии по информационной политике профсоюза Н.Волчковой и члена Совета профсоюза А.Самохина. Особая благодарность профессору А.А.Корнышеву, сделавшему доклад «Наука, образование и академическая карьера в континентальной Европе, Британии и США: сравнительный анализ». По моему глубокому убеждению, эта работа достойна публикации, и профсоюз работников РАН готов оказать содействие в этом, если автор пожелает. Полезное дополнение о жизни польской науки было сделано потом в дискуссии Г.Цирлиной.

Вслед за докладом ведущий М.С.Гельфанд открыл диспут на тему "Стратегии развития фундаментальной науки в России".  Тема, бесспорно, интересна для академического сообщества, поэтому академический профсоюз не мог пропустить этот семинар.

Хотелось бы поприветствовать выбранную форму проведения мероприятия - диспут 1. Диспут традиционно является одной из основных, хотя и практически забытых в последние годы формой научной деятельности, ныне сохранившийся практически только в рамках диссертационных процедур. Хотя, далее не могу не покритиковать (дружески :-) ведущих за отклонения от требований жанра.



1 - Диспут - лат.disputo - рассуждаю, спорю. - Прим. В.В.



Все же диспут подразумевает спор, и явное отсутствие оппонирующих субъектов среди заявленных выступлений (короткие вопросы и выступления в свободной дискуссии, разумеется, не в счет) не позволяет считать диспут состоявшимся, так же как и нельзя считать раскрытой  серьезным образом заявленной темы «Стратегии развития фундаментальной науки».

Однако, бесспорно позитивно, что такая постановка вопроса звучит и полный зал проявивших интерес к мероприятию ученых однозначно свидетельствуют об актуальности заявленной темы. Искренне жаль, что представитель Минобрнауки Д.Ливанов лишь ненадолго показался и не сказал ни слова о стратегии, которую разработало и реализует его министерство. Российская академия наук вообще не прислала официальных представителей для участия в мероприятии (кстати, а их звали?), а ведь РАН - основная государственная структура, ответственная за развитие фундаментальной науки в стране. Вот бы и подискутировали публично ответственные работники МОН и РАН,  имеющие и опыт и должностные обязанности в сфере научно-организационной работы, а это, согласитесь, важнее для обсуждаемой темы, чем научный статус основных докладчиков, не руководивших работой и сотни исследователей, а реально работающие ученые в зале послушали бы их диспут, и что-то посоветовали бы им с мест.

В начале диспута ведущий предложил пять исходных презумпций. Лишь один из выступавших (М.В.Фейгельман) как-то коснулся одной из них. А между тем они, как, собственно, и анонсировал ведущий, требуют серьезного рассмотрения.

Первая презумпция очертила круг вопросов, касающихся лишь фундаментальной науки. Ясно, что это весьма специфичная область, но не существующая сама по себе. Некоторые соображения по этому поводу изложены парой страниц ниже.

Вторая презумпция касается констатации нужности фундаментальной науки. Здесь я полностью принимаю её. Никто в зале не возразил, осталось убедить общество и власть...

Третьей презумпцией констатируется кризис фундаментальной науки в России, но намеренно сформулировано нежелание рассматривать его проявления и причины. По крайней мере, в части причин - это зря! Без четкого понимания причин невозможно внятно сформулировать рецепт выхода из кризиса, по сути - ту самую искомую стратегию, ради которой собирался семинар. А основная причина кризиса лежит в материальной сфере - наука России в последние полтора десятка лет хронически недофинансирована. Остальные причины: старение кадров и оборудования, падение престижа исследователей, недостаточные публикационная активность и признание на мировом уровне и т.п. - вторичны, скорее это уже не причины, а проявления кризиса.

Четвертая презумпция - констатация деморализации научного сообщества. Далее эта презумпция была развита идеей, что в российской науке остались лишь «островки» реально работающих научных коллективов, что лишь 10-20% (а то даже и 3-5%) ученых продолжают активно работать, и вообще всякого рода неблагополучия и непорядка в российской науке так много, что даже вполне благополучные ученые начинают «встраиваться» в порочную систему, тем самым воспроизводя её, и что «уже исчерпан последний резерв». Практически касательно всех предложений по развитию фундаментальной науки участники дискуссии ставили вопрос «взяткоемкости» проекта и проблему «отката». В общем, тоска и противно! С этой презумпцией категорически не могу согласиться. Если ее принять, то лучше сразу покинуть эту сомнительную сферу деятельности. Хотя проблема есть, но масштаб не тот и решения найти несложно.

Последняя презумпция касалась констатации интереса руководства страны к развитию фундаментальной науки в России. Здесь есть большие сомнения и, как показало обсуждение на семинаре, не только у меня (М.В.Фейгельман). С одной стороны - интерес властью декларируется, и рост финансирования просматривается. Однако, реальные шаги столь нерешительны, половинчаты и противоречивы, что говорить о реальном интересе, хоть на 10% от того интереса, который демонстрирует, например, руководство Евросоюза или Китая, не приходится. Анализ издержек, проявившихся в процессе реализации этого «интереса» руководства страны, можно вести долго: это и взятые с потолка и розданные всем сестрам по серьгам параметры сокращения (когда МОН официально заявляет, что в России уже есть дефицит исследователей); и не соблюдение процентного графика роста финансирования науки, утвержденного Госсоветами 2002 г.; и отказ большей половине сотрудников РАН в участии в «пилотном проекте» по увеличению зарплаты в Академии; и совершенно неуклюжее Положение о стимулирующих надбавках в РАН; и замотанное где-то в коридорах власти Положение об аттестации вместе с квалификационными требованиями (которые должны бы уже 8 месяцев как действовать); и «позабытые» надбавки за степень ученым Академии, постановление Правительства по которым вышло задним числом практически через месяц после запланированного в нем  введения увеличенных выплат (конечно, их доплатили в декабре) и т.д. и т.п. Все это вряд ли подтверждает «интерес власти» к проблемам науки.

И все же доклады, сделанные на семинаре (этому жанру они удовлетворяют куда больше, чем диспуту), представляют бесспорный интерес.

Особенно, одного из немногих (если не единственного) члена Российской академии наук А.В.Соболева - «О мерах по повышению международного уровня и влияния российских фундаментальных исследований». Бесспорно, предлагаемые им меры полезны, особенно  в части обеспечения реального и полного вовлечения российских ученых в мировое информационное пространство. Несколько более спорной представляется  идея, что введение «формальных показателей» Б.Е.Штерна определит «Стратегию развития фундаментальной науки в России», а если вдруг определит, то верно. Однако, что приятно порадовало, и сам автор отчетливо осознает как пользу, так и вред формальных показателей. Более-менее аккуратно он очерчивает и их разумное место: как  справочной информации, позволяющей грубо, но квази-объективно (как элемент для последующей субъективной экспертной оценки) сопоставить более-менее однотипных субъектов научной деятельности, специализирующихся в близких областях и ведущих рутинную исследовательскую работу вдалеке от новых прорывных направлений. Ответ на вопрос, как мерить и стимулировать действительно новые прорывы - сформулирован Б.Штерном четко - отнюдь не этими формальными показателями, а премиями и по отдельному счету.

Нельзя не согласиться с А.К.Казанским, представившим доклад «Почему Центры Перспективных Исследований (что это,  каковы цели и возможные методы их достижения)», что наука должна развиваться в том числе и хорошо проверенным в советские времена методом: созданием чего-то нового в чистом поле...Так выросли и Дубна, и Пущино, и Черноголовка, и Борок, и Нижний Архыз, и Саров и т.д...Однако, для таких действий нужны серьезные масштабные задачи, которые общество сформулирует перед наукой. Разумеется, в большей части перечисленных научных центров обществом ставились не фундаментальные, а прикладные задачи. Но это не стало препятствием стать им центрами развития и фундаментальной науки.

Динамично и полезно развивающаяся наука России должна время от времени порождать новые центры, не отрицая целесообразность сохранения и поддержки традиционных консервативных научных центров - МГУ, ФИАН, ФТИ, МФТИ и т.д.

Также очень признателен коллегам, осветившим состояние и проблемы гуманитарного сегмента науки, я тут имел чрезвычайно ограниченное понимание, и с огромным интересом выслушал информацию.

Кажется симптоматичной беседа о «сильных стимулах» и «сильных санкциях», о мере ответственности ученых и организаторов науки за результаты их деятельности. Здесь довольно верно были оценены реалии сталинской и брежневской эпох и нынешнее состояние дел. Не раз говорилось, что одна из проблем российской науки 90-х годов лежит в сути политических реалий. Известно, что науку может поддерживать либо авторитарный, даже бедный режим, либо демократический, но непременно богатый. Поскольку российский режим 90-х годов был демократический, но бедный, науке на адекватную поддержку рассчитывать не приходилось. При этом, делая вид, что финансируют науку, власти соглашались, что многие в науке делали вид, что работают. Частенько слышал из уст руководителей науки довольно высокого ранга: как мне спрашивать результат, если я плачу меньше прожиточного минимума? Такой подход, бесспорно, развращал и снижал меру ответственности как ученых, так и руководителей за результат.  Однако, здесь свет в конце тоннеля виден. Во-первых: все же далеко не исчерпан «последний резерв», и в науке осталось немало активных и сильных людей, с кем еще можно успеть поднять уровень фундаментальных исследований на вполне достойный уровень. Надежда на то, что былая ответственность и былые стимулы восстановятся, тоже есть, и основана она на политико-экономическом тренде России последних лет. Очевидно, что ныне мы живем в одной из богатейших стран мира - это обнадеживает, а вот укрепление российской «вертикали власти» как элемент пока «мягкого авторитаризма» уже внушает уверенность, в том, что у фундаментальной науки в этой стране есть перспективы.

Занятие фундаментальной наукой - дело весьма тонкое и априори не окупающееся в обозримом будущем. Эти занятия, план которых формируется не госзаказом, а внутренней логикой развития науки, просто надо оплачивать, а потом, возможно, одно из сотни занятий вдруг выстрелит таким эффектом, который окупит всё! Вот и вся стратегия. Наиболее часто приводимый пример, что занятия Фарадея и Максвелла уже давно окупили все затраты на фундаментальную науку на много веков вперед, можно дополнить, что еще незадолго до 2-ой Мировой войны Резерфорд был убежден, что занятия в области ядерной физики носят чисто схоластический характер, и интересны лишь для субъектов, сильно любопытствующих, как же устроен микромир...Выстроить стратегию, найти приоритетные направления и т.п. можно не для фундаментальной науки, а только для прикладной. Вопрос стратегии имеет отношение к фундаментальной науке лишь постольку, поскольку грань между фундаментальной и прикладной наукой условна и нечетка, а решение крупных прикладных  задач так или иначе порождает потребность в решении целого спектра фундаментальных проблем. Конечно, Стивенсон и братья Черепановы  начинали паровозостроение без знания цикла Карно, однако развитие термодинамики существенно повысило качество этой деятельности впоследствии.

Поэтому вынужден вернуться к одному из тезисов, который я пытался донести до аудитории: главная стратегия в развитии фундаментальной науки России - это обеспечение ее должного финансирования. Все помнят решения трех Госсоветов 2002 года, положивших начало росту финансирования гражданской науки. Было намечено два графика  будущего финансирования науки - процентный и (по просьбе Минфина) рублевый, выхода на 4% расходной части бюджета. Понятно лукавство последнего - он не учитывает ни инфляции, ни роста той самой доходной части.

В итоге на 2007 год в российском бюджете на науку запланировано лишь около 100 млрд. вместо ~160 млрд. по процентному графику. Мы опять не дотягиваем даже до 2% (1,84%) вместо 2,92% по процентному графику. Конечно, 2,92% от бюджета есть, но бюджета 2002 года. Заметим, что эти 1,84% составляют всего 0,32% от ВВП РФ. В то время как лидеры мировой экономики и страны, не декларативно, а на практике желающие остановить кризис своей науки (а кризис науки, по мнению участников семинара отнюдь не только российская проблема, согласен с этим), вкладывают в науку от 2 до 3% ВВП, т.е. на порядок больше, чем мы. И это не считая того, что российскую науку за прошедшие годы обременили новыми дополнительными расходами, ранее отсутствующими в наших сметах: налог на землю, на имущество, на проведение тендеров и т.п. Боюсь, что у власти больше не интереса в развитии науки, а к тому, что даже при всех механизмах сдерживания, в науку попадает всё больше средств, и их интерес - снизить «взяткоемкость» и инфляционную опасность от этого роста. Эти проблемы понятны чиновному бухгалтерскому люду.

Профсоюз настоятельно добивается выполнения как минимум указанного решения Госсоветов от 20.03.02 и перехода на более интенсивный виток развития науки и ее финансирования. А вот «строить» стратегию фундаментальной науки не надо, очень велик риск ошибки. При наличии денег наука в состоянии и самоорганизоваться. Также не надо бояться, что эти деньги «разворуют» и они уйдут на взятки и «откаты». Самый простой проект с минимальной «взяткоёмкостью» - это увеличение окладного фонда российских ученых до мирового уровня.  Намеченная пилотным проектом $1,000 - несерьезно. Ученые в одной из богатейших стран мира - ее интеллектуальная элита должны иметь зарплату на уровне мировой, т.е. хотя бы $2,000 - 4,000. Причем это уже не смотрится как что-то экстраординарное в сегодняшней России. Начинающему исследователю надо давать $1,000, что вполне конкурентоспособно предложениям лидерам IT- корпораций, активно сманивающих наших выпускников уже здесь в России, без всякого выезда за рубеж.

Конечно, такое увеличение претит Минфину с инфляционной точки зрения. Здесь должен успокоить: сотня тысяч работников фундаментальной науки не смогут раскрутить инфляцию в соизмеримом по сравнению с на порядок большими коллективами сырьевиков (Газпром и РАО ЕЭС), транспортников (РЖД) и даже чиновников, получающих уже сегодня весьма существенные деньги. Далее, надо вложиться в оборудование и коммуникации российского научного сообщества. Здесь деньги потребны заметно большие, но зато их можно сделать почти инфляционно безопасными: загранкомандировки, доступ к мировым информационным ресурсам, закупки оборудования за рубежом...

Считаю целесообразным завершить спор о численности активных ученых в российской фундаментальной науке, возникший на семинаре. Все же 5% «живых» ученых по Казанцеву очень задевают. Исходя из первой презумпции, ограничимся рассмотрением субъектов только фундаментальной науки. Поэтому не станем считать те упоминавшиеся на семинаре сотни тысяч, занятых в сфере «наука и научное обслуживание», куда по нормам госстатистики отнесены самые разные работники различных предприятий разных форм собственности и ведомственной принадлежности. Это в основном прикладная отраслевая наука.

Попытки анализа численности активных субъектов в сфере российской фундаментальной науки имели место с начала 90-х годов от памятных соросовских $500 грантов и оценок министра Б.Г.Салтыкова, на которые он ссылался в рамках дискуссии. Критерии активности были различны, но все же цифра ~70 тыс. как минимальная оценка имеет право на жизнь. В Российской академии наук - по определению основной структуры, отвечающей за развитие фундаментальной науки в стране, на сегодня осталось всего около 50 тыс.ученых. При этом РАН получает около 35% бюджета гражданской науки. Бюджет науки, как известно, делится примерно пополам на фундаментальную и прикладную науку. Значит еще ~15% «фундаментальных» денег осваивают вне РАН. Внебюджетные деньги науки, особенно в проекции на фундаментальные исследования, в РФ можно считать пренебрежимо малыми. Отсюда можно допустить, что еще ~20-25 тыс. исследователей, занимающихся фундаментальной наукой, рассеяно где-то по учреждениям других ведомств.

В итоге суммарно выходим на близкие цифры в 70-75 тыс.чел, что в общем совпадает с цитированным Б.Г.Салтыковым, мнением академика А.В.Гапонова-Грехова, полученном из анализа грантов возглавляемой им Президентской программы поддержки ведущих научных школ. При этих оценках погрешность в 10-20% представляется допустимой, она и дает верхний предел «балласта», наличествующего в нынешней науке, а отнюдь не 80-90% (а то и 95-97% по Казанцеву). Разумеется, оценка публикационной активности в «импактных» журналах и, тем более, индекс цитирования даст несколько большую оценку «пассива». Жаль, что М.С.Гельфанд резко отверг соображение о наличие в этом квазипассиве ряда вполне состоятельных и нужных групп, ведущих исследования в России по проблемам, мало интересным современному мировому научному сообществу, и, следовательно, «невидимых» Штерном, а также ученых, публикующих мало, но убедительно. Начиная от Максвелла и Эйнштейна и кончая академиком Крыловым, создавшим теорию остойчивости корабля после серии лет без единой публикации. Все трое не получили бы ни за что приличного ПРНД 2. А обширные группы гуманитариев, годами кропотливо готовящие энциклопедии, справки, словари и справочники уже и не относятся к категории ученых?



2 - ПРНД- показатель результативности научной деятельности, введенный Трехсторонним Приказом № 273/745/68. - Прим. В.В.



Слава Богу, что и сам лидер внедрения формальных факторов отчетливо понимает эту проблему, и привел ряд убедительных примеров. Лишь бы лихие чиновные головы не упустили это понимание коллеги Б.Штерна, а его схему не сделали абсолютом. Нечто подобное и произошло в рамках введения 3.11.06 трехстороннего приказа по стимулирующим надбавкам в РАН: там затверждена универсальная схема формальных показателей. В частности, без разбора, у кого какие особенности: всюду 80% надбавочного фонда - ученым, 15% - вспомогательным, 5% - начальству. И не важно, что есть большие институты и маленькие, есть институты, где ученых 80%, а есть и наоборот - 20%... Реально там имеется еще 48 листов замечаний от совета директоров институтов РАН...

Хотя повторюсь, согласен с Б.Штерном, что определенная польза в анализе формальных показателей есть. В частности, руководство нашего института в экспериментальном порядке решило уже в минувшем декабре раздать половину надбавочного фонда, руководствуясь теми самыми ПРНД, которые введены трехсторонним приказом. Анализ занятен, заинтересованных можем познакомить. Издержки очевидны. Но бесспорен и положительный эффект. По тем 20% научных сотрудников, получившим по итогам года нулевой ПРНД, гораздо легче вести анализ эффективности недостаточно активных сотрудников и разбираться, кому и чем помогать, а может, и взбодрить административным порядком. Хотя есть и такие, с кем ничего не надо делать и формальный факт ничего не значит, но это уже неформализованная оценка руководства и ученого совета.

Пожалуй, еще один тезис стал точкой нашего взаимного непонимания с М.Гельфандом. Он категорически отказал провинции в наличии науки. Разумеется, мы знаем, что в Москве сосредоточено 50% российской академической науки, и что в условиях дефицита средств и бюрократизацией источников финансирования науки определенные преимущества получают столичные научные центры. Это привело к значимым потерям провинциальных центров. Но непонимание ведущим авторитета, достижений и значения науки, например Кольского научного центра или Дальневосточного регионального отделения абсолютно недопустимо на мероприятиях подобного уровня.

Более того, упомянутые объективные потери науки периферии с лихвой компенсировались меньшим уровнем средних доходов в провинции, что позволило не только сохранить зрелые кадры, но и привлечь молодежь. Среднеакадемические (на сегодня) $400 вполне прилично смотрятся как в Казани, так и в Томске, а вот в Москве и Питере - заведомо мало. Поэтому жизнь в лабораториях и коридорах московских институтов куда менее интенсивна, чем на периферии.

Как академическим так и минобрнауковским начальством замалчивается проблема инженерно-технических и вспомогательных кадров в институтах РАН. 

Очевидно, что для современных фундаментальных институтов такие кадры нужны, особенно в естественно-научной сфере и в эксперименте. Проблема оплаты их труда нарастала наряду с оплатой труда ученых, но элемент исторически (десятилетиями) сложившегося паритета, где зарплата младшего научного сотрудника без степени = зарплате старшего инженера, а научного сотрудника без степени = ведущему инженеру и т.п., давал оптимизм, что когда-то и как-то вместе выберемся. Как теперь выбираться и налаживать сотрудничество в разорванном бездумным решением руководства науки коллективе - неясно. Неоднократно возникал вопрос: что же, академик Ю.Осипов и министр А.Фурсенко, когда пришли к В.В.Путину 17.08.05 и убедили Президента, что ученые Академии получают до смешного мало, и надо срочно принимать меры, имели в виду только сотрудников, занимающих научные ставки? По крайней мере, так это поняли чиновники министерств, выполнивших волю Президента в рамках «пилотного проекта». Почему-то они решили, что ученому надо дать 30,000 к 2008 году, а программист обойдется 10,000-12,000. Либо они не понимают, чего стоит толковый программист (инженер, конструктор, технолог и т.п.), либо не понимают, что же эти специалисты делают в академическом институте. Бог с ним, готов простить это непонимание академикам А.Некипелову (экономист), Ю.Осипову, В.Козлову (математики), но не физику знаменитой физтеховской школы А.Фурсенко.

Вот эту тему (не замахиваясь на большее) приглашаю обсудить на следующем диспуте, если найдутся оппоненты. Если же не найдутся, то будем считать, коллеги, что вы полностью разделяете моё беспокойство и поддерживаете требование профсоюза о необходимости безотлагательно устранить допущенную в отношении инженерно-технических работников ошибку. Помните, что Шухов - инженер, а Королев - конструктор.



Alex K


Железняк Александр

В.Ф.Вдовину.

В основном - согласен. Но в этом нет ничего странного , после того, как я потерся об Янаева,  Соболева, Демченко, Митрофанова, Самохина...:-)
А вот это хотел бы чтоб Вы прочли: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1168260465
да и всю ветку неплохо бы...

Сергей Шишкин

Да, обсуждения тут пока не получилось, а на Бытии порядка семидесяти постов уже набралось, в ветке:

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1168203862

Железняк Александр

Цитата: Сергей Шишкин от 09.01.2007 13:16
Да, обсуждения тут пока не получилось, а на Бытии порядка семидесяти постов уже набралось, в ветке:

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1168203862


"Но гэто, товагищи, совсем не значит, что модегатог этого фогума должен застйегицца от ггусти..."

Сергей Шишкин


Administrator

Еще один текст про семинар:

http://scientific.ru/society/forum.php?topic=709.0
А.Г.Демченко, А.А.Самохин. Рождественский семинар



Что касается системы стимулирующих выплат (а отчасти и вообще проблемы оценки результативности научного труда, в т.ч. с помощью формальных показателей), то для обсуждения ее заведена специальная тема:


http://scientific.ru/society/forum.php?topic=707.0
Совершенствование системы стимулирующих выплат

Administrator

Цитата: Сергей Шишкин от 10.01.2007 19:35
В продолжение этих тезисов В.Ф.Вдовин предложил отправить приказ по надбавкам в корзину:

http://scientific.ru/society/forum.php?topic=707.msg5090#msg5090


Комментарий Алексея Крушельницкого:


http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=4260
Алексей КРУШЕЛЬНИЦКИЙ: ОДНО ДЕЛО - ДОБИВАТЬСЯ ПУБЛИКАЦИИ В ХОРОШИХ ЖУРНАЛАХ, ДРУГОЕ - ИСКАТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ У НАЧАЛЬСТВА. - ScienceRF, 12 января 2007 г.

"Сегодня мы публикуем на нашем сайте текст к.ф.-м.н., с.н.с. Казанского института биохимии и биофизики РАН Алексея Крушельницкого, написанный им в ответ на комментарий Вячеслава Вдовина, посвященный приказу о стимулирующих надбавках. "


Еще про ПРНД:

http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=4254
Евгений ОНИЩЕНКО:  ПРИКАЗ О СТИМУЛИРУЮЩИХ НАДБАВКАХ - НЕОБХОДИМАЯ МЕРА, НЕИЗБЕЖНАЯ ПРИ СЕГОДНЯШНЕМ ТЯЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. - ScienceRF, 11 января 2007 г.

http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=4263
Михаил ГЕЛЬФАНД: ЖЕЛАЮЩИХ СТАВИТЬ ПАЛКИ В КОЛЕСА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА О ПРНД БУДЕТ МНОГО. - ScienceRF, 12 января 2007 г.
"В свете вышесказанного мне кажутся безответственными и даже опасными призывы к саботажу приказа о надбавках, прозвучавшие, в частности, в интервью профсоюзного руководителя В.Ф.Вдовина. Весь прошлый год был потерян в бессмысленной и беспощадной борьбе между Минобрнауки и Президиумом РАН. Начать все сначала означало бы в очередной раз обмануть надежды работающих ученых на то, что их труд наконец-то будет оценен по достоинству."