09.06.2025 01:15

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


Как помочь талантливой молодежи, не попавшей вовремя к сильным руководителям?

Автор Сергей Шишкин, 23.12.2006 18:07

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Сергей Шишкин

Разумеется, многие наиболее активные из интересующихся наукой школьников, студентов и аспирантов вовремя выбирают сильные вузы и затем - сильных научных руководителей, причем имеющих достаточно хорошее финансирование. Однако таковых руководителей у нас становится все меньше и меньше, к тому же всегда бывает много вполне талантливых, но не успевших вовремя сориентироваться молодых людей - в результате немалое их число попадает либо к совсем слабым руководителям, либо к таким, у которых попросту нет современного оборудования, реактивов и т.п. В результате они попадают в следующий замкнутый круг:

"у вас нет публикаций в крутых западных журналах, а вы не владеете такими и такими методами. А откуда, пардон, всему этому взятся, если в своем ВУЗе, как уже писалось, нет пробирок, а чтобы куда-нибудь уехать - нету денег. А денег нет - потому, что нет грантов, а грантов нет - потому, что опять-таки нет нужных публикаций и методик. Это - порочный круг, из которого нет выхода." ( http://molbiol.ru/forums/index.php?act=findpost&pid=433176 , Mikhael, 05.12.2006 08:55)

Можно ли организовать выход из подобной (видимо, весьма распространенной) ситуации?

Сергей Шишкин

Я уже писал в другом месте, что наиболее радикальное, хотя и не полное, решение - это значительное повышение мобильности исследователей, чтобы даже из хилого места можно было бы попасть на стажировку в хорошо работающий центр и далее, ежели человека нашли заслуживающим поддержки, он мог бы продолжить карьеру в качестве постдока там же или, по рекомендации и по результатам, выраженным в статьях, в другом таком же сильном центре. Естественно, в первую очередь это должно касаться молодежи, но, вероятно, нет нужды ставить возрастные рамки, поскольку избытка средних возрастов еще долго не будет.

Однако не всем желающим можно будет предоставить стажировку, и вопрос в том, на каких принципах должен быть при этом построен отбор.

Сергей Шишкин

Как-то я обсуждал с Василием Поповым, нужны ли гранты на научные исследования для аспирантов. Я говорил: мол, аспирант еще не самостоятельный исследователь, и оценивать его трудно, и оценка все равно неизбежно будет сильно коррелировать с силой его шефа, так что почему бы не сориентировать систему полностью на поддержку аспирантов через их шефьев? Привожу, с разрешения В.П., окончание этого разговора:

ВП: Да, многое зависит от руководителя, но все-таки учить писать самому надо с детства :) а то так за шефом народ сидеть и привыкает... пусть понемногу, но почти все подавшим на первый раз дать можно...

СШ: С одной стороны, конечно, хотелось бы, чтобы самостоятельными становились как можно раньше, но с другой - как-то это не в духе мирового опыта. Обычно принято считать, что право на самостоятельную научную работу нужно подтвердить получением PhD. Без этого - не получится ли лишь игра в науку?

ВП: Очень может быть... Но просто страшно другое: если положить руку на сердце, то у нас 80% руководителей выросли в другой системе и им как-то глубоко непонятно все, что связано со статьями в нормальных журналах, грантами и не дай Бог оценкой результативности (вот отчет на 100 страниц налабать нипочем...). Поэтому есть очень серьезная опасность того, что аспиранты, поплавав в ситуации, когда главная проблема не забыть о дне рождения Любимого Руководителя, уже ни на что потом другое внимания обращать и не будут...

Alex K

Цитата: Сергей Шишкин от 23.12.2006 18:07
...Однако таковых руководителей у нас становится все меньше и меньше,


Это, положим, не вполне факт (для сильных контор или крупных научных центров типа Москвы, Питера, Ебурга, Новосиба и т.д.)

Цитата: Сергей Шишкин от 23.12.2006 18:07
к тому же всегда бывает много вполне талантливых, но не успевших вовремя сориентироваться молодых людей - в результате немалое их число попадает либо к совсем слабым руководителям, либо к таким, у которых попросту нет современного оборудования, реактивов и т.п. В результате они попадают в следующий замкнутый круг:


У сильного руководителя, как правило все же что-то есть - надо только уметь грамотно ставить задачу (для выполнимости ее доступными ресурсами)...

Цитата: Сергей Шишкин от 23.12.2006 18:07
"у вас нет публикаций в крутых западных журналах, а вы не владеете такими и такими методами. А откуда, пардон, всему этому взятся, если в своем ВУЗе, как уже писалось, нет пробирок, а чтобы куда-нибудь уехать - нету денег. А денег нет - потому, что нет грантов, а грантов нет - потому, что опять-таки нет нужных публикаций и методик. Это - порочный круг, из которого нет выхода." ( http://molbiol.ru/forums/index.php?act=findpost&pid=433176 , Mikhael, 05.12.2006 08:55)


Владение информацией о физических основах методики и ее возможностях - вопрос начичия соответсвующих учебных курсов и чтения соотвествующих книг. Практические навыки работы на конкретном приборе - вещь приходящая с опытом и не слишком важная, если в предмете человек все ж разбирается с склонность к именно научной работе имеет. Публикации же для выускника ВУЗа вещь точно не абсолютно критичная.

Цитата: Сергей Шишкин от 23.12.2006 18:07
Можно ли организовать выход из подобной (видимо, весьма распространенной) ситуации?


1. Стажировки (как вы уже написали). Причем такая система уже в России существует (в рамках того же ФЦНТП, насколько я понимаю).
2. Работа (хоть лаборантом на 1/4 ставки, хоть вообще без официального оформления) в институтах РАН или сильных ВУЗах (если таковые в городе имеются) - параллельно с учебой.
3. Устраиваться в сильную контору ПОНАЧАЛУ не на научную должность, а инженером, лаборантом, мастером ТСП и т.д. и набираться опыта.
4. Менять руководителя. У студента никакой новый руководитель не будет спрашивать публикации. Если будет - то это плохой руководитель и идти к такому не надо.
4. Таки думать, куда поступаешь и зачем поступаешь.
5. Все это + самообразование, естесственно.

Вася

по моим наблюдениям 3-х лет аспирантуры хватает только на то чтобы понять как не надо было делать, опряделиться - нравиться или не нравиться выбранная специальность и научиться азам научных исследований.
соответственно не освоив всего вышеперечисленного студент не способен адекватно оценивать научного руководителя и учреждение в которое он поступает в аспирантуру.
Мне кажеться принципиально важным дать возможность получения грантов на выполнение научных работ в сильных лабораториях каждому аспиранту 3года обучения и окончившему аспирантуру, при первой подаче. При таком раскладе и у сильных лабораторий будет денежный интерес и аспирант получит шанс перейти в интересующую его лабораторию