Проект поправок в закон о науке, связанный с системой государственных академий наук

Автор Anatoly, 11.10.2006 04:46

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Anatoly

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 1998, № 30, ст. 3607; № 51, ст. 6271; 2000, № 2, ст. 162; 2001, № 1, ст. 2, 20; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 27, ст. 2715; 2006, № 1, ст. 10) следующие изменения:
1) в статье 4:
в наименовании слова "и работник сферы научного обслуживания" исключить;
пункт 5 исключить;
2) в статье 5 пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Права государственных научных организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации.";
3) в статье 6:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Государственные академии наук Российской Федерации";
б) в пункте 1 :
в абзаце первом:
слова "имеющими государственный статус" заменить словами "государственными академиями наук -";
слова "предприятий, учреждений и" исключить;
после слова "организаций," дополнить словами "включая организации научного обслуживания и социальной сферы,";
в абзаце втором слова "академий наук, имеющих государственный статус," заменить словами "государственных академий наук";
в абзаце третьем слова "Академии наук, имеющие государственный статус," заменить словами "Государственные академии наук";
абзац четвертый признать утратившим силу;
в абзаце пятом слова "научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы" заменить словом "организаций";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Высшим органом управления государственной академии наук является формируемое в соответствии с уставом государственной академии наук общее собрание. Общее собрание государственной академии наук принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум, а также президента государственной академии наук в порядке, предусмотренном уставом государственной академии наук.";
в) пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
"Устав Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.
Президент Российской академии наук избирается общим собранием Российской академии наук из числа действительных членов Российской академии наук и утверждается в должности Президентом Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.";
г) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"Устав отраслевой академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.
Президент отраслевой академии наук избирается общим собранием отраслевой академии из числа ее действительных членов и утверждается в должности Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.";
д) в пункте 4:
дополнить абзац первый текстом следующего содержания: "Правительство Российской Федерации устанавливает оклады за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук, по представлению общего собрания государственных академий наук устанавливает количество действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук.";
в абзаце втором слово "распределителями" заменить словом "распорядителями";
в абзаце пятом слова "Академии наук, имеющие государственный статус," заменить словами "Государственные академии наук";
е) в пункте 5:
в абзацах первом и третьем слова "Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "Организации, входящие в состав", а слово "наук" заменить словом "наук,";
в абзаце первом слова "ведение в соответствии" заменить словами "ведение, в соответствии";
в абзаце втором слова "научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "организаций, входящих в состав Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук,";
в абзаце третьем:
после слова "соответствующей" дополнить словом "государственной";
слова "которое должно быть согласовано с" заменить словом "согласованного";
слова "Правительством Российской Федерации" исключить;
после слова "договором" дополнить словом "аренды";
ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Права государственных академий наук и входящих в их состав организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации.";
4) в пункте 2 статьи 7 слова "научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "государственные академии наук".
Статья 2
Избранные до вступления в силу настоящего Федерального закона президенты и президиумы академий наук, имеющих государственный статус, осуществляют свои полномочия до избрания президентов и президиумов государственных академий наук в порядке, предусмотренном уставами государственных академий наук, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

   Президент
   Российской Федерации


Проект скопирован из электронной базы законопроектов Государственной Думы, портал http://www.duma.gov.ru/

Anatoly

23 августа 1996 года N 127-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Принят
Государственной Думой
12 июля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года

(в ред. Федеральных законов
от 19.07.1998 N 111-ФЗ, от 17.12.1998 N 189-ФЗ,
от 03.01.2000 N 41-ФЗ, от 29.12.2000 N 168-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2005 N 76-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
(Извлечение)

Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации.
3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
6. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
8. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Статья 5. Научная организация

1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Научной организации, которая находится в ведении федерального органа исполнительной власти или академии наук, имеющей государственный статус, и ее региональных отделений, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
7. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке.
7. Права государственных научных организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации

Статья 6. Академии наук в Российской Федерации, имеющие государственный статус
               Государственные академии наук Российской Федерации


1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус государственными академиями наук - некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, включая организации научного обслуживания и социальной сферы, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество (имущественное право или имущественные обязанности) академий наук, имеющих государственный статус, государственных академий наук, используется ими на условиях, определяемых договором (сделкой) и законодательством Российской Федерации, отражается в смете доходов и расходов, учитывается на отдельном балансе.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы  организаций определяются уставами указанных академий наук.
Высшим органом управления государственной академии наук является формируемое в соответствии с уставом государственной академии наук общее собрание. Общее собрание государственной академии наук принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум, а также президента государственной академии наук в порядке, предусмотренном уставом государственной академии наук.
2. Российская академия наук является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Устав Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.
Президент Российской академии наук избирается общим собранием Российской академии наук из числа действительных членов Российской академии наук и утверждается в должности Президентом Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.

3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.
Устав отраслевой академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.
Президент отраслевой академии наук избирается общим собранием отраслевой академии из числа ее действительных членов и утверждается в должности Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.

4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Правительство Российской Федерации устанавливает оклады за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук, по представлению общего собрания государственных академий наук устанавливает количество действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук. Правительство Российской Федерации устанавливает оклады за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук, по представлению общего собрания государственных академий наук устанавливает количество действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук.
Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми получателями и главными распределителями распорядителями средств федерального бюджета.
Порядок использования результатов научных исследований Российской академии наук и отраслевых академий наук, проведенных за счет средств федерального бюджета, определяется законодательством Российской Федерации.
Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и (или) научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
Академии наук, имеющие государственный статус, Государственные академии наук в установленном ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то государственные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены научные организации указанных академий наук, информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными организациями указанных академий наук научных исследованиях, представляющую интерес для соответствующих субъектов Российской Федерации.
5. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Организации, входящие в состав Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук.
Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы     организаций, входящих в состав Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук, от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и учитываются на отдельном балансе.
Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, которое должно быть согласовано согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором аренды и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
6. За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке.
6. Права государственных академий наук и входящих в их состав организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации.


Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью

1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Железняк Александр

Анатолий!
Нельзя ли прояснить следующее:
1.Различие между распределителем и распорядителем средств;
2. Ситуацию с землей в момент, когда старый пункт о "бессрочном пользовании" будет ничтожен, законодательства по земле для науки еще не будет;
3. Статус всех сантехников , электриков и вахтеров с уборщицами, а также особо - работников опытных производств;
4.Передается ли на уровень института управление недвижимостью, или по прежнему "ПРАН рулит"

Такие земные вопросы навскидку

Anatoly

Цитата: Железняк  Александр от 15.10.2006 01:20
1.Различие между распределителем и распорядителем средств;



Из Бюджетного кодекса РФ:
"Статья 158. Главный распорядитель бюджетных средств

1. Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 158-ФЗ)".

"Статья 159. Распорядитель бюджетных средств

1. Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств."

Как видно, и та, и другая формулировки имеют право на жизнь. При этом "распределитель" - функция,  "распорядитель" - определение. Авторы поправок в закон о науке решили закрепиться на формуле "распорядитель" как на базовом термине, соответствующем  статусу академий. Почему не добавили "главный" - не хотят, думаю, ломать копья с Минфином, дублируя запись из Бюджетного кодекса.


Цитата: Железняк  Александр от 15.10.2006 01:20

2. Ситуацию с землей в момент, когда старый пункт о "бессрочном пользовании" будет ничтожен, законодательства по земле для науки еще не будет;



Очень удобный период погреть руки всем, кто захочет и сможет.


Цитата: Железняк  Александр от 15.10.2006 01:20

3. Статус всех сантехников , электриков и вахтеров с уборщицами, а также особо - работников опытных производств;


В Пояснительной записке к проекту сказано:
"В статье 4 указанного федерального закона изменяется наименование и исключается определение работника сферы научного обслуживания как не имеющего прямого отношения к научной и (или) научно-технической деятельности."

Профсоюзные организации против такого небрежного обращения с законом о науке.
В письме профобъединения "РКК-Наука", поддержанного Профсоюзом РАН, в адрес председателя комитета Госдумы Н.И.Булаева и депутатов по этому поводу предложено
сохранить п.5  статьи 4 и заголовок статьи 4 в ныне действующей редакции закона "О науке и государственной научно-технической политике". Иначе категория "работник научного обслуживания", статус которой необходим для упоминания в различных документах, включая соглашения и коллективные договоры, теряет свою определённость или действительно становится, по определению, данному в  Пояснительной записке, как "не имеющие прямого отношения к научной и (или) научно-технической деятельности".


Цитата: Железняк  Александр от 15.10.2006 01:20

4.Передается ли на уровень института управление недвижимостью, или по прежнему "ПРАН рулит"


Об этом впрямую поправки молчат. Видимо, ответ на данный вопрос будет дан в уставах и утверждён Правительством РФ.


Предложения к закону о поправках закона о науке можно подавать депутатам комитета Госдумы до 26 октября, когда будет заседать рабочая группа комитета. На 30 октября намечено заседание комитета с утверждением его позиции ко второму чтению. Если есть желание у участников форума, можно в оставшиеся дни обсудить необходимые изменения.

Anatoly

На сайте Госдумы http://www.duma.gov.ru/ опубликовано :

Комитет по образованию и науке подготовил к первому чтению внесенный Правительством законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части правового регулирования деятельности государственных академий наук Российской Федерации).

Как сообщил директор департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Александр Хлунов, представлявший документ на заседании Комитета 10 октября, в проекте, в частности, предлагается уточнить статус государственных академий наук и включить в действующий закон нормы, по которым устав Российской академии наук будет утверждать Правительство, президента РАН - Президент РФ, а президентов отраслевых академий наук - Правительство. Одновременно предложено законодательно закрепить сложившуюся практику установления Правительством окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук.

По словам А.Хлунова, предложенные поправки, с одной стороны, повысят статус академий и академиков, а с другой - позволят обеспечить более эффективный контроль за использованием бюджетных средств. "Если академия наук существует за счет бюджета, вполне резонно, чтобы ее устав проходил утверждение в государственных структурах", - аргументировал он.

Заместитель председателя Комитета Сергей Колесников отметил, что проект позволит включать в состав академий наук организации, порядок деятельности и финансирования которых будет определяться только уставами академий. "Наконец-то разрешается проблема, которая не решалась с 1998 года. Это позволит в составе академий иметь образовательные учреждения, инновационные учреждения", - сказал он.

Вместе с тем, С.Колесников акцентировал внимание на том, что процедура утверждения устава академий наук не предусматривает ведения протокола разногласий. "Когда мы говорим: устав утверждайте, а согласительная процедура не обозначена, значит, мы косвенно говорим о том, что Правительство будет диктовать, каким быть уставу".

Против изменения порядка утверждения президента академии и ее устава высказался Жорес Алферов. "Автономия и самоуправление необходимы научным учреждениям, в которых власть авторитета гораздо выше, чем авторитет власти, - сказал он. - Предложенная новая процедура утверждения президента академии даст возможность бюрократическим организациям влиять на процедуру выбора. Распространение на Академию наук вертикали власти - вещь чрезвычайно опасная и, с моей точки зрения, ненужная".

В то же время, депутат предложил убрать из действующего закона статью об аренде. "Когда-то право сдавать в аренду неиспользуемые площади было необходимо, чтобы выжить, - сказал он. - Но аренда действительно дает возможность нечестным людям извлекать собственную выгоду, и теперь, когда ситуация изменилась, изменились финансовые возможности России и федерального бюджета, и речь идет уже не о выживании, а о развитии науки, аренду надо запретить. Нам нужно развиваться, нужно новое оборудование, нужно возвращать сдаваемые площади в научный оборот".

Между тем, по словам вице-президента Российской академии наук Александра Некипелова, академия поддержала предложенные Правительством изменения. Объясняя позицию РАН, он, в частности, сказал: "Мы не видим какого-либо ущемления в самоуправлении. Все основные положения, касающиеся самоуправления академий наук, не подверглись никакой ревизии. Мы считаем, что введение нового порядка утверждения устава академии и ее президента - это не способ создания некоего механизма отсеивания неугодных кандидатов, а стремление наделить высоким статусом того, кто будет во главе РАН". По словам А.Некипелова, принципиально важен тот факт, что в проекте закона даже не ставится вопрос о возможности коллизии в случае, если президент страны не утвердит президента академии. Тем самым предполагается, что такая ситуация невозможна. Что касается устава, есть возможность согласовать разумный документ".

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

Железняк Александр

 
ЦитироватьПо словам А.Некипелова, принципиально важен тот факт, что в проекте закона даже не ставится вопрос о возможности коллизии в случае, если президент страны не утвердит президента академии. Тем самым предполагается, что такая ситуация невозможна. Что касается устава, есть возможность согласовать разумный документ".


Осталась малость - внести в Устав, что Президентом РАН является Президент РФ. И действительно - если человек стал президентом страны - уж не глупее он каких-то докторов наук? Опять же, Брежнев мог должности совмещать - чем ВВП хуже?
А противоречия сразу снимаются - такая ситуация невозможна.

Anatoly

На сайте Госдумы в базе "Законопроекты" имеется Заключение Комитета:


Комитет Государственной Думы по образованию и науке


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


10 октября 2006 года                                      № 58-1


на проект федерального закона №341574 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части правового регулирования деятельности государственных академий наук Российской Федерации)

Рассматриваемый законопроект состоит из двух статей. В первой статье предлагается ввести изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", касающиеся уточнения правового регулирования деятельности академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус. Второй статьёй создаются правовые основания для продолжения деятельности ранее избранных президентов и президиумов указанных академий наук вплоть до утверждения Правительством Российской Федерации их уставов, доработанных самими академиями на основании предлагаемых в законопроекте изменений, и избрания президентов и президиумов в соответствии с этими уставами.
В законопроекте предлагается:
- изменить используемое в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» понятие «академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус,» на «государственные академии наук Российской Федерации»,
- установить, что уставы указанных академий утверждаются Правительством Российской Федерации (по представлению общего собрания соответствующей академии наук);
- установить, что президент Российской академии наук утверждается в должности Президентом Российской Федерации, президенты отраслевых академий наук - Правительством Российской Федерации (по представлению общего собрания соответствующей академии наук из числа действительных членов академии);
- закрепить выплаты за звания действительным членам и членам-корреспондентам указанных академий наук.
Кроме того предлагается внести ряд изменений, уточняющих редакцию действующего Федерального закона, а именно:
- исключить определение работника сферы научного обслуживания из текста Федерального закона, поскольку закон не содержит норм, регулирующих отношения связанные с деятельностью такого работника;
- уточнить формулировки, связанные с перечислением организаций, входящих в состав государственных академий наук, поскольку активно используемый ранее устойчивый оборот «предприятия, учреждения и организации» не соответствует принятой ныне терминологии, а приведенное в тексте закона перечисление конкретных видов организаций, входящих в состав академии, может трактоваться как закрытый перечень;
- уточнить состав субъектов, определяющих приоритетные направления развития науки и техники, а также осуществляющих формирование системы научных организаций, поскольку, естественно, что в данный список должны входить, наряду с органами государственной власти, государственные академии наук, но не организации научного обслуживания и социальной сферы, как это записано в действующей редакции;
- привести норму закона, касающуюся земельных правоотношений, в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, а терминологию, связанную с бюджетным процессом, - с терминологией Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отношении новых норм, предлагаемых в данном законопроекте можно отметить следующее:
Понятие «государственный статус», которым были наделены Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» Российская академия наук и отраслевые академии, ни в данном законе, ни в других законах не раскрывается. В то же время наделение указанных академий, созданных в виде учреждений, федеральным имуществом и финансирование их из федерального бюджета однозначно указывают на то, что они являются государственными учреждениями.  Предлагаемое изменение вполне обосновано и снимает существующую неопределенность, вносимую нераскрытым термином «государственный статус». В то же время следует обратить внимание на то, что термин «государственный статус» в связи с академиями наук упоминается в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.24, п.3). Кроме того, академии наук, имеющие государственный статус, упоминаются  в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст. 3, 4 и 18). Законопроект не предлагает внести изменение в пункт 2 статьи 5 и в пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», хотя там также идет речь об академиях наук, имеющих государственный статус. Эту проблему необходимо разрешить при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Следует заметить, что в Республике Саха (Якутия), в Республике Башкортостан и Республике Татарстан в соответствии с республиканскими законами действуют государственные академии наук соответствующих республик. Предлагаемое название статьи 6 «Государственные академии наук Российской Федерации» указывает на то, что в ней регулируются вопросы деятельности не всех государственных академий наук, а лишь государственных академий федерального уровня. Термин «государственные академии наук» без добавления слов «Российской Федерации» может толковаться расширительно, что следует иметь в виду, особенно при внесении изменений в статьи 5 и 11 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации  «особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами» (ст.120 п.1). Безусловно, государственные академии наук Российской Федерации относятся к отдельному виду государственных учреждений. Многие особенности их деятельности в соответствии с законом определяются их уставами, поэтому вполне обосновано выдвижение требования утверждения этих уставов на уровне Правительства Российской Федерации, а также утверждение назначения на должность президента Российской академии наук Президентом Российской Федерации и президентов отраслевых академий - Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать формированию целостного законодательства, регламентирующего отношения, связанные с деятельностью организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.

Комитет предлагает принять в первом чтении законопроект №341574 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", внесенный Правительством Российской Федерации в первом чтении.





Председатель Комитета                                                     Н.И.Булаев     

Железняк Александр

М.б. я чего недопонимаю, но ничего особо страшного не вижу. то , что оклады назначаются правительством, а не общаком - в принципе логично, хоть и есть механизм влияния. но у академика или член-корра почти всегда найдется способ заработать еще 10 окладов, и на оклад от Фурсенко он может плюнуть.

Меня другое волнует : ничего не сказано об изменении Уставов Академий в части выборности. Ведь закоснеют в своей кооптации вконец, как сейчас, с 75 годами. Необходимо расширение базы выборщиков, как во всех демократических организациях и процедурах.

Anatoly

Порядок выборов и включение в ряды выборщиков научных сотрудников можно обсудить в Уставе. Мне кажется, для закона было бы полезным следующее:

1. Сохранить пункт 5  статьи 4 и заголовок статьи 4 в ныне действующей редакции Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (здесь и далее речь идёт именно об этом законе). Иначе категория "работник научного обслуживания", статус которой необходим для упоминания в различных документах, включая соглашения и коллективные договоры, теряет свою определённость или становится, по определению, данному в  Пояснительной записке, как "не имеющие прямого отношения к научной и (или) научно-технической деятельности".

2. Дополнить пункт 6 статьи 4 следующими абзацами:
«на  оплату труда в научной организации, размер которой обеспечивает достаточные материальные  условия  для  эффективной  творческой деятельности,  повышения престижа профессии  научного работника, стимулирует привлечение талантливой молодежи  в  науку  и  повышение квалификации научных работников;
дополнительную материальную поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации по завершении трудовой деятельности, на уровне, обеспечивающем  престижность  научного труда  и стимулирование систематического обновления научных кадров».

3. Дополнить первый абзац пункта 1 статьи 6 текстом следующего содержания:
«Такое имущество не может быть отчуждено ни по каким основаниям, передано в управление третьим лицам, заложено, продано».

4. Дополнить пункт 1 статьи 6 следующим абзацем:
«Высшим коллегиальным органом управления научной организации, входящей в состав государственной академии наук Российской Федерации, является выборный Учёный совет научной организации. Порядок избрания Учёного совета научной организации и его полномочия закрепляются в уставе государственной академии наук».

5. Дополнить первый абзац пункта 4 статьи 6 следующим предложением:
"Правительство Российской Федерации устанавливает размеры доплат за учёные степени кандидата наук и доктора наук научным работникам государственных академий наук".

6. Изложить первый абзац пункта 3 статьи 15 в следующем виде:
«3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации при утверждении трёхлетних финансовых планов предусматривает нарастание ассигнований из федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований до 0,3 процента валового внутреннего продукта России к 2010 году. В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством Российской Федерации, создаются федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
   Комментарий к п.6: 0,3% ВВП к 2010 году соответствует рациональному варианту финансового плана реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года с учётом показателей социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и тенденции к росту доли расходов на ФИ согласно Основам государственной научно-технической политики на период до 2010 года.

Anatoly

Предложения профсоюзов науки о поправках в закон
«О науке и государственной научно-технической политике»

Инициированный Правительством законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике прошёл первое чтение в Государственной Думе. Межрегиональное объединение профсоюзных организаций научных центров и учреждений «За сохранение и развитие научно-технического потенциала страны» (Профобъединение «РКК-Наука») и Комиссия Совета профсоюза работников РАН по работе с Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и общественными объединениями подготовили предложения для внесения депутатами поправок ко второму чтению законопроекта. Поправки связаны с уточнением статуса работников всех научных организаций, статуса РАН и всех финансируемых из федерального бюджета академий наук и Академии художеств, а также с намерением законодательно закрепить в качестве элементов государственной научно-технической политики ранее декларированных властью темпов роста расходов на развитие отечественных научных исследований с учётом складывающихся мировых тенденций повышения конкурентоспособности экономик.
Мы помним, что в 2002 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным были утверждены «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Целью государственной политики в области развития науки и технологий определён переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Реализация Основ направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.
По нашей оценке, Правительство в последние месяцы акцентировало внимание на проблемах, связанных с необходимостью развития национальной инновационной системы. Однако проект поправок, который оно внесло в Думу, выглядит однобоким и требует совершенствования.
Во-первых. В законе сегодня дано определение трем категориям работников в сфере научной деятельности (научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания). Правительство решило отказаться от определения категории «работник научного обслуживания», статус которой необходим для формирования различных документов, включая соглашения и коллективные договоры, перспективные системы оплаты труда. Авторы законопроекта определили в Пояснительной записке указанную категорию работников, как "не имеющие прямого отношения к научной и (или) научно-технической деятельности". Это совершенно противоречит реальности для значительного числа сотрудников, не занимающих научные должности, но непосредственно участвующих в научном процессе: уникальные мастера и рабочие макетных мастерских и стендов, сотрудники научных стационаров и станций, персонал исследовательских судов и т.д. Мы предлагаем убрать такую поправку, сохранив понятие «работник научного обслуживания».
Кроме того, те права, которыми пользуется, и те обязанности, которые несёт по закону научный сотрудник, во многом относятся и к специалисту научной организации. Известно, что инженеры, конструкторы, технологи, программисты, составляющие значительную (а порой большую) часть штата научного учреждения, ведущего серьезные экспериментальные работы, входят в число соавторов научных трудов и активным поиском создают объекты интеллектуальной собственности. Этим они заслуживают законодательного закрепления статуса полноправных творцов результатов научной деятельности. Исключение данной категории работников, являющихся полноправными авторами научного продукта, из субъектов прописанной указанными пунктами деятельности - не только не справедливо в их отношении, но и ограничивает научную деятельность чистой схоластикой, исключая из нее живую экспериментальную работу, только на основе которой и возможны инновационные прорывы, ожидаемые от российской науки. Такого рода подход приводит к ошибкам наподобие исключения специалистов научных организаций из реформы оплаты труда, проводимой ныне в рамках Постановления Правительства №236, и ведет к расколу в научных коллективах Российской академии наук, решающих единую задачу.
Поэтому мы предлагаем права и обязанности научного работника распространить законодательно и на специалистов научных организаций. Среди них: права на признание его автором научных результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности; получение доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является; доступ к информации о научных и научно-технических результатах, публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, и т.д. То же предлагается  и в отношении обязанностей, предписанных научному работнику. В частности: осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде и т.д.;
На этом же основании в конце пункта 6 статьи 4, констатирующего право на повышение научной квалификации, предлагаем добавить «и научно-технической».
Мы предлагаем статус научного работника и специалиста научной организации доопределить правами на оплату труда в научной организации, размер которой обеспечивает достаточные материальные  условия  для  эффективной  творческой деятельности,  повышения престижа профессии  научного работника, стимулирует привлечение талантливой молодежи  в  науку  и  повышение квалификации научных работников, а также на дополнительную материальную поддержку по завершении трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на уровне, обеспечивающем  престижность  научного труда  и стимулирование систематического обновления научных кадров. Кстати, эти и аналогичные права наших коллег зафиксированы в законе о науке, принятом в Украине.
Внесённый проект предлагает закрепить за Правительством РФ установление окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук. Профсоюзы предлагают закрепить за Правительством РФ ещё и установление размеров доплат за учёные степени кандидата наук и доктора наук научным работникам государственных научных организаций на уровне не ниже действующего размера этих доплат для профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Также за Правительством Российской Федерации мы предлагаем закрепить обязанность сохранения указанных доплат кандидатам наук и докторам наук, оставившим работу в пенсионном возрасте, при условии, что соответствующая учёная степень присуждена не позднее, чем за десять лет до окончания научной деятельности. Считаем, что эта мера будет способствовать росту заинтересованности в повышении квалификации и облегчит ротацию кадров среди научных работников.
Закрепление указанных прав исследователя в законе о науке сопряжено и с указанием на источники финансирования. В действующей редакции закона о науке (статья 15) сказано:
«Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством Российской Федерации, создаются федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные фонды создаются в форме учреждений, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации» (пункт 3);
«Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов» (пункт 6).
Мы предлагаем закрепить в пункте 3 этой статьи закона обязанность Правительства Российской Федерации ежегодно при утверждении перспективных финансовых планов предусматривать наращивание ассигнований из федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований не менее чем до 0,3 процента валового внутреннего продукта России к 2010 году. В пункте 6 той же статьи предлагаем отметить: «С целью повышения конкурентоспособности страны при переходе на инновационный путь развития Правительство Российской Федерации ежегодно предусматривает меры по наращиванию ассигнований на проведение научных исследований и разработок не менее чем до 3,5 процентов  валового внутреннего продукта России к 2015 году».
Добавлю к сказанному. Сегодня, в 2006 году, на фундаментальные исследования (академии наук, вузы, Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд) предусмотрено  из бюджета ассигновать 38,6 млрд. руб. при прогнозируемом размере валового внутреннего продукта 27220 млрд. руб., т.е. 0,14%. В дебатируемом проекте бюджета на 2007 год соответственно 52,4 млрд. руб. (включая закупку приборов по международным контрактам), 31220 млрд. руб., 0,17%.  Согласно одобренной Правительством и утверждённой в марте по его поручению Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года планируется выделить в 2010 году по т.н. рациональному варианту 122 млрд. руб. Наша оценка ВВП-2010 около 40500 млрд. руб., что даёт показатель доли расходов на фундаментальные исследования от потребляемого ВВП 0,3%. То есть, цифры сходятся с правительственными. Но без законодательного подкрепления Стратегии Правительство внесло в проект бюджета на 2007 год указанную сумму 52,4 млрд. руб. против 56 млрд. руб., обозначенных в Стратегии. Наблюдается обычная для последних лет картина сползания вниз от стратегических установок государственной политики. В результате не в заданном объёме финансируются фонды, на доплаты за степень не хватает денег, пилотный проект повышения зарплаты учёным в РАН сопровождается возмущениями специалистов и научно-вспомогательных работников. Путь к декларированному «килобаксу» становится призрачным, а сфера «генерации знаний» превращается в сферу генерации социальной напряжённости и недоверия к заявлениям власти. 
Наконец, общее финансирование научных исследований и разработок предлагается вывести к 3,5% от ВВП к 2015 году. Мы прекрасно помним, как 122-м законом была изъята норма, обязывавшая Правительство изыскивать средства на исследования гражданского назначения в привязке к расходам федерального бюджета.  Нам разъясняли, что привязка к расходам бюджета идёт вразрез с нормами бюджетного законодательства. Пусть так. Не будем трогать общие расходы бюджета. Но создавать условия для направления части ВВП на развитие - не это ли дело государственной политики и использования бюджета как инструмента этой политики по достижению поставленной цели? Тем более, что не все 3,5% ассигнуются из бюджета. Здесь упор на необходимость заботы Правительства о мерах по резкому увеличению этих расходов во внебюджетном секторе. Такой мерой, прежде всего, должно стать стимулирование спроса на инновации через коренной рост доли заработной платы в создаваемом ВВП страны.
Во-вторых. Много нервной энергии израсходовано на внедрение предложений Минфина России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации об изменениях, связанных с заменой применительно к академиям наук слов "имеющие государственный статус" на слово "государственные".  Профсоюзу на этом поле трудно вступать в дискуссию, тем более что концептуально Дума поддержала эти предложения. Однако очевидный перекос в наступлении на самоуправление должен быть поправлен. Мы предлагаем две поправки - одну, связанную с охраной статуса имущества, переданного государственным академиям наук, и вторую - с законодательным закреплением понятия высшего коллегиального органа научной организации государственной академии наук с целью обеспечения возможности решения вопросов, предусмотренных законодательством для  компетенции высших коллегиальных органов организаций, например, законом об автономных учреждениях.
Для этого в статье 6, пункт 1, где говорится (с учётом правительственных поправок): «Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус государственными академиями наук - некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, включая организации научного обслуживания и социальной сферы, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.» - дополнить: «Такое имущество не может быть отчуждено ни по каким основаниям, передано в управление третьим лицам, заложено, продано.».
   Внесённое Правительством дополнение 
«Высшим органом управления государственной академии наук является формируемое в соответствии с уставом государственной академии наук общее собрание. Общее собрание государственной академии наук принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум, а также президента государственной академии наук в порядке, предусмотренном уставом государственной академии наук.»
- мы предлагаем продолжить:
«Высшим коллегиальным органом научной организации, входящей в состав государственной академии наук, является собрание (конференция) научных работников и специалистов научной организации. Полномочия собрания (конференции) научных работников и специалистов научной организации закрепляются в уставе государственной академии наук.».
   Выработанные поправки переданы ряду депутатов для официального внесения на рассмотрение Государственной Думы. Отмечу в заключение, что удивительно поспешное прохождение законопроекта в Думе не способствует научному сообществу полноценно участвовать в формировании исходных позиций столь крупных изменений, за которыми последуют изменения уставов академий наук и всех организаций, входящих в их структуру.


А.С.Миронов
Председатель Профобъединения «РКК-Наука»,
заместитель Председателя Совета Профсоюза работников РАН

http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=90c88e3b-0da1-4d8b-8d7c-5224a98d6c44&_Language=ru

Anatoly

Комитет по образованию и науке Государственной Думы рассмотрел 2 ноября поправки к законопроекту  «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", внесённые депутатами ко второму чтению этого законопроекта. Предложения профсоюзов науки http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=90c88e3b-0da1-4d8b-8d7c-5224a98d6c44&_Language=ru были отражены в поправках депутатов О.Г.Дмитриевой, И.И.Мельникова, Ж.И.Алфёрова, Н.И.Булаева, В.Н.Ивановой, С.И.Колесникова.
Комитет рекомендовал к принятию поправку,  сохраняющую в тексте закона о науке определение категории «работник сферы научного обслуживания». Поддержана также поправка, дополняющая статью 4 закона о науке текстом «Правительство Российской Федерации устанавливает работникам, занимающим штатные должности в бюджетных научных организациях, учёные степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке, ежемесячные доплаты за ученую степень».
Остальные поправки, инициированные профсоюзом работников РАН, не получили одобрения. Мотивы, по которым это случилось, звучали в выступлениях А.В.Хлунова, представлявшего Минобрнауки России, и Н.И.Булаева, председателя Комитета.
Дополнения о распространении прав и обязанностей научных работников на специалистов научных организаций отклонены по мотивам их несоответствия принятой концепции законопроекта - уточнению статуса государственных академий наук.
Дополнения о праве научного работника на оплату труда, размер которой обеспечивает достаточные материальные условия для эффективной творческой деятельности, повышения престижа профессии, стимулирует привлечение талантливой молодёжи в науку и повышение квалификации научных работников, а также о праве на дополнительную материальную поддержку по завершении трудовой деятельности на уровне, обеспечивающем престижность научного труда и стимулирование систематического обновления научных кадров, были сочтены популистскими, бессодержательными. Не помог и довод о наличии аналогичных статей в законе Украины. При этом А.В.Хлунов отметил необходимость дальнейшей работы над специальными поправками в трудовое и пенсионное законодательство в отношении работников науки.
Дополнение о запрете на отчуждение по каким бы то ни было основаниям, передачу в управление третьим лицам, залог, продажу имущества, находящегося в федеральной собственности и включенного в  утвержденные Правительством Российской Федерации реестры федерального имущества, переданного государственным академиям наук, встретило возражение представителя Минобрнауки России. Он посчитал такую запись излишней, ограничивающей оборот имущества. Внесший поправку С.И.Колесников отказался от неё, сославшись на возможность возникновения у научных организаций трудностей в решении задач, связанных с управлением недвижимым имуществом.
Наше предложение закрепить в законе статус высшего коллегиального органа научной организации, входящей в состав государственной академии наук, за собранием (конференцией) научных работников и специалистов научной организации, внесённое депутатами С.И.Колесниковым и И.И.Мельниковым, не поддержано со ссылками на ненужность ограничения права самих организаций закреплять в своих уставах положения о коллегиальных органах, которые они считают необходимыми. (Но в законе об АУ, подписанном на днях В.В.Путиным, решение о переводе организации в АУ принимается при наличии решения высшего коллегиального органа этой организации, если он существует).
Поправка, внесённая И.И.Мельниковым, о закреплении  за Правительством Российской Федерации обязанности ежегодно при утверждении перспективных финансовых планов предусматривать наращивание ассигнований из федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований не менее чем до 0,3 процента валового внутреннего продукта России к 2010 году, не поддержана. Отказ, несмотря на доводы, что практически других источников обеспечения фундаментальных исследований не имеется, а цифры согласуются с рациональным вариантом финансирования одобренной Правительством Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Мотив старый: не будем в отраслевом законе (о науке) прописывать те расходные обязательства, которые не обозначены в бюджетном кодексе.
С этим же мотивом не поддержана другая поправка, внесённая И.И.Мельниковым, с нашим предложением записать: «С целью повышения конкурентоспособности страны при переходе на инновационный путь развития Правительство Российской Федерации ежегодно предусматривает меры по наращиванию ассигнований на проведение научных исследований и разработок не менее чем до 3,5 процентов  валового внутреннего продукта России к 2015 году». Я специально подчеркнул, что речь идёт не о выделении исключительно бюджетных средств, а о создании условий для привлечения наряду с бюджетными и внебюджетных средств на все выполняемые исследования. Но голосов «за» оказалось недостаточно.

Теперь о других поправках, не инициированных профсоюзами.
Поддержаны технические поправки Н.И.Булаева, устраняющие дефекты предыдущих текстов как закона о науке, так и обсуждаемого законопроекта.
Депутаты Ж.И.Алфёров и И.И.Мельников по рекомендации Института государства и права РАН предложили дать во второй статье закона о науке, содержащей основные понятия, применяемые в законе, определение государственной академии наук как некоммерческой научной организации, правовое положение которой устанавливается этим законом. Одновременно предложено раскрыть содержание самоуправления: «Самоуправление государственной академии наук Российской Федерации - право управления своей деятельностью, создания реорганизации и ликвидации входящих в ее состав организаций, избрание органов управления и членов академии наук, определение структуры академии, разработка и принятие устава академии, распределение между организациями академии средств федерального бюджета, а также определение приоритетных направлений научных и (или) научно-технических исследований и разработок». Поправка не поддержана по мотивам наличия в законе другой статьи (под №6), где идёт речь о государственных академиях наук.
Депутаты Ж.И.Алфёров, И.И.Мельников, С.Ю.Глазьев и О.Н.Смолин предложили отказаться от принятой в первом чтении поправки об изменении текста пункта 7 статьи 5 закона о науке. При этом должна быть сохранена действующая запись: «7. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке». Принятая Думой в первом чтении редакция: «7. Права государственных научных организаций на выделенные им в установленном порядке земельные участки определяются земельным законодательством Российской Федерации». Голосов в поддержку предложений с  учётом голосов по доверенностям отсутствующих депутатов было подано больше, чем против, воздержавшихся не было. Аналогичная по смыслу поправка указанных выше депутатов внесена также в отношении сохранения записи о закреплении земельных участков в безвозмездном бессрочном пользовании за академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы.
Дополнения, предложенные совместно Ж.И.Алфёровым и И.И.Мельниковым, а также в близкой по смыслу форме О.Н.Смолиным, о включении образовательных учреждений в примерный перечень организаций, входящих в состав государственных академий наук, не поддержаны по мотивам отсутствия целесообразности расширения примерного перечня.
Не нашло поддержки предложение депутата А.А.Кокошина о включении в перечень государственных академий наук Российской академии ракетных и артиллерийских наук.
Вызвала дискуссию принятая в первом чтении поправка о дополнении пункта 1 статьи 6 записью об Общем собрании государственной академии наук как высшем органе управления государственной академии наук. В той форме, как она принята в первом чтении, накладывается ограничение на круг вопросов, рассматриваемых Общим собранием: принятие устава, представление его на утверждение в Правительство РФ, избрание действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум, а также президента государственной академии наук. Ж.И.Алфёров и В.Н.Смолин предложили исключить эту поправку вообще, И.И.Мельников, Н.И.Булаев, О.Г.Дмитриева внесли коррективы для снятия ограничения. Одобрили поправку Н.И.Булаева, согласно которой Общее собрание «рассматривает иные вопросы, определяемые уставом государственной академии наук».
Ещё более остро обсуждалась поправка, принятая в первом чтении, об утверждении Устава РАН Правительством Российской Федерации. Ж.И.Алфёров и И.И.Мельников предложили во втором чтении исключить эту часть записи либо изменить формулировку таким образом, чтобы Устав РАН утверждался Президентом Российской Федерации. Первый вариант не нашёл поддержки Комитета, а при обсуждении второго Ж.И.Алфёровым была предъявлена копия постановления Президиума РАН от 31 октября 2006 г. №314, которым протокольно Президиум РАН поддерживает поправку депутатов Ж.И.Алфёрова и И.И.Мельникова об изменении утверждающего Устав РАН органа государственной власти.  В поддержку данного варианта подано, с учётом доверенностей, восемь голосов депутатов, против семи.
Не нашла поддержки формулировка, внесённая депутатом С.Ю.Глазьевым, предусматривающая замену слова «утверждается» на «регистрируется» в отношении действий  Правительства Российской Федерации с Уставом РАН.
Депутат С.Н.Бабурин внёс поправку об утверждении Президента отраслевой академии наук, избранного общим собранием отраслевой академии наук из числа ее действительных членов, Президентом, а не Правительством Российской Федерации. Поправка не была поддержана.
Ж.И.Алфёров и И.И.Мельников предложили исключить из закона о науке абзацы с упоминанием доходов от аренды. Жорес Иванович мотивировал это тем, что эти дополнения в закон были приняты по его инициативе в 1997 году, когда государство не выполняло своих обязательств по финансированию бюджетных организаций, и аренда стала дополнительной возможностью для их поддержки. Теперь ситуация изменилась, сдача в аренду не была и не является существенным элементом деятельности организаций, влечёт массу незаслуженных упреков и позволяет негативно влиять на общественное сознание. Имущество и помещения должны теперь использоваться только по прямому назначению. Это предложение поддержки Комитета не получило.
Отказано в поддержке депутату В.И.Кашину, предложившего доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, считать источником не дополнительного, а целевого бюджетного финансирования содержания и развития материально-технической базы организаций академического сектора.
Предложенная Ж.И.Алфёровым, И.И.Мельниковым, О.Н.Смолиным поправка об исключении из законопроекта статьи 2 не поддержана. Статья 2, принятая в первом чтении, гласит: «Избранные до вступления в силу настоящего Федерального закона президенты и президиумы академий наук, имеющих государственный статус, осуществляют свои полномочия до избрания президентов и президиумов государственных академий наук в порядке, предусмотренном уставами государственных академий наук, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Дата внесения законопроекта на второе чтение Государственной Думы, предлагаемая Комитетом, - 8 ноября этого года.

А.С.Миронов
Председатель Профобъединения «РКК-Наука»,
заместитель Председателя Совета Профсоюза работников РАН

ххх (Алексей Колесниченко)

Большое спасибо за информацию! надо бы Вам ее и на старый форум вывесить. Там все же больше народу бывает.

Железняк Александр


Anatoly

Цитата: ххх (Алексей Колесниченко) от 06.11.2006 22:26
Большое спасибо за информацию! надо бы Вам ее и на старый форум вывесить. Там все же больше народу бывает.


Спасибо, Алексей! На старом форуме смотрят, мне кажется, те же люди, что и здесь. По здешнему счётчику за сутки прошло около двухсот просмотров. Но здесь информация не теряется, и отношение к ней более серьёзное. 
Сегодня состоялось внеочередное заседание комитета по образнауке ГД в связи со спешно поданными новыми поправками со стороны Правительства. Видимо, поэтому законопроекта не видно в плане пленарного заседания 8 ноября. Профсоюзы обратились к Председателю Думы Б.Грызлову с просьбой о переносе второго чтения законопроекта на декабрь. "Считаем необходимым для его качественной подготовки проведение ряда консультаций и обсуждение ряда поправок, предложенных депутатам Профсоюзом работников РАН" - сказано в обращении "РКК-Наука".  А вот текст телеграммы, направленной профсоюзом работников РАН Б.Грызлову 2 ноября:

Глубокоуважаемый Борис Вячеславович!

Просим перенести на декабрь рассмотрение крайне важного для будущего Российской академии наук и других государственных академий наук проекта федерального закона № 341574-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части правового регулирования деятельности государственных академий наук Российской Федерации).
По нашей просьбе ряд депутатов Государственной Думы внесли поправки ко второму чтению законопроекта, уточняющие права научного работника и специалиста научной организации, охраняющие статус федерального имущества, переданного государственным академиям наук в оперативное управление, а также закрепляющие норму о высшем коллегиальном органе научной организации.
Выражаем признательность членам Комитета за конструктивное рассмотрение наших предложений, нашедших возможных поддержать часть из них и согласившихся с разумностью остальных, которые были отклонены только в силу недостаточной проработанности. Как показало обсуждение на заседаниях рабочей группы Комитета по образованию и науке, перед принятием закона о внесении изменений в базовый отраслевой закон нужна более качественная подготовка этих вопросов, чрезвычайно важных для работников науки. Слишком сжатые сроки прохождения законопроекта в Думе не позволили провести необходимые консультации и обсуждения. Надеемся, что учёт Советом Государственной Думы возражений Профсоюза и перенос срока второго чтения законопроекта № 341574-4 позволят найти необходимое решение поднятых Профсоюзом вопросов.



ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА                           В.Ф. ВДОВИН
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ РАН

Alex K

Цитата: Железняк  Александр от 07.11.2006 22:00
Спасибо, Анатолий!
С Праздником 7 Ноября!


и всех остальных, кто считает этот День Праздником!

Anatoly

21.11.2006 05:48 #15 Последнее редактирование: 21.11.2006 06:17 от Anatoly
Прошло второе и сразу третье чтение законопроекта. Из профсоюзных поправок (см.  выше http://scientific.ru/society/forum.php?topic=624.msg4444#msg4444) приняты две - первая и в несколько измененном виде пятая. Прошла также часть новых поправок, часть отклонена. Несколько подробнее см. http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=6857b40f-5d46-4b09-9ed5-28c1fea7a679&_Language=ru и в "Поиске" http://www.poisknews.ru/2006/11/14/cherez_chtenija_vpripryzhku.html


Anatoly

Текст закона, направляемого в Совет Федерации (с сайта Госдумы http://www.duma.gov.ru/):

О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"


Принят Государственной Думой                            17 ноября 2006 года


Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,  № 35, ст. 4137; 1998, № 30, ст. 3607; 2000,  № 2,  ст. 162;   2001,   № 1,  ст. 20;   2004,   № 35,  ст. 3607;  2005, № 27, ст. 2715; 2006, № 1, ст. 10) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Правительством Российской Федерации устанавливаются ежемесячные выплаты за ученую степень работникам, занимающим в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени.";
2)  в статье 5:
а) в пункте 2 слова "академии наук, имеющей государственный статус," заменить словами "государственной академии наук";
б) пункт 7 признать утратившим силу;
3) в статье 6:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Государственные академии наук";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и  организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук, которое  формируется в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке и  принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум и президента государственной академии наук в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке и рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.
Государственные академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Деятельность государственных академий наук регулируется законодательством Российской Федерации и уставами государственных академий наук.
Структура государственных академий наук, порядок деятельности и финансирования подведомственных им организаций определяются уставами указанных академий наук.";
в) в пункте 2:
слова "действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская академия наук" заменить словом "которая";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Устав Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.
Президент Российской академии наук избирается общим собранием Российской академии наук из числа ее действительных членов и утверждается в должности Президентом Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.";
г) пункт 3:
после слова "организациями," дополнить словом "которые";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Устав отраслевой академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.
Президент отраслевой академии наук избирается общим собранием отраслевой академии наук из числа ее действительных членов и утверждается в должности Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.";
д) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктур государственных академий наук.
Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются государственным академиям наук в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук.
В целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований Правительством Российской Федерации принимается программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на срок не менее чем пять лет.
Данная программа включает в себя план проведения указанных исследований, основанный на планах фундаментальных научных исследований государственных академий наук, бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия  этой программы.
В пределах полученного финансирования государственная академия наук самостоятельно определяет численность работников и систему оплаты труда в государственной академии наук и подведомственных ей организациях, а также основные направления расходования полученных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады за звания   действительных  членов,  членов-корреспондентов  государственных
академий наук, по представлению общего собрания государственной академии наук устанавливается численность ее действительных членов и членов-корреспондентов.
Сокращение численности работников государственных академий наук, работников   подведомственных им организаций (в том числе организаций научного обслуживания и организаций социальной сферы) не может служить основанием для уменьшения средств, предоставляемых государственным академиям наук за счет федерального бюджета на очередной и последующие годы.";
е) дополнить пунктом 41 следующего содержания:
"41. Государственные академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации:
доклады о состоянии фундаментальных наук, прикладных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;
отчеты о своей научно-организационной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности;
предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, прикладных наук, а также направлениях поисковых исследований.";
ж) в пункте 5:
в абзаце первом слова "Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук" заменить словами "Организации, подведомственные государственным академиям наук,", слово "переданным" заменить словом "передаваемым", слова "ведение в соответствии" заменить словами "ведение, в соответствии", слово "переданного" заменить словом  "передаваемого";
в абзаце втором слова "научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "организаций, подведомственных государственным академиям наук,";
в абзаце третьем слова "Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук" заменить словами "Организации, подведомственные государственным академиям наук,", после слова "соответствующей" дополнить словом "государственной", слова "которое должно быть согласовано" заменить словом "согласованного", слова "Правительством Российской Федерации" исключить, после слова "договором" дополнить словом "аренды";
з) пункт 6 признать утратившим силу;
4) в пункте 2 статьи 7 слова "научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "государственные академии наук";
5) в абзаце пятом пункта 2 статьи 11 слова "академий наук, имеющих государственный статус" заменить словами "государственных академий наук".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,  № 43, ст. 4169) следующие изменения:
1) в пункте 15 статьи 3 слова "академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус" заменить словами "государственными академиями наук";
2) подпункт "г"   пункта 3  части 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;";
3) в части 2 статьи 18 слова "академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус" заменить словами "государственные академии наук", слова "академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус" заменить словами "государственными академиями наук".
Статья 3
Избранные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона президенты академий наук, имеющих государственный статус, и президиумы академий наук, имеющих государственный статус, осуществляют свои полномочия до избрания на основании уставов государственных академий наук, утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции настоящего Федерального закона), президентов государственных академий наук и президиумов государственных академий наук.

   Президент
   Российской Федерации                                                                       В. Путин