08.06.2025 03:33

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


Исторические традиции государственной заботы о науке и инновациях

Автор Андрей Калиничев, 22.06.2006 09:45

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Андрей Калиничев

Глебу Кржижановскому:
     "Мобилизовать всех без изъятия инженеров, электротехников,
всех кончивших физико-матем. факультеты и пр.   Обязанность:  в
неделю  не  менее  2-х  лекций.  Обучить  не  менее 10-и (50-и)
человек электричеству. Исполнить - премия.  А  не  исполнить  -
тюрьма. " (декабрь 1920 ).


Тов. Сталину в Харьков:
       "Пригрозите  расстрелом  этому  неряхе, который, заведуя
связью, не умеет и добиться полной исправности телефонной связи
со мной " (16 февраля 1920).


Смольный, Зиновьеву:
        "Знаменитый   физиолог   Павлов  просится  за  границу.
Отпустить за границу Павлова вряд ли  рационально,  так  как  и
раньше  он  высказывался  в  том  смысле, что, будучи правдивым
человеком, не сможет,  в  случае  возникновения  соответсвенных
разговоров, не высказаться против советской власти и коммунизма
в России. Ввиду  этого  желательно  было  бы,  в  виде исключения,
предоставить ему сверхнормативный паек " (25 июня 1920).


Тов. Пеображенскому:
       "Что  он  реакционер,  охотно допускаю. Но их надо иначе
изобличать. Изобличи  на  точном  факте,  поступке,  заявлении.
Тогда посадим. Надо выработать приемы ловли спецов и наказания их " (19
апреля 1921 ).


Тов. Каменеву:
      "Медленно оформляли заказ на водные турбины! В коих у нас
страшный  недостаток!  Это  верх  безобразия   и   бесстыдства!
Обязятельно  найдите  виновных,  чтобы  мы этих мерзавцев могли
сгноить в тюрьме " (13 сентября 1921).


Наркому почт и телеграфа:
      "Обращаю  Ваше  серьезное  внимание на безобразие с моим
телефоном из деревни Горки.
       Посылаемые вами лица мудрят, ставят ни к чему какие - то
особенные приборы. Либо они совсем  дураки,  либо  очень  умные
саботажники ".


Бедняга профессор Тихвинский, управляющий петроградскими
лабораториями Главного нефтяного комитета. Одной  фразы  Ильича
было  достаточно:  "  Тихвинский не случайно арестован: химия и
контрреволюция не  исключают  друг  друга  "  (сентябрь  1921).
Расстрелян в 1921 году
.

В Главное управление угольной промышленности:
     "Имеются некоторые сомнения в целесообразности применения
врубовых машин. Тот производственный эффект, который ожидает от
применения  врубовых  машин  тов.  Пятаков,  явно  преувеличен.
Киркой лучше и дешевле " (август 1921).


В комиссию Киселева:
       "Я  решительно  против  всякой траты картофеля на спирт.
Спирт можно и должно делать из  торфа.  Надо  это  производство
спирта из торфа развить" (11 сентября 1921 года).


Это напоминает нам деловую записку от 26 августа 1919:
     "Сообщите в Научно-пищевой институт, что через три месяца
они должны предоставить точные и полные данные  о  практических
успехах выработки сахара из опилок".


Каменеву и Сталину:
      "Уволить из МВТУ 20-40 профессоров. Они нас дурачат". (21
февраля 1922).


Ф. Э. Дзержинскому:
      "К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров.
Надо  это  подготовить  тщательнее.  Обязать  членов  Политбюро
уделять  2-3  часа  в  неделю  на просмотр ряда изданий и книг.
Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и
литературной деятельности профессоров и писателей. Поручите все
это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ.
       Не  все сотрудники "Новой России" - кандидаты на высылку
за границу. Другое  дело  питерский  журнал  "Экономист".  Это,
по-моему,  явный  центр  белогвардейцев.  В  No  3 напечатан на
обложке список сотрудников. Все это  явные  контрреволюционеры,
пособники  Антанты,  организация  ее шпионов, слуг, растлителей
учащейся  молодежи.  Надо  поставить  дело  так,   чтобы   этих
вредителей  изловить  и  излавливать постоянно и систематически
высылать за границу.
        Прошу  показать  это  секретно,  не  разглашая,  членам
Политбюро с возвратом. Вам и мне. " (19 мая 1922).


В. Молотову:
       "Сейчас получил 2 письма от Чичерина. Он ставит вопрос о
том,  нельзя  ли  на  Генуэзской   конференции   за   приличную
компенсацию  (продовольственная  помощь  и пр. ) согласиться на
маленькие изменения нашей Конституции, именно представительство
других партий в Советах. Сделать это в угоду американцам.
       Это  предложение  Чичерина показывает, по-моему, что его
надо лечить,  немедленно  отправить  в  санаторий"  (23  января 1922).


Там еще много интересного и странным образом актуального. Например, такое:

Шмидту, Троцкому, Цурюпе, Шляпникову, Рыкову, Томскому:
      "Прошу  Вас собрать совещание наркомов - об оздоровлении
фабрик и заводов путем сокращения количества едоков "(2 апреля 1921 ).     


Или такое:

"Прелагаю уволить Абрамовича тотчас. Федоровскому предоставить объяснения, как он мог принять на службу Абрамовича. Федоровского за это наказать примерно " (10 июня 1921 )."

Целиком, со ссылками на первоисточник, тут:
http://lib.ru/EROFEEW/lenin.txt

Железняк Александр

Поскольку Вы (или Ваш источник) избирательны  в цитатах, то и я себе такое позволю по отношению к Вашему тексту.:
Цитата: Андрей Калиничев от 22.06.2006 09:45
Глебу Кржижановскому:
     "Мобилизовать всех без изъятия инженеров, электротехников,
всех кончивших физико-матем. факультеты и пр.   Обязанность:  в
неделю  не  менее  2-х  лекций.  Обучить  не  менее 10-и (50-и)
человек электричеству. Исполнить - премия.  А  не  исполнить  -
тюрьма. " (декабрь 1920 ).


Это плохой указ длы военного времени?

Цитировать
Тов. Сталину в Харьков:
       "Пригрозите  расстрелом  этому  неряхе, который, заведуя
связью, не умеет и добиться полной исправности телефонной связи
со мной " (16 февраля 1920).


Это плохо - разгар Гр.Войны?

Цитировать
Бедняга профессор Тихвинский, управляющий петроградскими
лабораториями Главного нефтяного комитета. Одной  фразы  Ильича
было  достаточно:  "  Тихвинский не случайно арестован: химия и
контрреволюция не  исключают  друг  друга  "  (сентябрь  1921).
Расстрелян в 1921 году
.

А что - исключают?

ЦитироватьВ Главное управление угольной промышленности:
     "Имеются некоторые сомнения в целесообразности применения
врубовых машин. Тот производственный эффект, который ожидает от
применения  врубовых  машин  тов.  Пятаков,  явно  преувеличен.
Киркой лучше и дешевле " (август 1921).


Примените к использованию техники и таджиков (или палестинцев) на сегодняшних стройках. А ведь не война!

ЦитироватьВ комиссию Киселева:
       "Я  решительно  против  всякой траты картофеля на спирт.
Спирт можно и должно делать из  торфа.  Надо  это  производство
спирта из торфа развить" (11 сентября 1921 года).


Это напоминает нам деловую записку от 26 августа 1919:
     "Сообщите в Научно-пищевой институт, что через три месяца
они должны предоставить точные и полные данные  о  практических
успехах выработки сахара из опилок".


Так ведь сделали гидролизный спирт - не знаю только, в каком году. А картошку, знаете ли , солдатам на фронте кушать дают.


Цитировать
Там еще много интересного и странным образом актуального. Например, такое:

Шмидту, Троцкому, Цурюпе, Шляпникову, Рыкову, Томскому:
      "Прошу  Вас собрать совещание наркомов - об оздоровлении
фабрик и заводов путем сокращения количества едоков "(2 апреля 1921 ).     


Опять же - война. Чему удивляться?

Вы бы лучше нам что-нть про отношения Вашингтона и Самосы...Чомбэ...Бокассы...Пиночета...Валенсы...Ющенко...Это было бы актуальней, и достоверней :-)

Alex K

Калиничеву о цитатах.
Вы не пробовали вспомнить, какя в стране тогда обстановка была?
Да и результаты деятельности правительства СССР известны: рекорд промышленного роста в 30-х, вроде, никем пока не превзойден...

azbel

Андрею большое спасибо! Класс! Очень хороший пример руководства наукой. Лично мне гораздо приятнее читать конкретные указания о производстве сахара из опилок, чем бесконечные "Концепции развития инновационного потенциала".

GRAAL

Кратко, четко, по деловому. И мера ответственности сразу видна. А теперь найдите "десять отличий": между (1921 - 1941), (1941 - 1961) с одной стороны и
(1986 -2006) с другой.

azbel

Цитата: GRAAL от 22.06.2006 17:06
И мера ответственности сразу видна. А теперь найдите "десять отличий": между (1921 - 1941), (1941 - 1961) с одной стороны и
(1986 -2006) с другой.


А тут в какой-то передаче было интервью, кажется, с Михаилом Веллером. Его спросили - а как, Вы считаете, надо бороться с Коррупцией, ведь это такая сложнейшая государственная задача? Он ответил - а чего тут сложного, надо просто вешать, вот и все. В этом не десять, а только одно, но очень существенное отличие.

GRAAL

Простота порой действительно хуже воровства. А одно из отличий в отсутствие "политической воли" в самом, что ни на есть прямом смысле этого слова.

Александр Азбель

О РАБОТЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И О РУКОВОДСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ
Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г.
(СЗ СССР,  1936, № 34, ст. 308)

... При организации новых высших учебных заведений и развертывании старых нередко упускалось важнейшее условие работы вузов -- обеспечение их соответствующими научно-педагогическими кадрами, лабораториями, кабинетами, библиотеками, в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличается от уровня средней школы (техникумов).
Учебные планы все еще многопредметны и подвергаются, равно как и программы, ежегодным изменениям. Отсутствуют стабильные учебники для высшей школы и нет совершенно учебников по ряду важнейших дисциплин. Крайне недостаточен выпуск специальной переводной литературы.
Чрезмерная дробность и множественность профилей, параллелизм в подготовке кадров одной и той же специальности приводят к распылению научно-педагогических сил, материальных средств и к понижению качества обучения в высших учебных заведениях <...>
Вопреки постановлению ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. о том, что производственная практика должна быть органической частью всего учебного процесса, должного руководства этой важной составной частью обучения все еще нет. Для производственной практики студентов наркоматы предоставляют недостаточно оборудованные предприятия, клиники, лаборатории и т.п. Нет необходимого контроля за прохождением производственной практики студентами. Нет строгой отчетности о проделанной работе по возвращении студента с практики в вуз.
Все это не может не привести, и на деле нередко приводит, к тому, что студенты не приучаются сочетать теорию с практикой, проверять опытом полученные ими в стенах вузов знания.
Директива партии и правительства о единоначалии директоров высших учебных заведений не выполняется; единоначалие директоров нарушается администрированием со стороны общественных организаций, а директора в свою очередь передоверяют ряд основных функций управления второстепенным лицам.
Со стороны директоров и общественных организаций высших учебных заведений нет повседневной заботы о всестороннем воспитании студента как примерного по политической сознательности, культурности и дисциплинированности советского гражданина.
Руководящие работники многих наркоматов до сих пор не осуществляют на деле конкретного руководства вузами, явно недооценивая важнейшее государственное дело подготовки кадров, и передоверяют его второстепенным работникам наркоматов. Вузы далеко не пользуются тем вниманием, каким обычно пользуются в наркоматах предприятия <...>

СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:

Об организации учебного времени

2...
Предложить начальникам управлений вузов и директорам высших учебных заведений обеспечить все необходимые условия для самостоятельной работы студентов; бесперебойную ежедневную работу библиотек, чертежных залов, лабораторий, научных кабинетов и консультаций.
...
Количество дисциплин, изучаемых в семестре, как правило, не должно превышать 6, а количество дисциплин, изучаемых ежедневно, не должно превышать 3.

...

О руководстве высшей школой

1. Установить, что народные комиссары и руководители ведомств несут полную личную ответственность за состояние и работу высших учебных заведений, находящихся в их системе.
2. Предложить народным комиссарам и руководителям ведомств лично знакомиться с состоянием высших учебных заведений и систематически заслушивать доклады директоров высшей школы, а также ставить на обсуждение советов при наркомах важнейшие вопросы подготовки специалистов высшей квалификации (планы подготовки, качество подготавливаемых в вузах специалистов и т. д.).
3. Во всех наркоматах и ведомствах, в ведении которых имеются вузы, организовать управления учебными заведениями, возложив на них руководство всей работой по подготовке и переподготовке кадров высшей и средней квалификации и инспектирование вузов по всем разделам их работы.
Подчинить управления вузов непосредственно народным комиссарам или руководителям ведомств.
4. Предложить народным комиссарам и руководителям ведомств укрепить состав управлений учебных заведений квалифицированными специалистами, имеющими опыт научно-педагогической и производственной работы.
5. Установить, что директор вуза несет полную ответственность перед советским государством за руководство высшим учебным заведением, за прием и обучение студентов и организацию политико-воспитательной работы среди них, за научно-исследовательскую работу в высшем учебном заведении и хозяйственное его состояние, за подбор и правильное использование научно-педагогического персонала, за подготовку научно-педагогических кадров на кафедрах, за культурно-бытовое обслуживание студентов и преподавательского состава.
6. Исходя из задач подготовки высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов, стоящих на уровне современной науки и высоких требований, которые предъявляются в связи с этим к директорам высших учебных заведений, а также в целях дальнейшего повышения авторитета и ответственности директоров, установить впредь что:
а)   директорами высших учебных заведений могут быть лишь лица, имеющие законченное высшее образование и опыт научно-педагогической и производственной работы в данной отрасли;
б) директора высших учебных заведений утверждаются и смещаются Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР по представлению  народных  комиссаров;
в) административные взыскания на директоров могут быть наложены только наркомом.
7. СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают наркомам создать директорам высших учебных заведений все необходимые условия для повышения их научной и технической квалификации (научные отпуска, научные командировки, выписка литературы, освобождение от работы для подготовки диссертации на ученую степень и др.).
8. Заместитель директора по научной и учебной работе выдвигается из числа наиболее квалифицированных профессоров по ведущим специальностям и утверждается и смещается наркомом.
9. ... Деканы осуществляют единоличное руководство учебной и научной работой факультета.
13. Ставя перед сотрудниками кафедр задачу систематического повышения их научно-преподавательской квалификации, СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают директорам высших учебных заведений и начальникам управлений высших учебных заведений не допускать совместительства в работе доцентов, ассистентов и научных сотрудников кафедр, обеспечив все необходимые условия для повышения их научной квалификации.
Предложить руководителям кафедр установить для каждого сотрудника кафедры индивидуальный конкретный план научно-исследовательской работы и обеспечить систематическое повышение научной и педагогической квалификации работников кафедры.
14. СНК СССР и ЦК ВКП(б) осуждают распространенные среди известной части работников наркоматов и учебных заведений взгляды, что кафедры высших учебных заведении не должны заниматься научно-исследовательской работой, а ограничиваться только учебно-педагогической деятельностью.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) указывают, что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслимы подготовка научно-преподавательских кадров и повышение их квалификации.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают всем наркоматам и директорам высших учебных заведений обеспечить на деле развертывание научно-исследовательской работы по кафедрам.

15. Запретить партийным, советским и хозяйственным организациям отрывать научно-педагогические кадры высших учебных заведений от их непосредственной работы и использовать на работе не по специальности.

О порядке и дисциплине в высшей школе

1. СНК СССР и ЦК ВКП(б) указывают, что высокое качество подготовки квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях обусловливается четко установленным порядком и проведением твердой сознательной дисциплины в высшей школе. В этих целях СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают директорам установить точное расписание занятий и строгое его соблюдение; полный порядок в аудиториях, кабинетах, лабораториях, библиотеках, читальнях, обеспечивающий нормальную учебную работу, закрепление определенных учебных помещений за кафедрами; обеспечение необходимого ремонта и пополнение лабораторий и кабинетов наглядными пособиями, лабораторным оборудованием, реактивами, чертежными принадлежностями и т. д.
2. Установить твердое расписание дней и часов приема директором, его заместителем и деканами факультетов, отдельно для профессорско-преподавательского состава и отдельно для студентов во внеучебное время.
Установить, что право входа в учебные корпуса и общежития высших учебных заведений имеют только студенты, научно-педагогический и административно-технический персонал данного учебного заведения. Доступ в них прочим лицам разрешается лишь по специальным пропускам.
3. Предложить директорам вузов обеспечить во всех помещениях высшего учебного заведения своевременный ремонт и уборку, а также культурную обстановку в вестибюлях, в комнатах для ожидания, культурное обслуживание у вешалок в буфетах и столовых.
4. СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают директорам вузов следить за физическим воспитанием и состоянием здоровья студентов и принимать меры к приведению в образцовое состояние студенческих общежитий с обеспечением в них безукоризненной чистоты и всех необходимых санитарно-гигиенических условий.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) предлагают директорам высших учебных заведений и начальникам управлений высших учебных заведении наркоматов:
а) установить твердый распорядок в общежитиях и самым решительным образом бороться с его нарушителями;
б) установить, что собрания в общежитиях и учебных помещениях могут устраиваться лишь с согласия директора;
в) не допускать произвольного снижения установленных государством норм жилплощади для студентов, перегрузку общежитий, а также не допускать заселения общежитий посторонними лицами и учебных корпусов какими бы то ни было жильцами.

© Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1978, том 1, стр. 14-18.

Александр Азбель

05.04.2007 22:02 #8 Последнее редактирование: 06.04.2007 13:45 от Александр Азбель
РЕЧЬ ТОВАРИЩА СТАЛИНА
на приеме в Кремле работников высшей школы
17 мая 1938 г.

Товарищи!

Разрешите провозгласить тост за науку, за ее процветание, за здоровье людей науки.

За процветание науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой. (Аплодисменты)

За процветание науки, той науки, которая не дает своим старым и признанным руководителям самодовольно замыкаться в скорлупу жрецов науки, в скорлупу монополистов науки, которая понимает смысл, значение, всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и дает им возможность завоевать вершины науки, которая признает, что будущность принадлежит молодежи от науки. (Аплодисменты)

...


Да, конечно, тиран и душегуб, но как красиво сказано... Слабо нынешним радетелям "программно-целевого подхода".