20.04.2024 06:48

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


Ссылки по теме "Вузовская наука"

Автор Administrator, 06.02.2006 22:38

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Сергей Шишкин

23.09.2007 02:15 #50 Последнее редактирование: 25.09.2007 02:52 от Сергей Шишкин
Проект реформы образования и вузовской науки, подготовленный Общественной палатой

http://www.oprf.ru/files/DOKLAD-Plenarka.doc
Доклад
Общественной палаты Российской Федерации
«Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?»


(около 1 МБ, Word, 63 страницы)


часть доклада (предлагаемые меры):

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=807796
Доклад Общественной палаты Российской Федерации // Версия Кузьминова - Якобсона 17.09.07 20.20
Ъ-Online, 21.09.2007


- текст весьма обширный и содержательный, читать надо почти целиком!


комментарий:  http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=807643 Юлия Ъ-Таратута. Правительству повысят цену за обучение // Разработан проект новой реформы образования. Газета "КоммерсантЪ" № 173(3749) от 24.09.2007


цитаты и ветка с обсуждением на Бытии:  http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1190484384



там же про соответствующее заседание ОП и вокруг него - ветка:

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1190462785
пленарное заседание Общественной палаты РФ по теме «Образование, наука, интеллектуальный потенциал нации»
/\/\ mg, 22.09.2007 16:06

(со ссылками на сообщения в СМИ)

Сергей Шишкин

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1191356479

Цитата: Александр I - 03.10.2007 00:21
Новая статья на СТРФ про коммерцию и науку, содержащая мудрое замечание

http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=6302

<...> Там он обьясняет, почему он, как бизнесмен, не будет финансировать университетскую науку, а предпочтет отдать гораздо большую сумму за ту же разработку в стороннюю компанию.

Это очень интересный вопрос. И в России вузы имеют шанс решить его в свою пользу. Для этого российским вузам достаточно не требовать включения университета в список получателей прав на интеллектуальную собственность. Да, при этом МОН немного проиграет, не получая прямых дивидендов от изобретений. Но сами сотрудники университетов выиграют гораздо больше от увеличения вливаний со стороны бизнеса в университетскую науку. А иначе будет та же проблема, что и с американскими университетами, которую отметил Лавровский.


Цитата: Д.Кожевников (адрес e-mail) - 03.10.2007 08:09

Был в Англии и задавал нескольким профессорам (химикам) из разных университетов одни и те же вопросы: 1) какой интерес фирмам давать деньги на их научные исследования; 2) кому принадлежат права на интеллектуальную собственность. Получил примерно одни и теже ответы. Фирмы дают деньги, в основном!!!!, чтобы студенты имели возможность проводить качественные исследования, т.к. только так готовятся хорошие специалисты (при этом не очень важно - пойдут ли эти студенты в эти фирмы, кто-то захочет, большинство нет). Права на продукт определяются договором. Хотя, большинство сказало - стараюсь публиковать все результаты.
Т.о. заказывать университетствим ученым конкретные коммерческие разработки нерационально - задачи у университетов совсем другие (есть исключения!!!). Но давать деньги на исследования нужно. Кстати, есть небольшой шанс, что ученые со студентами да на хорошем оборудовании все-таки найдут что-то по-настоящему новое и интересное. Вот тут и должны быть у фирм потенциальные права на собственность (только нужен ли Российским фирмам такой шанс).
К сожалению, в нашей стране в последние несколько лет активно внедряется система, когда все права на интеллектуальную собственность принадлежат университету (не говорю уже про РАНовские институты), слизанная с американской системы. Самое смешное, что универы от этого все равно ничего не получают (только показуха), т.к. ученые - нормальные люди и всегда найдут возможность реализовать свои результаты на стороне. Университет от этого только проигрывает.

Про бюрократию и неповоротливость, а также малограмотность руководства универами даже вспоминать не хочется. У меня впечатление, что скоро вообще все встанет в параличе :(
Более того возникают непреодолимые разногласия между активными подразделениями и раздутым и неповоротливым университетским аппаратом. Как результат, активные факультеты с высокими доходами от НИР и НИОКР все больше задумываются об отделении от "монстра".


Цитата: Александр I - 03.10.2007 23:28

Так все оно и есть. Наука бизнесу не нужна. Не его это дело - поддерживать науку. В России все чаще слышатся голоса о том, что все должно быть устроено с точностью до наоборот - чтобы наука брала деньги от бизнеса, и чтобы бизнес давал на науку. Эти речи приведут не только к полному ступору, но и категорическому неприятию науки бизнесом и, с другой стороны, к показухе в университетах, не приносящей, по большому счету, ни копейки.

А все почему? Да все потому же: наука в России автоматически отождествляется с технологиями, а технологии - с наукой. По этот шумок растаскиваются миллиарды, и балом правят невежды и воры.


Сергей Шишкин

http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/11/07/20071107140040313.html
Как учат биологов в России и в США
Радио Свобода
7.11.07

"Александр Костинский:    Тема нашей сегодняшней передачи - «  Как учат биологов в России и в США».

В студии Радио Свобода - доктор биологических наук, заместитель директора Института проблем передачи информации Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, профессор Ратгерского университета (США) и заведующий лабораторией в Институте биологии генома Российской Академии наук Константин Северинов и выпускник аспирантуры Принстонского университета, научный сотрудник Института проблем передачи информации Егор Базыкин."

Цитировать

Константин Северинов:     Их здесь немного, но они все еще есть. То есть я бы считал, что, например, на биофаке МГУ учат многие люди, очень уважаемые люди, которые учили меня 20 лет назад. И я бы считал, что у системы еще где-то есть лет пять жизни, когда она еще будет двигаться вот так, а потом конец наступит.



Цитировать

Константин Северинов:     Я смотрю на это с другой колокольни - в случае Америки. Вот уверяю вас, для американского профессора нет большего наказания, чем учить. Все американские профессоры пытаются от учебы избавиться. 

Егор Базыкин: Я согласен.

Константин Северинов: И учат вас даже в Принстоне далеко не самые лучшие профессоры, по максимуму.

Александр Костинский: А почему? Просто люди хотят заниматься наукой, а не заниматься обучением, да?

Константин Северинов: Потому что вот деятельность американского профессора слагается из трех вещей: собственно научной деятельности, преподавания и, скажем так, службы административной. Во всех трех вам нужно иметь некие галочки. Но с точки зрения университета, самая главная галочка - это наука, коль скоро она приносит университету деньги. А с другой стороны, так как вы имеете профессорское звание и получаете за это деньги от университета, то вы не можете не учить. Но вы будете учить настолько мало, насколько вы можете себе это позволить, за счет привлечения денег для науки.

Егор Базыкин: Я согласен. То есть в среднем более успешные ученые и более великие ученые будут читать, конечно, меньшее количество курсов. Но, тем не менее, они курсы все-таки обязательно будут читать.

Константин Северинов: Да, избежать этого полностью нельзя, я согласен.

Егор Базыкин: И как правило, они будут читать курсы более высокого уровня. То есть не курсы для совсем начинающих... какую-нибудь биологию для начинающих будут читать какие-нибудь профессоры средние, а курсы высокого уровня могут читать... то, что у нас называется спецкурсом...


Александр Азбель

12.11.2007 15:43 #53 Последнее редактирование: 14.11.2007 14:08 от Александр Азбель
На Бытии в подветках

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1194309266

и

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1194965591

обсуждались инновационные вузы.

Сергей Шишкин

http://www.gazeta.ru/education/2007/11/13_n_2308632.shtml
13:18 (13 ноября)
Госдума приняла закон об интеграции научной и образовательной деятельности

ЦитироватьГосдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который направлен на интегрирование научной и образовательной деятельности. В законе устанавливаются возможности для научной организации сотрудничать и координировать свою деятельность с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в том числе на договорной основе, а также путем создания объединений научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования в форме ассоциаций или союзов.

Также предусматривается возможность создания структурных подразделений (лабораторий), которые осуществляют научную, научно-техническую работу на базе образовательного учреждения. Научным организациям также предоставляется право отдавать образовательному учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество, пользоваться этим имуществом.
Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет своей целью кадровое обеспечение научных исследований, развитие и совершенствование системы образования, отмечается в сопроводительных документах к закону. // РИА «Новости»


http://www.regions.ru/news/2110905/
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
23.11.2007   18:40

Цитировать23 ноября на 213-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки".

Как сообщили REGIONS.RU/"Новости Федерации" в пресс-службе верхней палаты российского парламента, закон предоставляет научным организациям право на реализацию образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Федеральным законом предусматриваются такие формы интеграции, как создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий с одной стороны, и создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, - с другой. Такая практика существовала и раньше, как правило, в форме создания так называемых базовых кафедр для научных учреждений и базовых институтов и лабораторий -- для вузов. Однако развитие этих весьма перспективных и полезных тенденций сдерживалось тем, что такая совместная деятельность учреждений науки и образования предполагала совместное использование материальных и людских ресурсов, которое не имело под собой достаточной правовой основы.

Законом закрепляется возможность для вузов с согласия учредителя на основе договоров предоставлять научным организациям движимое и недвижимое имущество, в свою очередь научные организации в соответствии с договором, заключенным с вузом, получили право предоставлять такое имущество в пользование вузам. При этом впервые в законодательстве четко фиксируется, что указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе.

Закон был одобрен единогласно.

Сергей Шишкин

http://www.gazeta.ru/education/2008/01/15_e_2557734.shtml
Образование беззащитно: мы пожинаем плоды СССР
06 ФЕВРАЛЯ, 20:29 // ВС

ЦитироватьМало кто понимает, что серьезные успехи советской науки и техники, те самые, которые дали стране ядерное оружие, авиастроение и многое другое, и которыми по праву мы так пылко гордимся до сих пор, в весьма малой степени обязаны «заботе родной коммунистической партии».

Радикальная реформа высшего образования в России (ныне почти забытая) произошла в конце XIX века, и основную роль в ней сыграл С.Ю. Витте. Именно он, будучи министром финансов, решительно поддержал организацию в России принципиально новых Политехнических институтов. Введение лабораторных практикумов (это методика), закупка лучшего научного оборудования (это техника), массовая стажировка в Европе молодых людей (это преподавательские кадры) заложили, говоря модным языком, «матрицу». Чуть позже к этой системе присоединились лучшие университеты. В гимназиях резко увеличили часы на физику, математику. Появились реальные училища, а затем и коммерческие училища (техникумы советских времен).

В целом была заимствована немецкая система двухуровнего образования: техникум - ВУЗ. Вот эта «матрица» и начала готовить специалистов МИРОВОГО УРОВНЯ.

Продержалась эта система без катастрофических перемен и при Советской власти вплоть до 30-годов. Даже рабфаки, эти по существу курсы подготовки в ВУЗ, принципиальных изменений в систему не внесли. К началу тридцатых СовВласть созрела. Одна цитата из первой БСЭ т.14, с.35 (1929 год) о преподавательском составе ВУЗов: «он, конечно, совершенно не годится для решения поставленной историей (т.е. Советской властью) задачи». С 1932 года началась решительная «советизация» ВУЗов.

<...>

до 1970 года Россия использовала в науке и технике тот самый потенциал, который был заложен еще Витте, ибо в 1970 году людям, окончившим ВУЗы в 1935 году, было еще 55-60 лет.

Они еще в полную силу работали в НИИ, учили хотя бы в некоторых университетах.

Когорта великих физиков (Ландау, Капица, Зельдович, Семенов, Тамм, Колмогоров и многие другие - каждый сам может продолжить этот список легенд в разных областях науки) получили образование еще ТОГДА, когда ВУЗЫ были по существу «виттевскими», а вовсе НЕ СОВЕТСКИМИ. Они учились у людей еще «виттевского» призыва, по ИМИ разработанным планам, по ИХ требованиям.

Александр Азбель

http://top.rbc.ru/society/15/02/2008/141775.shtml :

Первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов считает, что необходимо изменить порядок финансирования вузов, отдав приоритет учебным заведениям, которые готовят технических специалистов.

"На данный момент страна испытывает высокий дефицит специалистов именно инженерно-технических специальностей. Мне хотелось бы, чтобы такие сценарии прогнозировались заранее", - сказал по этому поводу С.Иванов в ходе выступления на коллегии Министерства образования и науки.

Вместе с тем первый вице-премьер выступает за сокращение бюджетного финансирования вузов, готовящих экономистов и юристов, которые, по мнению С.Иванова, не сильно востребованы экономикой.



Сергей Шишкин

http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=7208
19 февраля 2008
Узаконенный союз науки и образования

Цитировать

Для взаимодействия науки и образования теперь появилось законное основание -- в конце прошлого года принят закон об интеграции, который призван преодолеть массу административных и правовых барьеров. Вот только как по писаному случается редко. По мнению экспертов, документ требует серьёзной доработки. Иначе он вряд ли сможет реально укрепить сотрудничество научных институтов и вузов.



Обзор некоторых положений закона и некоторые мнения.

Сергей Шишкин

http://www.rian.ru/science/20080227/100145388.html
http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=7256

Медведев назвал позором позицию ведущих вузов РФ в мировых рейтингах
14:14    |    27/ 02/ 2008

ЦитироватьНИЖНИЙ НОВГОРОД, 27 фев - РИА Новости. Кандидат в президенты Дмитрий Медведев считает позорным, что крупнейшие российские вузы не входят в топовые позиции рейтингов мировых высших учебных заведений.

"Просто постыдно для нашей страны, что ведущие университеты - такие как Московский, Санкт-Петербургский, я уже не говорю о других - Томский, Омский, Екатеринбургский, Нижегородский, не входят ни в первую сотню, ни в первую тысячу университетов", - заявил он, отвечая на встрече с избирателями на вопрос студента из Томска.

"Что, у нас такое образование плохое? У нас очень хорошее образование было и сегодня оно вполне приличное, но мы не умеем не только, зачастую, защищать свои позиции, но и предъявлять свои результаты", - полагает он.

Медведев отметил, что уровень университетского образования в мире определяется не по количеству квадратных метров на студента, не наличием хорошего кампуса или общежития, заработной платой педагогов.

"Это все важно, конечно, но это еще связано и с тем, как цитируются студенческие, профессорские работы. Если эти работы входят в ведущие журналы, если объем цитирования высокий, рейтинг университета сразу растет. Значит, приходят деньги, приходят специалисты. Здесь нам нужно учиться работать", - считает кандидат в президенты.



ветка на Бытии:  http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1204210232

Александр Азбель

http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=7263&print=1

«У нас должен быть единый план развития фундаментальной науки академической и вузовской, потому что огромный потенциал в системе Академии наук и огромный потенциал в вузах», -- сказала Л. Вербицкая, выступая сегодня на заседании Совета по приоритетным национальным проектам при президенте РФ.

Alex K

Про первую тысячу - эт сильно сказано... :-) Интересно, кто текст-то ему готовил? :-D

Александр Азбель


Информационно-аналитические материалы от аналитического управления аппарата Совета Федерации к парламентским слушаниям «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности» 27 февраля 2008 г., проводимых Комитетом Совета Федерации по образованию и науке:
...
Представляется, что финансирование академических, в том числе и вузовских (так в оригинале - А.А.) институтов, которые ведут фундаментальные исследования, должно быть более существенным.
Актуальной представляется проблема выработки критериев эффективности научной деятельности.

...



Александр Азбель

из другой темы - http://scientific.ru/society/forum.php?topic=141.msg11695#msg11695

Адамс считает, что ему вместе с соавтором -- Роджером Клеммонсом из Университета Флориды -- удалось измерить вклад науки в разные отрасли и показать, что корпоративная наука все больше зависит от университетской и все меньше -- от себя самой.
...

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ

Адамс и Клеммонс работали с базой публикаций 200 фирм США, которые отличились самыми высокими расходами на НИОКР. С 1981 по 1999 г. эти компании отметились примерно в 230 000 научных статей. 110 ведущих американских университетов за то же время выпустили около 2,4 млн научных статей. Экономисты прослеживают около миллиона цитирований, в которых корпоративные авторы упоминают университетские статьи, а также около 600 000 цитирований статей других компаний. Интенсивность потока научных знаний они фиксируют не только опираясь на ссылки, но и наблюдая, какие авторы с какими сотрудничают. На основе интенсивности цитирования и сотрудничества, а также исследовательского бюджета фирмы авторы исчисляют «поток знаний» в денежном выражении.

У Адамса и Клеммонса получается, что средняя компания из их Top-200 ежегодно тратит на НИОКР $145 млн в ценах 1992 г. «Поток знаний» от использования университетской науки экономисты оценивают в $41 млн, от прямого сотрудничества с университетами -- в $3 млн, от использования собственных научных разработок -- в $42 млн, а от использования научных разработок других фирм -- в $24,5 млн. Но это «средняя температура по больнице», а значимые тенденции авторы вылавливают из динамики показателей и сравнения их по отраслям (в котором так затруднялся Грилихес). В полупроводниковой промышленности, телекоммуникациях и нефтехимии самым широким является «поток знаний», который течет внутри компании, а заимствование из внешних источников -- минимально. Напротив, влияние «потока знаний» из университетской науки в корпоративную максимально в фарминдустрии и биотехнологии, электрооборудовании и инструментах, а также в транспортной отрасли.

Влиятельность университетской науки на графиках Адамса и Клеммонса зримо растет c начала 1980-х к концу 1990-х. Например, собственные научные разработки в начале 1980-х в секторе фармакологии и биотехнологий составляли 63% суммарного «потока знаний». К концу 1990-х их доля уменьшилась до 33%, а доля университетских разработок за то же время выросла с 25 до 43%. Те же тенденции в большей или меньшей степени видны и в прочих секторах.

«Я уверен, что замеченные нами в США закономерности работают и в других странах, -- говорит Адамс. -- Посмотрите на Ирландию! Вот пример отдачи на создание превосходной системы образования. Большие инвестиции были сделаны два десятка лет назад, и сейчас там работают исследовательские подразделения многих высокотехнологических компаний».


Сергей Шишкин

кажется, это так в математике? -

http://www.researcher-at.ru/forum/index.php?topic=3967.msg20948#msg20948
Цитата: learner 14.4.2008

teaching buyout: я пишу research proposal в Research Council, где указываю сколько времени буду тратить в неделю на выполнение данного ресеарча. соответсвенно эти деньги приходят в универ (со всякими overheads), моя теачинг нагрузка падает на то количество часов что было указано (можно 100%) а на эти деньги нанимается "teaching fellow", раньше называлось "temporary lecturer". учебная нагрузка на департменте перераспределяется: совсем необязательно что тот кого наняли будет учить мои курсы, зависит от того кто еше есть на департменте и кого наняли. В принципе в такой грант можно еше и постдока добавить, но вот у нас в науке мало кто так делает, но делают конечно.


Александр Азбель

Совмещение научной и преподавательской деятельности: проблемы и перспективы

http://rosmu.ru/activity/opinions/45.html


ххх (Алексей Колесниченко)

AFFIL(saint-petersburg state university) AND PUBYEAR IS 2007

Scopus: 161

Article (114)
   Conference Paper (42)
   Review (2)
   Editorial (1)
   Article in Press (1)
   Letter (1)

Physics and Astronomy (76)
   Engineering (37)
   Chemistry (26)
   Mathematics (22)
   Materials Science (21)
   Biochemistry, Genetics and Molecular Biology (17)
   Earth and Planetary Sciences (13)
   Agricultural and Biological Sciences (9)
   Computer Science (8)
   Environmental Science (4)
   Decision Sciences (4)
   Chemical Engineering (4)
   Immunology and Microbiology (3)
   Economics, Econometrics and Finance (2)
   Pharmacology, Toxicology and Pharmaceutics (2)
   Business, Management and Accounting (2)
   Social Sciences (2)
   Medicine (1)
   Multidisciplinary (1)
   Psychology (1)

Proceedings of SPIE the International Society for Optical Engineering (18)
   Physical Review Letters (6)
   Lecture Notes in Computer Science Including Subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics (6)
   Journal of Mathematical Sciences (3)
   Collection of Technical Papers 45th AIAA Aerospace Sciences Meeting (3)
   Semiconductor Science and Technology (3)
   Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (3)
   Physics Letters Section B Nuclear Elementary Particle and High Energy Physics (2)
   Physical Review D Particles Fields Gravitation and Cosmology (2)
   Physical Review B Condensed Matter and Materials Physics (2)
   Physical Review A Atomic Molecular and Optical Physics (2)
   High Temperature Material Processes (2)
   Molecular Crystals and Liquid Crystals (2)
   IFIP International Federation for Information Processing (2)
   Inorganic Chemistry (2)
   International Journal of Modern Physics E (2)
   Journal of Applied Physics (2)
   Journal of Physics Condensed Matter (2)
   Journal of Molecular Structure (2)
   Aip Conference Proceedings (2)


ххх (Алексей Колесниченко)

дублирую с основного сайта:
Для сравнения - МГУ:
данные с сайта:
More than 40 000 undergraduates and about 7 000 postgraduates study at the university, and over 5 000 specialists do the refresher course here. More than 4 000 professors and lecturers, and about 5 000 researchers work for the faculties and research institutes. The University employs over 15 000 of ancillary staff.

Возьмем только 5000 исследователей (Хотя ИМХО не понимаю профессора, не занимающегося наукой)

Scopus: 890 статей 2007 год. 0,18 статей на исследователя (в академии - на общий списочный состав)

по наукам (в скобках - число статей):
        Physics and Astronomy (280)
Chemistry (249)
Biochemistry, Genetics and Molecular Biology (200)
Engineering (131)
Materials Science (104)
Mathematics (58)
Earth and Planetary Sciences (51)
Chemical Engineering (30)
Agricultural and Biological Sciences (29)
Neuroscience (25)
Medicine (24)
Pharmacology, Toxicology and Pharmaceutics (22)
Psychology (15)
Environmental Science (15)
Immunology and Microbiology (13)
Computer Science (11)
Energy (10)
Social Sciences (8)
Multidisciplinary (4)
Veterinary (2)

по журналам:
        Biochemistry Moscow (49)
Proceedings of SPIE the International Society for Optical Engineering (46)
Russian Chemical Bulletin (43)
Bulletin of Experimental Biology and Medicine (23)
Journal of Mathematical Sciences (22)
Mendeleev Communications (21)
Quantum Electronics (20)
Progress in Biomedical Optics and Imaging Proceedings of SPIE (19)
Russian Journal of General Chemistry (12)
Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatelnosti Imeni I P Pavlova (12)
Journal of Magnetism and Magnetic Materials (11)
Chemistry of Heterocyclic Compounds (11)
Journal of Alloys and Compounds (10)
Russian Chemical Reviews (10)
Earth S Cryosphere (10)
Radiochemistry (10)
Zhurnal Obshchei Biologii (9)
Crystallography Reports (9)
Laser Physics Letters (9)
Russian Physics Journal (8)

Alex K

Алексей, а вот тут http://www.msu.ru/science/2006/sci-publ.html по публикациям МГУ "несколько" другие цифры. Правда за 2006, но вряд ли 2007 будет отличаться настолько...

ххх (Алексей Колесниченко)

первый :-)
А чтож вы, коллеги, аффилиацию-то не указываете в работах? Официальное название организации ведь не просто так утверждается и должно приводиться в статье...
Реально все "moscow state university" в 2007 году скопом опубликовали 4936 статьи. Из них примерно 3500+- 10% должны по прикидкам быть МГУ им. Ломоносова, но точно можно сказать только после полного ручного пересчета. т.е. нескоро.
а о "точности" приведенных по ссылке данных можно судить хотя бы по институту Белозерского - там указано 5 статей, хотя реально у них было в этом году минимум 158. у биологов же, к примеру, число статей по сравнению со скопусом завышено раз примерно в 5...

ххх (Алексей Колесниченко)

ЗЫ:
плюс к этому еще куууча статей с такими примерно наборами аффилиаций:

a  A. N. Bach Institute of Biochemistry, Russian Academy of Sciences, Leninsky prosp. 33, Moscow 119071, Russia
b  School of Bioengeneering and Bioinformatics, Moscow State University, Russia
c  Department of Biochemistry, School of Biology, Moscow State University, Russia
d  A. N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, Moscow State University, Russia

a  Faculty of Bioengineering and Bioinformatics, Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation
b  Institute of Protein Research, Russian Academy of Sciences, Pushchino, Moscow region 142290, Russian Federation
c  Faculty of Biology, Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation
d  A.N. Belozersky Institute of Phisico-Chemical Biology, Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation

a  Chemical Faculty, Moscow State University, Moscow, 119992, Russian Federation
b  Biological Faculty, Moscow State University, Moscow, 119992, Russian Federation
c  The Scientific Research Institute for Genetics and Selection of Industrial Microorganisms, 1st Dorozhny proezd 1, Moscow, 117545, Russian Federation
d  A.N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, Moscow State University, Moscow, 119992, Russian Federation
e  USDA ARS Grain Marketing and Production Research Center, 1515 College Avenue, Manhattan, KS 66502, United States


Alex K

Цитата: ххх (Алексей Колесниченко) от 18.04.2008 05:31
ЗЫ:
плюс к этому еще куууча статей с такими примерно наборами аффилиаций:

a  A. N. Bach Institute of Biochemistry, Russian Academy of Sciences, Leninsky prosp. 33, Moscow 119071, Russia
b  School of Bioengeneering and Bioinformatics, Moscow State University, Russia
c  Department of Biochemistry, School of Biology, Moscow State University, Russia
d  A. N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, Moscow State University, Russia

a  Faculty of Bioengineering and Bioinformatics, Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation
b  Institute of Protein Research, Russian Academy of Sciences, Pushchino, Moscow region 142290, Russian Federation
c  Faculty of Biology, Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation
d  A.N. Belozersky Institute of Phisico-Chemical Biology, Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation

a  Chemical Faculty, Moscow State University, Moscow, 119992, Russian Federation
b  Biological Faculty, Moscow State University, Moscow, 119992, Russian Federation
c  The Scientific Research Institute for Genetics and Selection of Industrial Microorganisms, 1st Dorozhny proezd 1, Moscow, 117545, Russian Federation
d  A.N. Belozersky Institute of Physico-Chemical Biology, Moscow State University, Moscow, 119992, Russian Federation
e  USDA ARS Grain Marketing and Production Research Center, 1515 College Avenue, Manhattan, KS 66502, United States




Алексей, а чем Вам не нравятся указанные аффилиации? Я, например, тоже всегда факультет, а не университет указываю...

Alex K

Цитата: ххх (Алексей Колесниченко) от 18.04.2008 05:15
Реально все "moscow state university" в 2007 году скопом опубликовали 4936 статьи. Из них примерно 3500+- 10% должны по прикидкам быть МГУ им. Ломоносова, но точно можно сказать только после полного ручного пересчета. т.е. нескоро.


А не занижаете? Я б 4000+-20% дал... ;)

Цитата: ххх (Алексей Колесниченко) от 18.04.2008 05:15
а о "точности" приведенных по ссылке данных можно судить хотя бы по институту Белозерского - там указано 5 статей, хотя реально у них было в этом году минимум 158. у биологов же, к примеру, число статей по сравнению со скопусом завышено раз примерно в 5...


Фих знает... Цифирки на сайте составляются по подаваемым самими факультетами годовым отчетам, причем статья приписывается по самоопределению своей факультетской принадлежности первого автора. Т.е. если статья выполнена в НИИФХБ, но первый автор является еще и сотрудником биофака - статья может быть записана и за биофаком (как этот самый автор себя укажет).

ххх (Алексей Колесниченко)

Завышаю :-( в москве_столько_ государственных университетов...
так я к тому и привел аффилиации - пара-тройка факуоьтетов + еще белозерский. Каждый отчитался, все нормально. а статья-то одна.
а приписываются статьи ВСЕМ соисполнителям - организациям совершенно точно.

Alex K

Цитата: ххх (Алексей Колесниченко) от 18.04.2008 15:10
Завышаю :-( в москве_столько_ государственных университетов...


И какие московские университеты имеют в своем официальном названии словосочетание "moscow state university"?

ххх (Алексей Колесниченко)

сходу - московский государственный  университет нефти и газа им. Губкина так по английски пишут - это в числе первой 20-ки попалось несколько их статей.

Alex K

Официальная статистика по публикациям МГУ в 2007 выглядит так: http://www.msu.ru/science/2007/sci-publ.html

Сергей Шишкин

Французы созрели для реформ в науке... А русские?
Igor R. Efimov
Russian Science

ЦитироватьПо сообщениям журнала Nature от 8-го Мая 2008 года, французский Президент Саркози начал серьёзные реформы в области образования и науки. Через 40 дет после протестов 1968 года, которые привели к уравниловке в системе образования и науки, французы наконец осознали что уравниловка убивает талант и самозабвенную работу - на которых, собственно, и стоит успешное образование и наука. Соревновательные университеты США и Англии настолько опередили систему Франции, что им теперь долго придётся догонять. Президент Саркози первым делом забрал образовние и науку из второстепенного министерства и выделил их в собственное министерство с большими полномочиями и бюджетом. Он также дал свободу университетам в формирование учебных планов, зарплат для наиболее успешных профессоров и учёных, и в деле управления лабораториями, которые сейчас управляеются чиновниками государства. Саркози уделил особое внимание Национальному Исследовательскому Агенству, которое было создано для финансирования науки на основе соревновательных грантов, а не на основе решений чиновников, как было раньше.

Интересно, извречёт ли Президент России Медведев уроки из этого "пробуждения" Франции из социалистического забвения. Или России потребуется гораздо дольше чем 40 лет?

Ссылка: Spring-cleaning in France: The French scientific research system is ripe for reform. Nature 453, 133 (8 May 2008) | doi:10.1038/453133a; Published online 7 May, 2008. http://www.nature.com/nature/journal/v453/n7192/full/453133a.html


+ см дискуссию

-> http://iefimov.livejournal.com/118604.html

Александр Азбель

На Бытии мы с Железняком дискутируем: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1211801364


: Отвечаю : платить за товар, называется он "рабочая сила". Часть платится самому носителю, а часть - государству, которое в кредит оплатило "изготовление" этого товара. Что тут непонятно?

: А вот если государство платит само себе - имея в виду бюджетников - это уже не совсем логично - хотя подоходный и с бюджетной зарплаты вычитают.

Во-во. Кроме того, бюджетники - это не государство, т.е. не госслужащие. Они просто выполняют государственный заказ, не более того. Сотрудники ООО, выигравшего лот на освоение бюджетных средств, могут в принципе считаться такими же "бюджетниками", как и сотрудники государственных вузов или НИИ, которые получают штатную зарплату по смете от главного распорядителя бюджетных средств, которому они подчиняются - Рособразование, Роснаука, отраслевые министерства или академии, РАН или отделения РАН. Разница в том, что за лот надо хотя бы отчет написать, преподавателю вуза надо хотя бы определенную педагогическую нагрузку отчитать, а вот сотруднику НИИ за штатную зарплату вообще ничего делать, в принципе, не надо.

: : : А вот если парень захочет после МГУ на Западе реализовать квалификацию - изволь платить так же, как если б ты учился в Кембридже.
: :
: : Нет, конечно же, вообще - очень бы хорошо было бы привлечь как можно больше денег бизнеса, российского или западного, в наше образование, кто бы спорил. Но на уровне отдельно взятого студента - нельзя тут строить никаких лишних препятствий, даже для тех, кто хочет уехать не Запад. Понимаете, для любого нормального государства количество хорошо образованных его граждан - одно из главных базовых ценностей. Это и во всех законах написано, и во всяких прочих официальных документах. Полтора года назад зам. Грефа высказался типа "нам не надо столько кандидатов наук", так его Поллыева так отбрила - мол, Президент не щадя сил, денно и нощно заботится о повышении образовательного уровня нации, а вы тут такое порете, Вы не понимаете ни хрена политику президента, завтра же обсудим это с Германом Оскаровичем... так что, тезка, Вы тоже не понимаете политику Президента :-)
:
: Не нельзя, а нужно. Чтобы в Кембридже учиться - надо бабки платить? Надо. Вот так и в МГУ. Но доброе государство дает кредит своим гражданам, уравнивая тем самым шансы получить образование у бедных и богатых, т.е. выбирая достойных обучения.Все.

Нет, тёзка, не всё. Давайте тогда разбираться детально. Кому государство дает кредит? Студентам? Нет, они никаких денег или сертификатов никогда в глаза не видели, идея ГИФО умерла уже давно, оставив, правда, после себя ЕГЭ, который без ГИФО теряет практически весь физический смысл - ну да ладно, это отдельная история, может, и слава Богу, что так вышло. Платят кредит преподавателям вузов? Ха-ха, скажите это самим преподавателям, думаю, побоитесь :-) Платят достаточно вузам в целом, на ремонт помещений, на новые общежития, на оборудование? Как же... думаю, Вы не будете тут уподобляться другому нашему тёзке, усматривающему в "инновационных" и "федеральных" университетах реальные шаги государства по поддержке лучших в образовании.

То есть получается так. Молодежь сейчас в России нормально учат в основном энтузиасты, из-за любви к самой молодежи или её наиболее талантливой части, из-за, так сказать, энергетической и идейной подпитки от молодежи, из-за желания кому-нибудь передать свой опыт, не допустить умирания дела, которому посвятил всю жизнь, и оставить после себя не только счет в банке и красивое надгробье на престижном кладбище. Государство этих энтузиастов цинично эксплуатирует, а потом еще и заявляет их ученикам - тааак, на вас было потрачено немеряно бабок, от себя оторвали, сами вот не на бентли, а на отстойных мерсах ездим, а вы, блин, в Кембридж намылились вместо того, чтобы на нас тут пахать? Вам предьява, бабки на стол, и включаем счетчик. Мерзко, согласитесь.

Далее, а как со школами? Там тоже кредит? Кому он дается, и нужно ли его отрабатывать?

Далее. Не уверен на 100%, но подозреваю, что и в Кембридже особо талантливые учатся бесплатно, и их еще и упрашивают поступить. Но, понимаете, страна, где находится Кембридж, или Стаффорд, имеет за душой очень много чего, чтобы выглядеть достойно на фоне других стран-конкурентов. А Россия, кроме остатков образования и доживших энтузиастов, не имеет практически ничего, если не считать природных ресурсов, а их порядочные страны не считают, потому как думают о будущих поколениях, в отличие от. Ну, туризм можно организовывать, да, но это тоже не такое тривиальное занятие, особенно при нашем климате и территории. Вот китайцы построили самую высокогорную железную дорогу в мире, под 5000 м., в Тибет. Красотища, говорят, обалденнейшая, от туристов отбоя нет, а поди-ка такое построй и безопасно эксплуатируй, на коленке не сделаешь. То есть - если сейчас максимально не пытаться любой ценой вытянуть то единственное конкурентное преимущество, которое у нас есть, то мы гарантированно проиграем всем, и тогда, рано или поздно, позорный финал неизбежен. Извиняюсь за высокие слова и слишком большой замах, но Вы, а не я, первый начали про нужды государства в целом.



Немного не в тему, но темы про образование нет пока. Сергей, может, завести?

Сергей Шишкин

Пусть будет здесь. Про образование темы и раздела нет вполне преднамеренно: это не менее необъятная область, чем наука вообще. К тому же в образовании особенно много людей считает себя специалистами: вдруг сбегутся сюда? непонятно будет, что с ними делать.

Наталья

01.06.2008 01:50 #81 Последнее редактирование: 01.06.2008 02:46 от Наталья
Цитата: Сергей Шишкин от 14.05.2008 13:15
Французы созрели для реформ в науке... А русские?
Igor R. Efimov
Russian Science

ЦитироватьПо сообщениям журнала Nature от 8-го Мая 2008 года, французский Президент Саркози начал серьёзные реформы в области образования и науки. Через 40 дет после протестов 1968 года, которые привели к уравниловке в системе образования и науки, французы наконец осознали что уравниловка убивает талант и самозабвенную работу - на которых, собственно, и стоит успешное образование и наука.


Суть реформ. Из первых уст. От французов.
Предполагается 20% сокращение финансирования. Людей на улицу не выбрасывают, а переводят в университеты, где не хватает квалифицированных преподавателей. Критерий "пинка" не имеет никакого отношения к научной продуктивности-непродуктивности. Отсидел более 40 лет в науке - иди преподавать. 65 лет - категорическое retirement. Небольшое послабление - возможность получить на 3 года позицию emeritus. Дальше - без всяких возражений - "нет" для работы в науке. У них уже прошел ряд забастовок. Правительство сделало выжидательную паузу.

Сергей Шишкин

http://www.rian.ru/economy/20080608/109528293.html
Вузы надо оценивать по привлечению иностранных студентов - Шувалов
РИА Новости
10:43    |    08/ 06/ 2008

Цитировать

С.-ПЕТЕРБУРГ, 8 июн - РИА Новости. Привлечение иностранных студентов должно стать одним из главных критериев оценки работы вуза, считает первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

"Россия, чья доля в экспорте образовательных услуг не превышает 3% по численности студентов, будет проигрывать глобальную конкуренцию, если не предпримет решительных шагов по привлечению талантливой молодежи. Кстати, привлекательность вуза для иностранных студентов должны стать стать одним из показателей эффективности этого учебного заведения", - заявил Шувалов в воскресенье на 12-м Петербургском международном экономическом форуме.

Он сообщил также, что будут освобождены от налогов все корпоративные расходы на образование, а процесс образования должен стать непрерывным.

По мнению Шувалова, именно благодаря развитию образования Россия сможет решить задачу "тотального обновления кадров и взращивания специалистов". "Без этого мы не решим проблему, как минимум, четырехкратного роста производительности труда", - сказал первый вице-премьер, который в этом вопросе он возлагает надежды на инициативы работодателей.

Кроме этого, по словам Шувалова, образование должно играть роль социального лидерства. С этой целью нужно развивать такие инструменты, как социальные стипендии, образовательный кредит, переход на многоуровневую систему высшего образования.

Первый вице-премьер считает также, что можно безбоязненно отправлять молодые кадры учиться в лучшие мировые образовательные центры - "утечка мозгов" не произойдет. "Мы уверены - эти люди вернутся в Россию", - сказал Шувалов.

Administrator

http://scientific.ru/society/forum.php?topic=1584.0
Наука в вузах: рецепты выживания и развития. Интервью с Г.Гольцманом
Троицкий вариант. Выпуск № 6N (818), 24 июня 2008 г. Стр. 6-7.

/Григорий Наумович Гольцман - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики Московского педагогического государственного университета, руководитель Учебно-научного радиофизического центра факультета физики и информационных технологий МПГУ./

Александр Азбель

Интервью с академиком Валерием Рубаковым "Надо ставить задачу: найти живое"
http://www.polit.ru/science/2008/07/23/rubakov.html

В своих интервью вы не раз говорили о том, что очень опасна тенденция американизации российского образования. Какие у вас мысли по поводу Болонского процесса?

На мой взгляд, магистратура и бакалавриат - может быть, где-то и могут работать, но в науке это пустое дело. Балакавр-физик - это недоучка. Куда он годится? Если говорить об образовании будущего научного сотрудника, то мне кажется, что ректор МГУ В.А. Садовничий правильно говорит, что для университета бакалавриат - это лишь промежуточная стадия, и каждый должен иметь возможность пойти в магистратуру.

Но на Западе существует Болонская система - и ничего, получаются нормальные ученые.

В США вообще все устроено по-другому. Там после бакалавриата, четырех лет, человек либо идет в магистратуру, либо сразу в аспирантуру и реальное серьезное обучение у него происходит уже в аспирантуре. У нас тоже есть такая возможность, но зачем перестраивать то, что у нас есть, если у нас - вполне работающая система?

Вы не раз говорили о том, что ученые должны преподавать, проводя хотя бы 4 часа в неделю со студентами.

О да, это больной вопрос.

Сейчас в этом плане что-то продвинулось?

Нет, по большому счету ничего не меняется. Мне кажется, что у многих ученых нет энтузиазма и желания работать со студентами. Но вообще то это очень неправильно со всех точек зрения. Это одно из мест, которое обязательно надо менять, обязательно! У меня самого сейчас маленькая нагрузка, я преподаю 2 часа в неделю.


Александр Азбель

http://www.rsr-online.ru/doc/norm/246.doc

РЕШЕНИЕ совещания Президиума Российской академии наук по теме «Университеты на пути к новому качеству образования» 18 июня 2008 г.
...
2. Считать необходимым повысить эффективность работы аспирантуры и докторантуры, прежде всего за счет усиления образовательной составляющей этих институтов и увеличения для некоторых специальностей сроков обучения в аспирантуре.

Александр Азбель

http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b4585859-741f-4e99-90f9-10c4c7975434&_Language=ru

СТЕНОГРАММА СОВЕЩАНИЯ ПРЕЗИДИУМА РАН И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 18 июня 2008 года

В.А.САДОВНИЧИЙ
... образование относится к числу безусловных приоритетов Академии ... разработана Концепция образовательной деятельности Академии наук России.
...
Государство, вкладывая деньги в науку, должно осознавать степень риска и идти на это. Вместо этого часто во главу угла становится определенным образом понимаемая проблема качества, которое в интерпретации некоторых чиновников (а мы это слышали!) часто сводится к неким формам контроля и отчетности, в результате чего центральной фигурой в университете становится не профессор, а инспектор.
...
В.В.ЛУНИН
...
В разработке концепции, как правило, практически не участвуют специалисты естественно-математического профиля. Участвуют представители Высшей школы экономики и ректор Плехановского института. Это совершенно неправильно.
...
И.И.КАЛИНА
...
Когда мы говорим о том, что многие решения принимаются без научного анализа, я понимаю, что это говорится как самокритика и Российской академии наук, и критика Российской академии образования за то, что или недостаточно полно были проработаны научные основы и предложения, или недостаточно настойчиво они предлагались для учета???
...
Ю.С.ОСИПОВ
Исаак Иосифович, можно я вопрос задам.
Все присутствующие здесь согласны с тем, что хорошее качество образования в большей степени зависит от общей научной культуры, которая существует в конкретном вузе. Сейчас ситуация абсолютно ненормальная. Может быть, я утрирую, но хочу сказать, что некоторые вузы поставлены в положение, когда они научными исследованиями занимаются подпольно. Подпольно не в том смысле, что, скрывая, что они этим занимаются, но без соответствующей государственной поддержки.
В ноябре месяце был Совет по науке, и мы тогда ставили вопрос, чтобы Программа фундаментальных исследований, которую мы сейчас пытаемся запустить в академическом секторе науки, охватывала и вузы. Общее понимание было сформулировано, что это нужно делать, но никаких конкретных шагов пока не делается.
...
В.Е.ТРЕТЬЯКОВ
...
На протяжении последних трех недель - то, что происходило на семи секциях Форума; то, что происходит сегодня; то, что было на Общем собрании Академии наук - все критические замечания, все непонятные действия как будто бы услышаны, но никакой реакции нет.
...
Хотелось бы, чтобы более централизованно в этой Концепции было сказано о стимулировании руководством научных сотрудников РАН индивидуальной работы со студентами, - руководство курсовых и дипломных работ, диссертаций. Это очень важно.
...
На Форуме в выступлениях многие представители бизнеса концентрировались на том, что приходят из классических университетов выпускники, которые не умеют делать никакой реальной работы. На самом деле работодатели сами не знают, что они должны потребовать от университетов, чтобы они их приготовили.
Опыт, который существует, состоит в следующем. Если фундаментальная подготовка в университете на уровне, то любая профессиональная работа по заказу работодателя, может быть организована в течение одного семестра. Разумеется, с участием самого работодателя, с приглашением выдающихся ученых и, разумеется, за соответствующие деньги. Но за один семестр можно подготовить любого специалиста, имеющего фундаментальную подготовку, который будет отвечать требования работодателя.
...

Сергей Шишкин

31.07.2008 16:00 #87 Последнее редактирование: 31.07.2008 16:05 от Сергей Шишкин
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/07/23/155926
Высшая школа: Место для каждого
Ярослав Кузьминов
Ведомости, 23.07.2008, №135 (2157)

продолжение:

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/07/30/156655
Высшая школа: Массовое высшее
Ярослав Кузьминов
Ведомости, 30.07.2008, №140 (2162)

обсуждение на Бытии: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1217494641


http://www.opec.ru/docs.aspx?id=224&ob_no=87309
Игорь Реморенко: Модель «Российское образование - 2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг
18.07.2008

"О том, каким образом организована разработка модели «Российское образование - 2020», каковы ее основные принципы и ключевые проблемы, в чем суть реформы начального и среднего профессионального образования, рассказывает директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко."

обсуждение на Бытии http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1217488520 и далее


правда, это в меньшей степени касается подготовки научных кадров и вообще науки, но что-то затронет и их

Сергей Шишкин

из рекомендаций новому президенту США Обаме в докладе NSC (о докладе см http://www8.nationalacademies.org/onpinews/newsitem.aspx?RecordID=12567 ):

http://books.nap.edu/openbook.php?record_id=12567&page=55

Цитировать

The Fundamental Research Exemption

The President should reaffirm, in its current form, the Fundamental Research Exemption set out in National Security Decision Directive 189. This policy statement has worked since its inception in 1985.

The policy statement defines fundamental research broadly in these terms:

`Fundamental research' means basic and applied research in science and engineering, the results of which ordinarily are published and shared broadly within the scientific community, as distinguished from proprietary research and from industrial development, design, production, and product utilization, the results of which ordinarily are restricted for proprietary or national security reasons.''  { NSDD-189, section II, Policy }

This policy is intended to provide a bright line: if a fundamental research is not classified through application of the normal classification system for protection of national security secrets, then its conduct and its reporting should not be restricted. Normally, universities separate their research activities so that only open research is done at campus facilities and any classified research is done at off-campus facilities, or is not undertaken at all.

The committee recommends that the Fundamental Research Exemption be maintained, adhered to, and properly implemented. Universities and other research institutions have worked under this regime successfully and have in place the necessary mechanisms to comply with the exemption.


Сергей Шишкин

Вузовская наука и впредь будет развиваться только на словах:

ЦитироватьРектор МИСиС Дмитрий Ливанов указал на ключевую сложность в развитии вузовской науки - колоссальную нагрузку на преподавателей. В условиях, когда в день нужно провести несколько семинаров, на науку просто не остается времени. Причина - в соотношении численности профессорско-преподавательского состава и учащихся. Однако на его просьбу разрешить в 2010 г. оптимизировать это соотношение для двух пилотных НИУ глава Рособразования Николай Булаев ответил, что это потребует серьезного дополнительного финансирования, взять которое неоткуда. Замминистра образования и науки Александр Хлунов добавил, что определение численности профессоров и преподавателей в отношении к студентам - в компетенции не только Рособразования, но и десятка прочих ведомств, управляющих своими вузами. Комплексно решить эту важнейшую проблему министерство пока не в состоянии, признал он.


Это не откуда-нибудь, а с коллегии МОН по "национальным исследовательским университетам", где, казалось бы, как раз и должны были решить, как развивать вузовскую науку, по крайней мере, в этих самых НИУ:

ЦитироватьПо окончанию пятилетней поддержки вузы, закупившие оборудование, научатся зарабатывать самостоятельно, надеется Минобрнауки. Они будут окружены поясом инновационных компаний; закон, позволяющий вузам основывать их, рассматривает Госдума. Финансовые отчеты НИУ должны будут публиковать ежегодно.

Проект НИУ вызвал на коллегии оживленную дискуссию. Несмотря на скромные финансовые параметры, он рассматривается как ключевой этап перехода от советской модели (наука в НИИ - образование в вузах) к мировой (наука в вузах и небольшом числе связанных с ними исследовательских центров).


http://www.opec.ru/docs.aspx?id=389&ob_no=88068
Иван Стерлигов
Немного национальных исследований
04.03.2009

Обсуждение на Бытии: ветка http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1236171390

Александр Азбель

http://www.polit.ru/analytics/2009/03/12/fudscience.html

Биолог Виктория Доронина. Зачем нужно финансировать фундаментальную науку.

Интересно следующее:

В Британии фундаментальная наука, за редким исключением, - именно университетская. Преподавателей отбирают на основе их научных достижений. Зарплату им платят за учебную нагрузку, а деньги на финансирование собственной лаборатории они получают из внешних грантов. В условиях финансового кризиса теряют работу научные сотрудники, но основа, сами преподаватели с их немодным интересом к фундаментальной науке, остаются. Это полумера, но она как-то работает.




Сергей Шишкин

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1238044636

Цитата: Задереев - 26.03.2009 08:17
Re: Как ПРАНа слова Н. Пирогова перефразировала, чтобы выжить.
  › › ›   в ответ на: Как ПРАНа слова Н. Пирогова перефразировала, чтобы выжить. - АлександрI


покажите мне 10 отличий в итоговом кол-ве полученного продукта "научного знания" от универа и института которые находятся рядом и все сотрудники института читают одну лекцию в неделю в универе, числятся в универе на микро долю ставки и делают науку в институте и все студенты с универа ходят в инситут делать курсовые и дипломы (Россия) от универа в котором факультеты достаточно независимы, проф также читает одну лекцию в неделю, делает науку и все то же самое со студентами (Америка). Отличий по сути нет! Отличие одно - если вы свалите в России науку в универы то она загнется так как система управления настолько неповоротлива, что и так сложную ситуацию сведет на нет. У нас часть людей под увещевания универа перевела гранты с инст под универ, а потом поехать на конф со своего же гранта оказалось проблемой так как проректор решал, а стоит ли этому сотруднику ехать на эту конфреенцию, и не важно что это его личный грант.. Понимаете вы говорите теорию, которая гладко выглядит в идеальном мире, а в реальности Вы несете полную херню! Я не стронник системы управления в РАН, можете порыться и почитать что где и как я писал про это. НО, реалии таковы, что сейчас РАН создает куда как более комфортные условия для науки в России, с учетом гримас бюджетного финансирования, казначейства и т.п. Если нет надуманного противостояния между универами и РАН, то они работают в связке прекрасно - наука получает более легкое управление в инст за счет просто более мелькой и специализированной системы управления, студенты привлекаются через универ. Все это идет в связке. если конечно кому-то важно рулить потоком бабла, то конечно система плохая. С точки зрения выхода продукции система работает нормально. Надо не сливать в одно вузы и академию - надо делать консорциумы на местах и заключать договора о сотрудничестве.




http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1238061090

Цитата: Yermolaev (адрес e-mail) - 26.03.2009 12:51

почти не обсуждалась тема, что в результате сокращений в РАН, было уволено много сотрудников ВУЗов, которые работали в НИИ РАН на неполных ставках по совместительству. Помимо научного интереса они отмечали, что проблем с грантами и командировками в РАН на много меньше, чем в ВУЗах. Надеюсь, что мои коллеги в этом году восстановятся у нас.