01.05.2024 16:31

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


Ссылки по теме "Молодые ученые"

Автор Сергей Шишкин, 05.02.2006 21:53

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Сергей Шишкин

05.02.2006 21:53 Последнее редактирование: 18.10.2006 21:10 от Сергей Шишкин
http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1114629618
ЧтоЗа? - 27.04.2005 23:20
Re: И финансы были...

"Вы можете принести "шефу" свежую статью по своей-его тематике, начать задавать конкретные вопросы, а в ответ с легкостью можете получить что-нибудь в духе "нет времени", "это все хорошо, но у меня встречный вопрос - рассортировали ли вы носики для пипеток?" и т.д. Часто несется чушь по поводу грядущего "большого числа проектов" и последующего "мозгового штурма", при этом "шеф" ведет свою научную жизнь, общается с людьми, посещает конференции, над чем-то думает-работает, то есть он - полноценный ученый. И суть здесь в том, что ему просто НЕЗАЧЕМ с тобой возиться, чему-то тебя учить, и беседовать с тобой. А мотивируется это тем, что вроде бы ты "все равно потом свалишь в бизнес, чего тратить на тебя время и силы" <....>"





http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1127033819 Januchar - 18.09.2005 12:56
http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1127132932 Сергей Шишкин - 19.09.2005 16:28

"Янучар заметил один очень важный аспект, который раньше у нас был в тени и в статью в Поиске не вошел. Его следовало бы активно пропагандировать:

<< Заслуживают внимательного сравнения научные результаты, полученные на рубль вложения, от крупных министерских программ и лотов,  и от грантов РФФИ. Осмелюсь предположить, что эффективность использования средств, вложенных в гранты значительно выше. На мой взгляд, вложение средств через крупномасштабные программы, проекты, лоты направлено лишь на усиление администрации, на создание имиджа «сильных директоров». В настоящее время научные работники, ведущие активные исследования, имеют очень много других путей самореализации, при которой они сохраняют как полную независимость, так и получают больший персональный карьерный выигрыш, нежели участие в обезличенных программах. На мой взгляд, система относительно небольших исследовательских грантов прекрасно зарекомендовала себя в США и, в значительной степени, в Германии. Во Франции идет переход на эту систему, недавно создано грантовое агенство. Едва ли нам следует, проводя реформы, стараться сохранить отжившие боярско-командные методы управления научным процессом, выталкивая тем самым активных научных работников из российской государственной научной системы. >>

Действительно, грант нормальных размеров, в котором руководителем может быть даже молодой научный сотрудник - это и прекрасная возможность для карьерного роста, и отличное средство моральной мотивации для талантливых молодых ученых. В то же время чрезмерно крупномасштабный грант, лот или программа - как раз противоположность. Там молодой человек непременно окажется на вторых (если не на третьих) ролях, и нафиг ему это нужно, если можно уехать в Штаты и через несколько лет иметь возможность самостоятельно организовывать самые амбициозные проекты?"

Сергей Шишкин

07.04.2006 15:27 #1 Последнее редактирование: 29.05.2006 18:07 от Сергей Шишкин
Обсуждение вопросов, связанных с грантами для молодых ученых, выделено в отдельную тему: Гранты для молодых ученых.


Некоторые места оттуда имеют прямое отношение и к данной теме:

Цитата: http://scientific.ru/society/forum.php?topic=351.msg1811#msg1811 Александр Азбельчто мы имеем на сегодняшний момент из конкурсов грантов для молодых ученых?

а) Конкурсы грантов Президента для молодых кандидатов и молодых докторов. Они совершенно не выполняют тех задач, которые во всем мире решают аналогичные конкурсы PostDoc, подробнее см.  http://scientific.ru/society/forum.php?topic=295.msg1700#msg1700
Кстати, немного отвлекаясь, хочу повторить то, что уже в устной форме на круглом столе говорил про гранты Соболева - точно так же, как гранты Президента для молодежи, есть гранты Президента для поддержки научных школ (чуть подробнее в той же ссылке), которые должны выполнять в принципе те самые задачи, что предусмотрены грантами Соболева, но ...

б) Конкурсы ФЦНТП для молодых кандидатов и молодых докторов. Там только "приоритетные направления", да и документация совершенно не походит на грантовую. В общем, это что-то типа лотов со свободной тематикой.

в) Готовящийся проект Указа Президента о грантах для школьников и студентов. Тот вариант, который послан сейчас в Администрацию Президента, не оставляет никаких надежд... впрочем, это пока служебный документ и цитировать его письменно я не имею права без специального разрешения. На самом деле лучшая сфера приложения грантов для школьников - это поддержка их участия в олимпиадах и летних школах, см. http://scientific.ru/society/forum.php?topic=295.msg1703#msg1703

Вот и все! Есть еще стажировки, но о них чуть попозже, да и немного их. Есть еще программа Президиума РАН по поддержке молодых ученых (http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=ea48a547-6d55-47c5-924d-ff75de7b8c00&_Language=ru), но она действует почему-то только на центральное отделение РАН. Симптоматично, что слово "конкурс" там не присутствует, есть слово "отбор" - помните идею о нормативном документе МОН, запрещающем использование слова "конкурс" без выполнения специальных требований?


Цитата: http://scientific.ru/society/forum.php?topic=351.msg1822#msg1822 Александр Азбель<...> упоминаю только государственные фонды (в очень расширительном понимании термина "фонды", конечно). На них ученое сообщество может хотя бы теоретически как-то влиять, и эти фонды несут ответственность перед государством. Частные фонды пусть будут, конечно, но мне кажется бессмысленным обсуждать их политику. Есть еще и фонд "Династия", фонд Потанина (кстати, пользующийся достаточно хорошей репутацией), огромное количество зарубежных фондов. Интересующихся могу отправить на http://www.rsci.ru/page.html.

Для полноты картины скажу, что не упомянул также конкурсы, решающие специфические задачи, типа "Ползуновских грантов" (инновационные проекты студентов и аспирантов), и штучные премии, типа медалей РАН и государственных премий молодым ученым, носящие скорее парадно-показательный характер. Не упомянул региональные, ведомственные и внутривузовские конкурсы. Не упомянул конкурс медалей и дипломов Минобразования за лучшую студенческую научную работу - после того, как в списке научных разделов этого конкурса увидел рядом с разделом "Физика" раздел "Тара и упаковка", я потерял к нему всякий интерес; впрочем, похоже, в какой-то момент и Министерство про него забыло...

Собственно, я веду речь о фондах, которые осуществляют персональную поддержку молодых ученых и могут составлять часть государственной системы подготовки научных кадров

azbel

Для полноты картины помещу и сюда интервью с Сергеем Нуждиным "Дедовщина в Российской науке":

http://www.polit.ru/science/2006/05/25/nuzhdin.html

"Что первым бросается в глаза из того, что есть в американском устройстве науки и чего нет в нашем?

Ориентация на молодежь."


azbel

А вот очень интересная статья Сергея Капицы в Московских Новостях: "В наших университетах деды преподают внукам":

http://www.mn.ru/print.php?2006-19-44

Тут и про РАН много чего написано.

Сергей Шишкин

Ситуация с аспирантами, сложившаяся в СО РАН в связи с сокращением полставок, которыми ими там раньше подкармливали аспирантов:  http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1151288534 и далее по веткам.

В т.ч.:


Цитата: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1151288534Краткая вводная. Размер стипендий аспирантов - известен. Даже не смешно. С целью хоть какой-то "подкормки" у нас, (на сколько я знаю, это общая практика в Иркутском научном центре, а может и по всему СО РАН) принято было (лет 10 как) принимать аспирантов на 1/2 ставки "ст. лаборанта-исследователя".

Только что наших аспирантов (Иркутский институт химии СО РАН) вызывали в отдел кадров и настоятельно предложили, ссылаясь на какое-то постановление СО РАН, писать заявление на увольнение "по собственному желанию" с этих несчастных 1/2-ставки. Можете прокомментировать и посоветовать, соглашаться им на это или нет? Правовые основы, возможные последствия?

Пожалуйста, по возможности, как можно скорее откликнетесь - увольнять собираются с СЕГОДНЯШНЕГО дня (сегодня только и сообщили).

С уважением,
Владимир Новокшонов, н.с.
Иркутский институт химии СО РАН



Цитата: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1151314136....Резюме:

1) По итогам сбора завлабов. Администрацией рекомендовано завлабам изыскивать внутренние резервы в лабах для поддержки аспирантов. Тчк, как говорится. Успели (в пятницу) выплатить аванс аспирантам за июнь. Постановление СО РАН подписано, говорят еще 1-го июня, а поступило в институт настолько поздно, что успели выдать аванс...Сказали, что перерасход денег (цифру точно не знаю). Интересно, как выпутываться будут.

2) По итогам разговоров с аспирантами. Запуганы. Одна только фраза чего стоит (сказанная где-то несколько месяцев назад высоким начальством) - "не факт, что аспирант, успешно защитивший диссертацию к концу аспирантуры, получит место в штатном расписании.."...Занавес! А выступать от имени аспирантов могут только сами аспиранты. Причем, по большому счету, никаких претензий то к администрации и нет, они в этой неловкой ситуации вроде как "без вины виноватые" получаются...Хотя что мне их оправдывать то...ответственность (хотя бы и моральная) все равно на них висит...

3) Удивлюсь, если эта ситуация вкупе с неопределенностью дальнейшего трудоустройства после аспирантуры свежеиспеченного молодого кандидата наук не угробит окончательно омоложение кадров. Кроме того, честно положа руку на сердце, искуственный подгон защиты диссера к окончанию аспирантуры, на мой взгляд, не всегда (скажем мягко) стимулирует (и соответствует) повышению квалификации научного специалиста (и вообще, объясните мне, как соотносится кандидатская степень с квалификацией научного сотрудника).

4) Спасибо всем, кто принял участие в дискуссии. Надеюсь, что проиграна только эта частная битва, а не война в целом. Пойду с горя напьюсь хоть что ли...

P.S. Попробовать что ли завтра обзвонить Советы молодых ученых?...Петицию какую-нибудь "на деревню к дедушке" сваять....хоть какой-то выхлоп будет....



и др.

Сергей Шишкин

http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=3341
Работа молодых ученых будет исследована на государственном уровне
21 августа 2006

"Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) объявило о подведении итогов очередного открытого конкурса на право заключения государственного контракта по приоритетному направлению «Развитие инфраструктуры» Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техник» на 2002-2006 годы.

Предметом конкурса являлось научно-методическое обеспечение и организационно-техническое сопровождение мероприятий, направленных на анализ научных исследований молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в рамках конкурсов, связанных с развитием кадрового потенциала по приоритетным направлениям науки и высоких технологий, проводимых Роснаукой в 2005-2006 годах. Заявки на участие в конкурсе принимались до 26 июля 2006 года.

Победителем конкурса признано Федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». Лимит бюджетного финансирования по данному контракту составляет 4 млн. рублей. В рамках государственного контракта победителю конкурса необходимо провести анализ результатов научных исследований молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук, проводимых Роснаукой в 2005-2006 годах в рамках конкурсов по развитию кадрового потенциала по приоритетным направлениям науки и высоких технологий. Также учитывается научно-методическое и организационно-техническое сопровождение мероприятий, направленных на обеспечение практической реализации требований нормативно-правовой базы и условий проведения конкурсов для государственной поддержки молодых российских ученых, включая освещение в печатных и электронных СМИ, в целях повышения престижа звания молодого российского ученого-исследователя и привлечения активной части научной общественности. "

Сергей Шишкин

http://grants.extech.ru/z_otch2004.php?mlevel=610
Совет по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ

Administrator

http://cskp.ru/clauses/45/1903/
Кравченко Д.Б., Турчак А.А. «Молодежная политика». - "Центр социально-консервативной политики", 29.08.2006. (Входит в раздел "Материалы в программу партии "Единая Россия"" и включает длинный текст: Всероссийская политическая партия «Единая Россия» / Общероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России» / Центр социально-консервативной политики / СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / г. Москва, 2006 г.)

Сергей Шишкин

http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=3428
Леонид ГОХБЕРГ: ПРОГРАММА МАРИИ КЮРИ - КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ И МОБИЛЬНОСТЬ УЧЕНЫХ. - ScienceRF, 1 сентября 2006 г.

"Российские научные организации и ВУЗы имеют право участвовать во всех направлениях Шестой Рамочной программы (6РП) по научным исследованиям и технологическому развитию ЕС (2002-2006 гг.).  ...

1. Организация международной сети по обучению молодых специалистов. ...

4. Международные стипендии для исследователей, приезжающих в страны ЕС из других государств. ... Финансирование также предусмотрено для этапа возвращения ученого в родную страну. Этап возвращения в родную страну составляет, как правило, половину периода проведенного за границей. Этот этап предназначен для практического применения опыта и знаний в своей стране, полученных ученым во время работы за рубежом."

azbel

http://www.novopol.ru/article11042.html

Как известно, демократию и образование связывают амбивалентные отношения. С одной стороны, современное демократическое общество вроде бы нуждается в большом количестве квалифицированной рабочей силы, а потому заинтересовано в высоком уровне образования своих граждан. С другой - очевидно, что управлять плохо образованным народом гораздо проще

...

Именно кадровая проблема показывает всю глубину и системность кризиса в образовании. Не так давно автор этих строк разговаривал с управляющим одного крупного российского КБ, занимающегося разработкой и производством военных самолетов. По словам представителя бюро, главная проблема их предприятия сегодня - это не нехватка финансирования (самолеты идут в основном на экспорт), а невозможность найти квалифицированных молодых специалистов. Ведущие авиационные вузы страны, в том числе МАИ, больше не имеют преподавателей, способных в полном объеме готовить кадры, пригодные для работы в современном самолетостроении. Выпускников вузов нужно опять сажать за парты сразу после получения дипломов. Пятнадцатилетняя пропасть, отделяющая нас от момента начала развала системы образования, практически полностью выбранное бизнесом и эмиграцией поколение специалистов среднего возраста, - все это сегодня ставит под сомнение будущее отечественных технологий.

КБ, о котором идет речь, видит выход в создании полного цикла обучения для молодых инженеров собственными силами. Впрочем, перспективы такого "корпоративного университета" остаются довольно туманными, поскольку преподавать в нем тоже некому. Попытки поиска специалистов, способных, например, читать современный курс по материаловедению в авиации, по оставшимся профильным НИИ успеха не принесли, так что теперь КБ всерьез задумалось о привлечении иностранцев. Беда только в том, что на такое локальное возвращение во времена Петра Великого или эпохи индустриализации у КБ может просто не хватить средств.

...


Сергей Шишкин

Обсуждение выделено в отдельную тему:

http://scientific.ru/society/forum.php?topic=580.0
Обсуждение к ссылкам по теме "Проблемы молодых ученых"

Сергей Шишкин

"Создание значительного числа аспирантских и постаспирантских позиций при независимых Центрах <перспективных исследований> кардинально решит проблему талантливой молодежи: ведь очень часто уровень научного руководителя и первого в жизни коллектива определяет всю дальнейшую научную судьбу. Вероятность нормального отбора в научную сферу деятельности резко повысится, и уж точно никто из молодых "лузером" не станет - зарождающиеся российские наукоемкие фирмы будут конкурировать за выпускников Центров, выбравших дальнейший путь вне науки, людей с постуниверситетским образованием высшего уровня."

http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=3509
Андрей КАЗАНСКИЙ, Галина ЦИРЛИНА: Крах российской науки как высшая и последняя стадия ее реформы. - ScienceRF, 11 сентября 2006 г.

Сергей Шишкин

http://www.researcher-at.ru/index.php?option=content&task=view&id=338
Максим Сухарев. История одного отъезда. Часть 1. - Researcher@ - Российская научная диаспора, 09.09.2006.

Сергей Шишкин


Часть постов стала уходить в вопросы "возвращения", посему они выделены в отдельную тему:

http://scientific.ru/society/forum.php?topic=621.0
Возможности возвращения уехавших: ссылки и цитаты

Сергей Шишкин


http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1160325209
цифры об ипотеке на жилье - Ваксман, 08.10.2006 20:33

- см. всю ветку (кроме мелких разборок)

Подробное обсуждения проблемы жилья, в т.ч. для молодых ученых.

Сергей Шишкин

http://www.poisknews.ru/2006/10/09/zajavka_na_prestizh.html
Чимиза ЛАМАЖАА. Заявка на престиж. Молодых ученых просят быть активными и аккуратными. - Поиск,  9 октября 2006.

О круглом столе, посвященном президентским грантам, который проходил в конференц-зале Научного парка МГУ им. М.В.Ломоносова.

Сергей Шишкин

http://www.rian.ru/society/education/20061018/54919585.html
Минобрнауки разрабатывает программу поддержки талантливой молодежи. - РИА "Новости", 18.10.2006.

ЦитироватьМОСКВА, 18 окт - РИА Новости. Министерство образования и науки разрабатывает меры по поддержке талантливой молодежи в частности, по оказанию содействия в карьерном росте и получении образования. Об этом в ходе интернет-конференции в РИА Новости заявил и.о. директора департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки Борис Гусев.

"В настоящее время Министерство образования и науки РФ разрабатывает ряд мер по дальнейшей поддержке талантливой молодежи, получившей премии", - отметил Гусев. Речь идет о победителях и призерах международных, всероссийских и региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в возрасте 14 - 25 лет.

По его словам, меры предполагают оказание содействия в карьерном росте, получении образования, использовании потенциала талантливых молодых людей в социально значимой деятельности, использование их как кадровый ресурс для социально-экономического развития страны, материальной поддержкой.   <...>

Сергей Шишкин

Ирина Дежина, Сергей Егерев. Как помочь кадровой реабилитации российской науки. - Идеи для России - 2005. №12, декабрь 2005 г.

"Может ли государство обеспечить условия для успешной научной карьеры молодого (талантливого) ученого? Сегодня таких возможностей нет. Однако в краткосрочном (3 года), среднесрочном (5-6 лет) и (для единиц) долгосрочном (свыше 7 лет) масштабах решение проблемы возможно."

"дайджест" см тут: http://scientific.ru/society/forum.php?topic=138.msg5050#msg5050

Сергей Шишкин


Administrator

22.01.2007 23:31 #19 Последнее редактирование: 22.01.2007 23:50 от Administrator
http://www.sciencerf.ru/client/news.aspx?ob_no=4300
Ольга Виноградова: Никакого механизма, позволяющего запустить серьёзный проект и получить деньги под создание хорошей лаборатории, в России нет. - ScienceRF, 22 января 2007 г.

Цитировать

... молодым людям трудно реализовать свой талант, работая здесь. Во-первых, это связано с отсутствием современных приборов, причём необходимых для работы в самых «горячих» областях - с ними ситуация попросту провальная. В моей области это проблема и для теоретиков тоже, так как эксперимент здесь шагает сейчас в ногу с теорией. Во-вторых, отсутствуют перспективы карьерного роста, так как старые ставки не освобождаются (никто на пенсию сам не уходит), а новые не открываются. Да и сам этот рост в России часто идёт по каким-то особым правилам, никак не связанными с научными достижениями.  Во всём мире вы тем выше в научной иерархии, чем большее влияние на развитие науки вы  оказали. Это определяется вполне объективными критериями: уровнем журналов, в которых вы публикуетесь, цитированием ваших статей, h-фактором (он означает, что вы опубликовали h статей, каждая из которых была процитирована хотя бы h раз), количеством приглашённых и пленарных лекций на престижных международных конференциях, международными грантами и т.д. Вот это как раз на карьерный рост в РАН никак не влияет.



Цитировать

Я думаю, что стратегически и тактически "центры роста" (тут есть некая корреляция с идеей ЦПИ А.Казанского и Г.Цирлиной) новых направлений должны быть сосредоточены вокруг именно такой целевой группы. Учёный должен получить статус уровня завкафедрой университета или завотделом РАН, и минимум 2 миллиона евро для создания новой группы и инфраструктуры, но у нас, объективно, надо вложить больше, чем на Западе, так как инфраструктура отсутствует полностью. Привлечение и поддержка более молодых сотрудников может идти затем в рамках такого "центра роста". Было бы неправильно сводить поддержку молодых научных учёных только к повышению зарплаты - ими надо руководить, направлять их.


Сергей Шишкин

http://www.rian.ru/society/20070209/60461823.html
Цитировать

МОСКВА, 9 фев - РИА Новости. Госдума предлагает объявить 2008 год Годом молодежи и обращается к руководству страны с предложением о создании на федеральном уровне самостоятельной структуры управления, занимающейся разработкой и реализацией государственных молодежных программ, координацией инициатив молодежных общественных организаций.

Соответствующее обращение было принято палатой на пленарном заседании в пятницу.

В заключении комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи отмечается, что "эффективная государственная молодежная политика является одним из важнейших инструментов развития страны, ростом благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений".

Обращение Госдумы направлено на дальнейшее решение проблем молодежи, использование ее потенциала при проведении социально-экономических преобразований в РФ, говорят в комитете.

Парламентарии отмечают, что в декабре 2006 года правительство РФ своим распоряжением утвердило Стратегию государственной молодежной политики в РФ. Объявление будущего, 2008 года, Годом молодежи позволит органам госвласти и местного самоуправления активнее включиться в реализацию указанной Стратегии, полагают в Госдуме.




http://ipim.ru/news/925.html
Цитировать

9 февраля Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла обращение "К Президенту Российской Федерации В.В.Путину об объявлении 2008 года Годом молодежи в Российской Федерации и о создании на федеральном уровне самостоятельной структуры управления, занимающейся разработкой и реализацией государственных молодежных программ и координацией инициатив молодежных общественных организаций".

В подготовке обращение приняли участие ряд депутатов ГД РФ и координаторы от группы представителей молодежных политичеких и неполитических организаций, как формальных, так и неформальных. Основная цель обращения стумулировать активность молодежи в социальной сфере, канализовать ту активность, которая уже есть и помочь молодежи легче преодолевать бюрократические преграды.

В тексте обращения говорится: "Одной из приоритетных задач нашего государства является формирование единой государственной молодежной политики. Учитывая насущную потребность в более четкой координации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере молодежной политики, просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать инициативу депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: 1) об объявлении 2008 года Годом молодежи в Российской Федерации; 2) о создании на федеральном уровне самостоятельной структуры управления, занимающейся разработкой и реализацией государственных молодежных программ и координацией инициатив молодежных общественных организаций". Проект обращения поддержали единогласно 422 депутата.




Сергей Шишкин

Раздел на этом сайте:

КС по молодежи,

он же В Координационном совете по делам научно-педагогической молодежи и вокруг него:

http://scientific.ru/society/youthcouncil.php - парадный интерфейс,
http://scientific.ru/society/forum.php?board=113.0 - раздел форума.


Сергей Шишкин

http://demoscope.ru/weekly/2007/0283/analit03.php
И. Дежина. Эволюция государственной кадровой политики в сфере науки. Демоскоп Weekly, № 283 - 284, 2 - 15 апреля 2007 г. (Опубликовано в журнале "Общество и экономика", 2006, №9, с. 173-187.)

ЦитироватьОбобщая, можно выделить три основные фактора, необходимые для того, чтобы сфера науки была привлекательной областью деятельности:

наличие мотивов и стимулов для успешной реализации научной карьеры;
условия для проведения исследований (наличие современной материальной и информационной базы);
адекватный уровень заработной платы.

Усилия государства были направлены преимущественно на решение вопросов материального поощрения работников. Однако рост зарплаты без одновременных системных изменений не может привести к решению кадровых вопросов и росту результативности научной деятельности. Первые два из перечисленных выше факторов практически не принимались во внимание при реализации мер кадровой политики.

Для смягчения, а в дальнейшем исправления кадрового дисбаланса, в том числе противодействия оттоку научных кадров, важно, на наш взгляд, создавать условия для развития мобильности научных кадров и повышения привлекательности этой сферы деятельности для молодежи.

Политика по поощрению мобильности может включать такие меры, как стимулирование обмена персоналом между университетами и малыми инновационными компаниями, в том числе субсидирование дополнительных ставок исследователей в малых и средних компаниях, а также организацию различных государственно-частных партнерств, в рамках которых происходит обмен кадрами между государственным и предпринимательским секторами науки. Для восполнения «утечки умов» перспективной представляется реализация программ по рекрутированию квалифицированных кадров из-за рубежа, в первую очередь из стран СНГ.

Для привлечения в науку лучших кадров необходимо развитие кон­курсной системы найма, в частности введение временных постдокторских позиций в НИИ и вузах. Одновременно должна развиваться гибкая система оплаты труда, основы которой заложены в реализуемом в настоящее время пилотном проекте повышения оплаты труда работников РАН. Наряду с введением стимулирующих надбавок, повышением размеров доплат за ученую степень, существенным образом должна быть повышена базовая составляющая заработной платы ученых. В противном случае не будет основы для развития контрактной системы найма и стимулирования внутренней мобильности кадров.

Сергей Шишкин

Цитировать

- Михаил Сергеевич, как вы в целом оцениваете перспективы для работы молодых ученых в России?

- Это зависит от того, будет ли увеличено финансирование фундаментальной науки, и каков будет механизм распределения средств. В нынешней системе перспективы очень слабые и, я бы сказал, искаженные: выгоднее работать не в сильной лаборатории, а в такой, руководитель которой обладает заметным административным ресурсом.

- Какие причины могут подталкивать научную молодежь к поиску работы за границей?

Во-первых, социальные: уровень жизни, проблемы с жильем, особенно для иногородних. Для мужчин - сильное влияние оказывает обязательная воинская повинность в условиях нынешней армии: я знаю немало случаев, когда молодые ребята эмигрировали только для того, чтобы спастись от военкомата. На всякий случай, уточню: речь идет именно о службе в нынешней российской армии с дедовщиной, коррупцией и прочими прелестями, что не имеет никакого отношения к "долгу перед Родиной". ...

...

- Как на ваш взгляд все-таки должна быть выстроена система, при которой молодые люди приходили бы в отечественную науку и оставались в ней?

- Список того, что нужно молодому человеку, который хочет заниматься наукой, на самом деле не так уж велик; другое дело, что каждый пункт там много весит. На младших курсах (в бакалавриате) нужна возможность получить достаточно широкое базовое образование и, главное, научиться учиться. На старших курсах (в магистратуре) нужно учиться у активно работающих ученых, представляющих себе, что делается в мире. Потом нужна аспирантура и постдок в сильных, конкурентноспособных на мировом уровне лабораториях. И, наконец, возможность организовать собственную группу.

Способствует ли этому нынешняя система? Нет, практически во всех пунктах. Штатная преподавательская нагрузка профессоров такова, что не оставляет возможности для активной научной работы, а доля приглашенных лекторов невелика. Финансирование науки распределяется "по понятиям" (руководство РАН называет это "процессом постепенного согласования между учеными", что, конечно, звучит красивее; впрочем, распределение лотов минобрнауки тоже вызывает много вопросов). С одной стороны, это оставляет в стороне сильные группы, не имеющие административной поддержки - и тем самым такие группы не имеют возможности расширяться за счет молодых сотрудников. С другой же стороны - не дает возможности молодым ученым соревноваться за это финансирование, и уж тем более, стать независимыми.



http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=4955
Михаил ГЕЛЬФАНД: «НЕ УВЕРЕН, ЧТО НУЖНЫ КАКИЕ-ТО СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИМЕННО МОЛОДЫХ - ПОДДЕРЖИВАТЬ НУЖНО ВСЕХ РАБОТОСПОСОБНЫХ УЧЕНЫХ». - STRF.ru,  7 мая 2007 г.


Александр Азбель

16.05.2007 14:04 #25 Последнее редактирование: 16.05.2007 14:07 от Александр Азбель
http://www.mn.ru/issue.php?2007-18-9

...рассказал корреспонденту «МН» его <Института физических проблем им. Капицы> нынешний директор, вице-президент РАН, главный редактор самого уважаемого физического журнала в России ЖЭТФ («Журнал экспериментальной и теоретической физики»), академик Александр Андреев.

МН: В связи с разговором о кадрах не могу не задеть больную тему: молодежь...

Андреев: Раньше к нам с большим удовольствием шли аспиранты, и наиболее талантливых из них мы оставляли в институте. Попасть к нам считалось большой честью и удачей. Сейчас у нас полностью, как и во многих институтах, отсутствует среднее звено. Неудивительно, что, приезжая в любую страну на конференцию, я всегда встречаю там своих учеников. Студенты, которые появляются у нас, тоже все уезжают, за исключением редких москвичей, чьи родители могут их содержать. Мы просто гоняемся за такими чудаками. Что я могу обещать молодому талантливому ученому? Иногда я могу для какого-то конкретного молодого человека, воспользовавшись своими академическими чинами, что-то попросить. Но это не молодежная политика, а просто вынужденные одноразовые действия. То, что получают сейчас молодые ученые, надо умножить на десять, а потом только начать с ними разговаривать.
Недавно ко мне пришли два толковых парня с Украины: «Можете вы нам хоть что-то обещать в будущем?» А мне даже им ответить нечего, ведь они попадают теперь в разряд иностранцев, я вообще не имею права их на работу брать, не то что жилье им искать. Почему же в Финляндии почти все лаборатории заполнены русскими сотрудниками, которые, не имея финского гражданства, прекрасно там работают и жильем обеспечены?!

МН: Не так давно состоялась встреча Координационного совета молодых ученых с министром науки и образования Андреем Фурсенко, представителями администрации президента Джохан Поллыевой и вице-президентом РАН Валерием Козловым. Одной из главных проблем в российской науке молодые ученые назвали отсутствие возможности карьерного роста...

Андреев: Я это понимаю, но горько то, что реформа идет не в том направлении. Надо не о карьерном росте думать, освобождая места «из-под стариков», а создавать условия для научного роста молодежи. Неужели вы думаете, что для того, чтобы у нас появились молодые люди, нужно выгнать всех ученых в возрасте? Молодые-то на эти условия не пойдут. Мы можем вообще уйти со сцены, но тогда научная школа, которую заложил Капица 70 лет назад, будет потеряна навсегда. В науке карьерный рост -- это мировая известность. Человек добивается результатов, ездит на конференции, и он становится знаменитым.

МН: Кстати, Капица оставался директором до 90 лет...

Андреев: Но я сам от него слышал, что главная задача директора -- не мешать другим работать. Вообще в академии административный карьерный рост зачастую свидетельствует о том, что с научной точки зрения у этого человека не все в порядке. В глазах научного сообщества несомненно более престижно быть профессионалом среди коллег в мире, чем стать заведующим лаборатории или директором института. Вот яркий пример с нобелевским лауреатом Алексеем Абрикосовым. Одно время он работал в институте им. Ландау в Черноголовке. Но хотел руководить, поэтому ушел из своего института и стал директором в Институте физики высоких давлений. А в начале 90-х вдруг уехал в Америку. Я его встретил как-то на конференции и спросил: почему? Абрикосов ответил так: «Когда я, будучи директором, приезжал на Запад и с гордостью рассказывал про то, что мне удалось сделать в институте, то меня никто не слушал, как начальник, я был никому не интересен. А когда я рассказывал про свои научные результаты, то меня слушали с большим вниманием и восхищением. И тогда я подумал: «Зачем мне все это? Лучше в Америке спокойно заниматься наукой».

МН: Есть ли шанс вернуть в Россию бывших российских сотрудников?

Андреев: Одно время я много ездил в Голландию и специально изучал там ситуацию. Голландцы после защиты диссертации почти все уезжают в Америку и работают на свое научное имя. Но когда в Голландии открываются позиции постоянного профессора, то занять их первым делом предлагают тем голландцам, кто заявил о себе в США. И они с радостью возвращаются. Наши ученые тоже в такой ситуации бы вернулись. Но это невозможно осуществить, если оставшиеся здесь будут работать в тех же условиях. Тогда и вернувшимся станет невозможно работать, у них будет нетерпимая атмосфера.

Сергей Шишкин

http://grani.ru/Culture/Literature/m.122143.html
Мариэтта Чудакова. Другая, умная Россия. - Грани.ру, 18.05.2007.

Цитировать

Оба лауреата вспоминали и давние годы. Андрей Зализняк - свою школьную еще компанию (не распавшуюся и по сегодня), где "не верили в чины и почести" и где все люди, их возымевшие в советское время, были под справедливым подозрением. "Между тем ощущение мира не было пессимистическим - мы знали, что существует гамбургский счет". И они, юноши, хотели войти в этот именно список - куда зачисляют не по чинам и официальным наградам.


Сергей Шишкин

http://www.rosmu.ru/activity/events/218.html

Резолюция
круглого стола "Молодые кадры в сфере науки и образования России"
Международного форума "Молодежь и общество навстречу друг другу"
(Санкт-Петербург, 23 ноября 2007 года)


ЦитироватьМы, участники круглого стола - представители ведущих научных организаций и образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других регионов России, молодежных общественных объединений в сфере науки и образования, бизнес-сообщества, - поддерживаем решение Президента России о создании Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи как федерального органа, ответственного за организацию мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию и поддержку талантливой молодежи, создание условий для обеспечения реализации молодежью своих профессиональных возможностей.

В связи с этим считаем важным отметить, что для обеспечения конкурентоспособности, безопасности, устойчивого и динамичного развития нашей страны органам государственной власти и местного самоуправления в вопросах поддержки талантливой молодежи необходимо уделять приоритетное внимание работе с представителями молодого поколения, эффективно осуществляющими деятельность в сфере науки и образования или имеющими значительный потенциал для этого, а также оказывать всемерное содействие процессам вовлечения молодежи в сферу науки и образования и формированию соответствующих жизненных ценностей и приоритетов в российском обществе.

По итогам дискуссии на круглом столе считаем важным особо выделить следующие моменты:

1. В современном мире социально-экономическое процветание и конкурентоспособность любого государства всецело зависит от уровня развития сферы науки и образования. Поэтому решение задачи эффективного воспроизводства кадров в российской научно-образовательной сфере - привлечение и закрепление в ней молодежи - должно стать одним из приоритетов в стратегии развития нашей страны и, в частности, в деятельности Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи. Со своей стороны участники круглого стола и организации, ими представляемые, готовы конструктивно взаимодействовать с Государственным комитетом Российской Федерации по делам молодежи в решении поставленных задач и формировании государственной системы работы с талантливой молодежью, в которой целесообразно учесть положительный советский опыт.

2. Выявление и поддержка талантливых и мотивированных учеников старших классов школ является основой для обеспечения притока новых кадров в сферу науки и образования, поэтому важнейшей задачей государства и общества является развитие системы олимпиад, конкурсов и иных форм привлечения старшеклассников к научно-исследовательской работе. В этой связи целесообразно пересмотреть порядок реализации Указа Президента №325 от 06.04.2006 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" и подготовить новый проект Указа на период после 2008 года, способствующий значительному усилению и расширению государственной поддержки победителей школьных олимпиад по тем предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые важны для обеспечения конкурентоспособности и безопасности государства и требуют раннего выявления и развития способностей школьников, а также поддержки специализированных образовательных программ для школьников по таким предметам.

Также считаем необходимым обратить внимание Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и других профильных ведомств и учреждений на необходимость усиления государственной поддержки системы олимпиад, учебно-научных конкурсов и специализированных образовательных программ для школьников на федеральном, региональном и местном уровнях при обеспечении серьезной экспертной оценки качества за счет реального взаимодействия между органами государственной власти всех уровней, научных организаций, образовательных учреждений и молодежных общественных объединений в сфере науки и образования.

3. Для реализации предусмотренных стратегическими документами Российской Федерации положений о приоритетной поддержке фундаментальной науки, подготовке научно-педагогических кадров, интеграции высшего образования и фундаментальной науки необходима приоритетная государственная поддержка ведущих исследовательских университетов или их факультетов и межфакультетских программ, осуществляющих научные исследования и подготовку научных кадров на мировом уровне, а также ведущих академических институтов, сотрудничающих с исследовательскими университетами в подготовке научных кадров. Такая поддержка должна сочетаться с существенным расширением и диверсификацией грантовой системы, позволяющей эффективно стимулировать научные группы, ведущих специалистов и перспективных молодых ученых, занимающихся как научной деятельностью, так и участвующих в подготовке новых научных кадров вне ведущих научно-образовательных центров. При этом представляется недопустимым ограничение фундаментальной науки какими-либо искусственными "приоритетами": главным критерием целесообразности государственной поддержки фундаментальных исследований должно быть только их соответствие мировому научному уровню.

С целью повышения интереса у студентов к сфере науки и образования считаем целесообразным оказывать поддержку формированию и развитию студенческих научных обществ - молодежных общественных объединений, показывающих свою эффективность в решении поставленных задач при правильной организации их работы.

4. Для повышения эффективности воспроизводства кадров в российской научно-образовательной сфере необходим коренной пересмотр принципов осуществляемой кадровой политики, начиная от аспирантуры и системы аттестации научных кадров, и заканчивая введением института научных консультантов. Кадровая система сферы науки и образования должна базироваться на принципах реальной конкурсности, ответственности за научный и научно-педагогический уровень, мобильности. Кроме того, для обеспечения гарантированной Законом "О науке и государственной научно-технической политике" свободы творчества субъектам научной и научно-технической деятельности необходимо существенное упрощение формального порядка расходования средств, выделяемых из бюджета на нужды науки и образования, при существенном ужесточении контроля за реальной эффективностью освоения этих средств с помощью системы квалифицированной, объективной и прозрачной экспертизы научных, научно-образовательных и научно-технических проектов и результатов их выполнения.

5. Осознавая негативные последствия того, что многие перспективные и талантливые представители российской молодежи выбирают для себя работу в зарубежной научно-образовательной сфере, считаем важным извлечь из этого факта максимальную пользу для государства, в первую очередь, путем налаживания конструктивного взаимодействия с зарубежной российской научной диаспорой, особенно с ее молодежной частью, а также с помощью поощрения и развития государственной поддержки системы академических обменов, например, посредством создания Российского Бюро академических обменов и стажировок, реэмиграции наиболее успешных в сфере науке и образования соотечественников. При этом целесообразно максимально использовать имеющийся положительный мировой опыт.



фотографии с круглого стола (на которых есть и представитель интернет-сообщества Scientific.ru Евгений Онищенко):  http://www.rosmu.ru/activity/reports/79.html

Сергей Шишкин

http://www.polit.ru/science/2007/12/17/fursenko.html
А. Фурсенко против всеобщего остепенения: Требуется расчистить авгиевы конюшни системы аттестации
17 декабря 2007, 19:45

Цитировать

Отвечая на выступления нескольких ректоров вузов, призывавших увеличить время обучения в аспирантуре, по крайней мере, до 4 лет, т.к. аспиранты не могут полностью посвятить себя науке, мол, жизнь заставляет их думать еще и о жилье и дополнительном заработке, А. Фурсенко высказался в том смысле, что «лучше меньше, да лучше». По его мнению, аспирантура должна полностью обеспечивать как научные, экспериментальные, так и материальные потребности аспирантов, а если нет такой возможности, то лучше не брать аспирантов вообще. «Это жесткий, но справедливый подход».


Сергей Шишкин

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=835677
Кадровые надежды
Ъ-Общество. Приложение к газете "Коммерсантъ" № 233(3809) от 18.12.2007

Цитировать

Несмотря на проблемы с финансированием, молодые ученые продолжают работать в России. А некоторые из них даже добиваются неплохих результатов. Чтобы выяснить, как им это удается и что удерживает их на родине, Social Report побеседовал с четырьмя подающими надежды молодыми учеными. Помимо успешности их объединяет неподдельный интерес к своему делу, искренний патриотизм и стремление развивать отечественную науку.




интервьюируемые:

Сергей Корякин, 32 года, Обнинск
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории радиационной биофизики МРНЦ РАМН.

Софья Канторович, 27 лет, Екатеринбург
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математической физики математико-механического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

Егор Базыкин, 28 лет, Москва
PhD по экологии и эволюции (Принстонский университет, США), младший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН.

Юрий Эйдельман, 31 год, Москва
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории математической биофизики Института биохимической физики РАН.

Александр Азбель

Уж не знаю, в тему ли, но думаю, что поместить стоит -

http://obshestvo.ru/node/533

Сергей Шишкин

http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1238434379
нокс - 30.03.2009 21:32
как активировать мобильность аспирантов

(предложение об организации конкурсов по финансированию аспирантских вакансий у сильных руководителей с расчетом на привлечение аспирантов из других городов России; с деталями)