09.06.2025 15:27

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


Болонский процесс

Автор Александр Азбель, 13.06.2007 16:59

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Александр Азбель

http://www.novopol.ru/article22200.html

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Период вызовов.

...
Сегодня уже просматривается новый вопрос, по которому "СР" придется решать - ссориться ей с правительством или не оправдать надежды общества. Это вопрос о поправках в Закон об образовании. Собственно, чем дальше, тем более нелепо выглядят предложения правительства. И не столько потому, что они нарушают некий привычный ход вещей в сфере образования, сколько потому, что никто из сторонников нововведений не может вразумительно объяснить, зачем они нужны. Собственно, в оправдание приводятся два довода. Это нужно сделать, поскольку этого требует Болонский процесс (при этом собственно, никто не может объяснить, зачем нужен сам Болонский процесс). И это нужно сделать, потому что в новом мире нужно учиться всю жизнь, а не только в ВУЗе. Почему, скажем, диплом бакалавра будет давать возможность учиться всю жизнь, а диплом специалиста не будет, никто тоже объяснить не может. Говорится, что бакалавр сможет быть магистром, а специалист, вроде бы не сможет. При этом уточняется, что прелесть статуса магистра в том, что с ним можно поступать в аспирантуру, тогда как со статусом специалиста... тоже можно.
...

Далее - достаточно интересно, но сугубо про политику, поэтому читайте первоисточник.





Ï.Ë.

15.06.2007 08:54 #1 Последнее редактирование: 15.06.2007 09:19 от П.Л.
Болонский процесс - что он нам дает?
С одной стороны, идет глобализация этого грешного мира, и нам нужно как-то вливаться в эту неспокойную и сотрясаемую раздорами семью народов. В том числе и с нашими непонятными для всего остального мира учеными степенями и званиями, а также с так называемыми «специалистами», которые непонятно чем отличаются от магистров или бакалавров. Пусть лучше это нам еще раз попробует разъяснить уважаемый министр Образины, если он будет в состоянии хотя бы самостоятельно зарегистрироваться на этом портале.
А с другой стороны... Исторический опыт учит, что государства в отношениях между собой всегда руководствовались лишь своими корыстными интересами. Только за прошедшее время после подписания Венской конвенции научились лучше скрывать свои истинные интересы, которые отнюдь не стали чище и благороднее. И даже иногда действовать в так называемых «цивилизованных» рамках. Которые, между прочим, никак не ограничивают вполне реализуемые на практике в рамках оной конвенции и других соглашений желания некоторых политиков залить своих соседей дешевым спиртом, или посадить их на иглу.
Интерес стран Запада - получить в России дешевое сырье и энергоресурсы. Так сказать, превратить Россию в мировую каменоломню.
Выменять «золото» за стеклянные «бусы» можно только у дикарей. А для того, чтобы из нас сделать полных дикарей, уже нужно немного: завершить развал системы образования. Которая стараниями не одного поколения реформаторов и так доведена до «ручки» (см., например, Http://ipim.ru/discussion/59.html ). Недавно с ужасом обнаружил: почти все студенты 3 (!) курса оказались не в состоянии выполнить простейшие процентные вычисления. При наличии компьютеров, инженерных калькуляторов и навороченных сотовых телефонов! (С тестами, кстати, справились весьма неплохо.) В советские времена такое, правда, наблюдалось, но только в самых южных республиках Союза. И комиссии, которые такие факты фиксировали, предпочитали закрывать не ВУЗы, а свои собственные глаза.
Можно, конечно, сказать, что приведен пример из некоторого ведомственного, провинциального и не совсем настоящего ВУЗика. Но ведь есть еще и новые  государственные образовательные стандарты (ГОСы), которые в сравнении с учебными программами лучших мировых ВУЗов выглядят как выжимки для недоумков. Например, у нас в ГОСах для энергетических специальностей вообще нет такой спецдисциплины, как «Качество электроэнергии», а «у них» -есть почти в каждом колледже. А выше ГОСов, как известно, ни один вуз не «перепрыгнет».
В общем, по причинам, которые подробно изложены на http://ipim.ru/forum/institutes/t327/p1/, на данном историческом этапе наша система высшего образования неконкурентоспособна с Западом. Никак не соответствует мировым стандартам.
И тут - запускается  в действие Болонский процесс. Который, между прочим, предусматривает взаимный контроль соответствия общим стандартам. Как Вы думаете, будет ли тот же самый соцфак МГУ (где даже студенты увидели полную несостоятельность своих наставников) соответствовать этим стандартам? А что можно тогда сказать про остальные ВУЗы России?

То есть Запад получает реальный инструмент для закрытия наших учебных заведений, которые все еще хоть как-то препятствуют нашему абсолютному одичанию!

И даже уважаемый всеми нами будущий министр Образины окажется как бы ни при чем: мол, сами ВУЗы виноваты, что не соответствуют мировому уровню.

А какие еще есть мнения по этому поводу?

Сергей Шишкин

Развал в образовании не от Болонской системы:

http://www.opec.ru/library/article.asp?c_no=117&d_no=5649 . Евгений Балацкий. Институциональные конфликты в сфере высшего образования. - «Свободная мысль - XXI», №11 (1561), 2005.

Напротив, там, где к делу подходят всерьез, ее как раз используют для улучшения образования: http://www.neuroscience.spb.ru/

Александр Азбель

Цитата: Сергей Шишкин от 15.06.2007 12:48
Напротив, там, где к делу подходят всерьез, ее как раз используют для улучшения образования: http://www.neuroscience.spb.ru/


Там, где к делу подходят всерьез - да. Если же любят только красивые и модные слова... мне кажется, П.Л. как раз об этом. Для Болонского процесса нужны некие предпосылки вне сферы образования, в первую очередь - высочайшая степень мобильности и такая же степень ответственности обучающегося за свое профессиональное будущее. Нужно также уменьшение педагогической нагрузки для преподавателей и увеличение их зарплаты, поскольку преподавать в рамках "Болонского процесса" труднее - надо баллы всякие выставлять, и т.д. Если этого всего не будет, то Болонский процесс, возможно, принесет больше вреда, чем пользы.

Г.А.Цирлина

15.06.2007 18:25 #4 Последнее редактирование: 15.06.2007 18:45 от Г.А.Цирлина
Цитата: Сергей Шишкин от 15.06.2007 12:48
Напротив, там, где к делу подходят всерьез, ее как раз используют для улучшения образования: http://www.neuroscience.spb.ru/


Cейчас иду по факультету - смотрю - есть, оказывается, в  МГУ "думающие всерьез".... Антиболонские агитки совершенно убогого содержания поразвешены довольно густо. И подписаны:
Профком мехмата + МПОНК.
Последнее расшифровано как Межрегиональный профсоюз образования, науки и культуры, дана совершенно дикая эмблема этой организации (пролетарский кулак, нервно сжимающий острый карандаш) и рамблеровский e-mail.
Это что еще за МПОНК на нашу голову? Беглый просмотр показал, что сайт был, но не работает.
Мало тут нам проблем что-то разумное в болонском направлении сделать - так еще профсоюз под ноги попадается.... Вы не знаете откуда эта напасть взялась?

Александр Азбель

Цитата: Г.А.Цирлина от 15.06.2007 18:25
Cейчас иду по факультету - смотрю - есть, оказывается, в  МГУ "думающие всерьез".... Антиболонские агитки совершенно убогого содержания поразвешены довольно густо. И подписаны:
Профком мехмата + МПОНК.
Последнее расшифровано как Межрегиональный профсоюз образования, науки и культуры, дана совершенно дикая эмблема этой организации (пролетарский кулак, нервно сжимающий острый карандаш) и рамблеровский e-mail.
Это что еще за МПОНК на нашу голову? Беглый просмотр показал, что сайт был, но не работает.
Мало тут нам проблем что-то разумное в болонском направлении сделать - так еще профсоюз под ноги попадается.... Вы не знаете откуда эта напасть взялась?


Не думаю, что в данном случае так, но вообще-то бывают и провокации в таком стиле. В том числе, возможны провокации со стороны недобросовестных сторонников Болонского процесса. Типа - смотрите, какие отморозки против нас. У нас в СПбГУ такого не видел.

Г.А.Цирлина

Цитата: Александр Азбель от 15.06.2007 19:52
Не думаю, что в данном случае так, но вообще-то бывают и провокации в таком стиле. В том числе, возможны провокации со стороны недобросовестных сторонников Болонского процесса. Типа - смотрите, какие отморозки против нас. У нас в СПбГУ такого не видел.

Cлишком сложно. И трудно понять что такое "недобросовестные сторонники".
Эти недоделанные агитаторы использую дешевый приемчик, завязывая в единый узел болонскую систему и введение платного образования, типичный пример попытки сформировать в массовом сознании этакую искусственную корреляцию.
Новообразование по имени МПОНК засветилось на какой-то тусовке академического профсоюза. Так может эта суперактивная организация объяснит нам что за младший брат у нее завелся, в каком он статусе, раз сайт самого МПОНК не действует?

Сергей Шишкин

Про корреляцию - тоже слишком сложно. Это же обычный недифференцированный или слабодифференцированный протест против власти, мб, молодежный. "В составе группы, помимо студентов, достаточно искренне верящих в возможность аполитичного общественного протеста, обнаружились левацки настроенные товарищи из так называемого Межрегионального профсоюза образования, науки и культуры, кроме того, в ней нашли себя доморощенные в университетской общаге троцкисты." http://www.val-info.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=265  Обратите внимание на контекст и источник ;)

Г.А.Цирлина

Цитата: Сергей Шишкин от 16.06.2007 04:08
Про корреляцию - тоже слишком сложно. Это же обычный недифференцированный или слабодифференцированный протест против власти, мб, молодежный. "В составе группы, помимо студентов, достаточно искренне верящих в возможность аполитичного общественного протеста, обнаружились левацки настроенные товарищи из так называемого Межрегионального профсоюза образования, науки и культуры, кроме того, в ней нашли себя доморощенные в университетской общаге троцкисты." http://www.val-info.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=265  Обратите внимание на контекст и источник ;)


Да уж. И еще троцкисты... Офонареть. Все-таки деполитизация должна стать специальным направлением развития МГУ.
А про корреляцию я совершенно серьезно. Психика у народа нынче неустойчивая, особенно при постановке вопроса о платном образовании. Тем более, что в своей агитке это МПОНК тычет пальцем в экономический факультет с его действительно платной (давно уже) магистратурой.

Ï.Ë.

Несколько замечаний по ходу обсуждения.
1) Никто и не говорит, что в развале образования «виноват» Болонский процесс - он еще и не запущен в полной мере. Иное дело, что под прикрытием Болонского процесса часто делаются вещи, направленные на уничтожение ВУЗов и образования в целом. В их числе - почти 2-х кратное уменьшение объема изучения наиболее важных общенаучных и технических дисциплин в 2000г., и отказ от «часовой» регламентации в разрабатываемых сейчас ГОСах. И это при полной неработоспособности системы контроля качества образования.
2) Троцкизм 30 гг. - это политика сближения с Западом на условиях, им навязанных и мало выгодных нам. Так сказать, политическая проституция. Поэтому подобное неприятие Болонского процесса - скорее уж ортодоксальный большевизм.

Г.А.Цирлина

Цитата: П.Л. от 18.06.2007 07:56
отказ от «часовой» регламентации в разрабатываемых сейчас ГОСах.

Мне ничего не известно о таком отказе. До нас доходило (через УМО) несколько отчасти противоречивых распоряжений о том, каким образом готовить двухуровневые программы, но во всех этих документах есть "часовая" регламентация. Вы не путаете это с предполагающимся общим снижением "часовой" нагрузки?

Цитата: П.Л. от 18.06.2007 07:56
под прикрытием Болонского процесса часто делаются вещи, направленные на уничтожение ВУЗов и образования в целом

Давайте взвешенно посмотрим и на прошлое тоже. Все люди, преподававшие формально, участвовавшие в системе "левого" приема, занимавшиеся недобросовестным, так сказать, репетиторством - все они и в доболонский период способствовали "уничтожению образования в целом". И, собственно, довели дело до нынешнего положения. Точно так же в болонский период все зависит от конкретных людей, в руки которых попадет та или иная разработка, а затем реализация. Болонский механизм дает людям, которые хотят сделать хорошо, десятикратно большие возможности. Хоть этому порадуйтесь. 

Ï.Ë.

Я думал, что все в курсе, как "пошутили" над высшим образованием в 2000г. Те часы, которые указаны в ГОСах 2000г - это "грязные" часы, в том числе и самостоятельная работа студентов. На так называемую "самостоятельную" работу студентов в большинстве ВУЗов "кладут" около половины этих часов (а кое-где - и больше половины). Какая вообще может быть доля "самостоятельных" часов, в ГОСах указано достаточно расплывчато, чем немедленно и воспользовались в большинстве ВУЗов. Реально количество аудиторных занятий, у нас, например, по дисциплинам электротехнического профиля уменьшилось почти вдвое. А что такое самостоятельная работа студентов в большинстве ВУЗов России, многие знают по собственному опыту. Да и чего здесь ожидать хорошего, если даже на контроль такой работы преподавателям времени официально не отводится.
Теперь по поводу разрабатываемых сейчас ГОСов. Не могу привести сейчас точную ссылку, но в одном из своих выступлений м-р Фурсенко рассказал об их концепции - регламентировать ЧТО должны знать студенты, а сколько часов отвести на изучение - пусть ломают головы в ВУЗах. Последствия: в ВУЗах для увеличения прибыли решениями так называемых "ученых советов" (которые полностью подконтрольны ректорам) будут ежегодно уменьшать количество аудиторных занятий, а часть полученной дополнительной прибыли используют для более качественного ублажения комиссий по аттестации. Которые будут закрывать глаза на происходящее тем качественнее, чем большая часть дополнительной прыбыли достанется им. Сработает та же схема, по которой отменили госэкзамены. В общем, получит дальнейшее развитие старый институциональный конфликт, описанный в статье Е.Балацкого. (Ссылка приведена выше.)