08.06.2025 01:58

Новости:

TрВ-Наука: текущий номер - http://scientific.ru/smf/index.php?board=132.0

Ссылка на последние сообщения - http://scientific.ru/smf/index.php?action=recent

Сайт газеты "Троицкий вариант - Наука" - https://trv-science.ru


высокие стипендии для особо ценных аспирантов

Автор Евгений Онищенко, 24.08.2006 02:49

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Евгений Онищенко

На этой ветке зашел разговор, как бы сделать, чтобы толковые и вполне прагматичные ребята могли идти в аспиранту -
http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1155712101 Говорилось о том, что для многих из студентов доход от 700-800 USD нужен прямо сразу после окончания вуза, в аспирантуре, а не ближе к тридцати после защиты диссертации. Или "прощай наука - любовь приходит и уходит, а кушаить хочется всегда". Понятно, что общее повышение стипендий до такого уровня в блиджайшее время сомнительно: затратно, да и, пожалуй, не нужно - нет никакого смысла платить тем, для кого аспирантура - только способ откосить от армии, такие деньги.

Понятно, что речь может идти только о повышении стипендий для работящих выпускников, желающих продолжить заниматься наукой. О тех выпускниках, которых руководитель хочет оставить всеми силами. С другой стороны, хорошо было бы, чтобы аспиранты в аспирантуру шли к приличным, сильным руководителям. Вот отсюда можно и танцевать - думать, что тут можно сделать (ниже идет схематическое изложение, поясняющее идаю, но все "опущенные" моменты несложно доработать при желании).

Представим себе, что государство создает специальный фонд для выплаты повышенных стипендий аспирантам. Допустим, из фонда может выделяться до 1000 новых стипендий в год (называющихся, скажем, стипендиями Президента России) для аспирантов очной формы обучения в государственных научных и образовательных учреждениях (независимо от ведомственной принадлежности). Первым необходимым условием получения таких стипендий должно быть обязательство предполагаемого научного руководителя выплачивать аспиранту из средств своих проектов (грантов, программ, лотов, хоздоговоров - из любых источников) ежемесячно не менее 10000 руб. (на руки чтобы получал не менее 10000 руб.). Это показывает одновременно и заинтересованность руководителя в данном молодом специалисте, и определенную его состоятельность как руководителя. Далее, и сам руководитель должен удовлетворять определенным требованиям (скажем, если речь идет о фундаментальных естественных науках, то - иметь определенное число публикаций в ISIшных журналах за последние несколько лет). Если есть гарантии (с указанием источников) и руководитель удовлетворяет требованиям, то государство берет на себя обязательство выплачивать такому аспиранту в течении трех или четырех лет ежемесячно стипендию в размере 10000 руб. В конце каждого года руководитель обязан подтвердить выполнение своих финансовых обязательств, при их невыполнении право на стипендию теряется, и также руководитель теряет право претендовать на президентские стипендии для своих аспирантов в течении нескольких ближайших лет.

Конечно, повышенные обязательства государства должны влечь за собой повышенные требования к таким "золотым" аспирантам. Кроме того, живем мы в России и понимаем, что для ушлых людей в схеме существует лазейка. Именно, представим себе человека, который формальным показателям удовлетворяет и деньги имеет, и выпускника, который хочет уйти в бизнес, но не попасть в армию. Они договариваются, и формально аспирант получает деньги, но только 10000 от руководителя отдает руководителю, а 10000 от государства делится, допустим, пополам. Все довольны.

Чтобы и ответственность была выше, и хитрованства такого типа не было (всегда ведь найдутся желающие), можно выбрать один из двух путей отчетности (у каждого есть свои плюсы и минусы), каждый из которых предусматривает личное представление аспирантом своих результатов широкой публике.

1. В конце каждого года пишется отчет о проделанной работе (небольшой, на страницу-две) с приложением списка публикаций. И, взяв с собой этот отчет, аспирант едет докладываться на семинар в другой город. Выбирает институт и семинар не он, и не его руководитель, ему спускают семинары для отчета "сверху", выбирая среди сильнейших институтов страны по этой специальности. На семинаре зачитывается привезенный отчет и заслушивается доклад, после чего пишется отзыв за подписью руководителя и секретаря семинара (в отзыве может содержаться в том числе и рекомендация прекратить выплату стипендии в виду неуспешности работы). Отчет и отзыв публикуются в интернете на сайте организации, ведающей раздачей стипендий (как и списки всех поддержанных аспирантов с именами руководителей и темами работ).

2. В конце каждого года проводится отчетная конференция (по секциям по разделам знаний, естественно), которую обязаны посетить все эти аспиранты. Доклады только устные, отчет о работе, естественно, также привозится (и вывешивается в инете). На конференции, к примеру, присутствуют комиссии (по секциям), которые заслушивают доклады (и знакомятся с отзывами), и также могут рекомендовать прекратить выплату стипендии тем, кто "явно не соответствует".

Конференция кажется мне несколько более удачным путем отчетности, поскольку и способствует знакомству молодых ученых и установлению научных контактов, и на конференции легче организовать действие предоставление еще оного "бонуса". Именно, несколько лучше всего показавших себя аспирантов (по секциям) получают удвоенный размер стипендии в оставшиеся годы (а с руководителя снимаются обязательства по выплате денег).

Поскольку поездки требуют денег, то любом аспиранту выделяется (о форме выделения я пока не говорю - возможны варианты) определенная сумма на оплату поездок. К примеру, государство гарантирует оплату расходов в размере до 60000 руб. в год на поездки на отчетные конференции/семинары, а также на научные школы и конференции в России или за рубежом. При этом, опять же, можно даже обязать каждого аспиранта ежегодно посетить хотя бы одно меропрятие такого типа кроме отчетного.

Итого, размер расходов на стандартного аспиранта в год до 180000 руб. (если я правильно понимаю, что со стипендии не платится подоходный налог и отчисления в фонды, если неправильно, то - несколько больше). 180 миллионов при 1000 стипендий x 3 (или 4) + выплата удвоенных стипендий лучшим + затраты на организацию конференций и небольшой аппарат, т.е. даже в самом затратном случае менее миллиарда рублей в год, когда программа уже выходит на стандартный режим работы. А в первый год ее жизни - не более 200 миллионов рублей.

Понятно, что есть ряд вопросов. Скажем, руководитель может гарантировать выплату средств за счет своих текущих проектов на год или два, но вряд ли на 3 или 4. Тут можно прописать, что для начала достаточно гарантий на год, ну а дальше можно найти решение. Можно прописывать и какие-то "льготы" - например, если у руководителя очень хорошие формальные показатели (высокий индекс цитируемости, статьи в самых рейтинговых журналах, еще что-то), то от него требуется гарантировать меньшую сумму выплат, а государство будет платить больше. Можно определить и достаточно простую и прозрачную процедуру определения победителей в случае, когда число заявок превышает число выделяемых стипендий (хотя у меня есть чувство, что при заявленных финансовых требованиях и разумных требованиях к руководителю 1000 - не такая уж маленькая цифра). Ну и т.д.

P.S. Обсуждение идет и на Общем форуме - http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1156353127