Заседание семинара по биоинформатике в Институте молекулярной биологии РАН 1 марта 2007 г. (207-е заседание)
«Еще раз о "честном слове дворянина"»
Ревекка Марковна Фрумкина
психолог, лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН«Некогда один дворянин сказал известному математику:
Зачем мне доказательство вашей теоремы? Вы - дворянин,
и я - дворянин, мне достаточно вашего честного слова»
Приглашение, разосланное участникам семинара:
ЦитироватьЛингвистика считается гуманитарной наукой; в западной терминологии, ее относят к social sciences. Тем самым, лингвистика оказывается рядом с историей, социологией, культурной антропологией, филологией и философией. Этот комплекс дисциплин нередко рассматривают как единое целое, о чем говорит множество его самоназваний: в разные времена social sciences именовались «моральными науками», «науками о духе», о культуре, науками о человеке, социальными науками.
Объединяет эти науки их предмет, хотя и формулируемый несколько расплывчато: прежде всего, это науки о человеке как социальном существе и о его опыте социального. Как и комплексы прочих наук, социальные науки периодически переживают периоды активной ревизии своих построений, то есть подвергаются процедурам, которые в кантианской традиции назывались критикой, или анализом оснований.
Критика оснований становится особо актуальной в периоды смены парадигм - не обязательно в узкой области знаний, но непременно в области, важной для культуры в целом. В гуманитарных науках «сотрясение основ» происходило за последние 100 лет дважды: в те времена, когда появилось противопоставление наук объясняющих и наук понимающих (т.е. в конце XIX века), и в середине прошлого века, когда появилась кибернетика, а вместе с ней попытки «устроить» лингвистику как математику, а психологию - как естественную науку (условно говоря, как «физику»). К третьему «сотрясению основ» надо было бы отнести начавшиеся несколько раньше изменения в исторической науке, связанные ярче всего со школой «Анналов», и новый взгляд на историю науки, ассоциированный с именем Томаса Куна и понятием «парадигмы».
Такое упрощение осмысленно скорее в дидактических целях. Но оно позволяет поставить некоторые проблемы более заостренно. А именно: Что позволяет нам считать «науки о духе» - науками, а не «свободными искусствами»?
Насколько в пределах отдельных наук о духе/о человеке разработана эпистемология, то есть зафиксированы допустимые способы конструирования предмета исследования и общепринятые методы работы с ним (наблюдение, эксперимент, убеждение, доказательство)? Насколько отошла в область преданий известная история о «честном слове дворянина»?
рефлексии о прошедшем семинаре - докладчика и одного из слушателей семинара:
http://www.polit.ru/science/2007/04/04/frumsem.html
Полит.ру, 4 апреля 2007 г.