Троицкий вариант — Наука

Рабочая площадка => ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОРУМЫ => Разное => Тема начата: Сергей Шишкин от 10.07.2007 23:00

Название: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Сергей Шишкин от 10.07.2007 23:00


Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки


Алексей Семьянов (ННГУ, Россия и Институт мозга РИКЕН, Япония)




Ситуация в России и других развитых странах

Не секрет, что тогда как Россия восстанавливает свое производство с целью обеспечить независимый от нефти экономический рост, развитые страны его вывозят. Очевидно, что производство это удел стран с относительно дешевой рабочей силой. По некоторым оценкам, Россия должна стать одной из 5 ведущих экономических держав через 15 лет. Это значит, что рабочая сила в стране будет дорогой, что сделает неконкурентоспособными те производства, в которые сейчас вкладываются средства. Любопытно, что в страны с дешевым трудом по той же причине вывозятся не только производства, но и некоторые услуги, какие как телефонные службы поддержки, почтовой рассылки и т.д. Например, услуги индийского оператора службы поддержки британского потребителя плюс международный звонок стоят дешевле, чем услуги местного оператора и локальный звонок в Великобритании. Более того, пока Россия строит стабильную финансовую и банковскую системы, в развитых странах и эта сфера начинает экспортироваться.

В таком случае, что же остается и на чем будет держаться гегемония развитых стран в обозримом будущем? В ее основе будет находиться наука и разработка новых технологий. Именно наукоемкие технологии способны поддерживать эти страны как развитые и позволять им держать руку на пульсе своих вывезенных производств, создавать современные вооружения.

Отсутствие научной школы и мощных государственных инвестиций в науку в странах третьего мира еще долгое время не позволят изменить статус-кво. Существовавшая в Советском Союзе научная школа позволила добиться стране ряда технологических прорывов и успешно воспроизводить Западные технологии. За годы недостаточного финансирования многое из этого было утрачено. Значительная часть талантливых ученых оказалась либо за границей, либо ушла из науки. К счастью, в последнее время в России наметилась тенденция увеличения финансирования науки и технологий. Примерами последнего являются федеральные образовательные программы и беспрецедентная по объему программа финансирования нанотехнологий.

Но будут ли эти инвестиции достаточно эффективными при устаревшей академической системе и разрушенной научной школе? Одна из разумных точек зрения, которую мне довелось услышать, была в том, что нужно просто взять статьи иностранных ученых, закупить описанный в них набор оборудования и пытаться первые несколько лет просто воспроизводить результаты. Вдруг что-то интересное придет в голову... Даже такой сценарий, который наверняка покоробит правительственных чиновников, ожидающих скорую отдачу в виде патентов, наукоемких производств, нобелевских премий и т.д. на довольно большие инвестиции, мне кажется чрезмерно оптимистичным. Для того чтобы грамотно воспользоваться инвестированными средствами, необходимо иметь специалистов, способных (1) поставить задачу под современное оборудование, (2) выбрать и закупить оборудование, которое требуется для решения поставленной задачи, (3) работать на закупленном оборудовании и обучать молодых специалистов. Как правило, такие знания приобретаются в процессе образования и становления ученого в течение многих лет.

Несмотря на все еще бытующие иллюзии, качество образования в России уже не является превосходным, а молодые специалисты не являются столь желанными в иностранных научных учреждениях. Оценка среднего уровня российского кандидата наук по его способности работать с современным оборудованием примерно соответствует выпускнику университета стран западной Европы или США (собственные наблюдения и отзывы коллег). Удивительно, что в этих странах наш кандидатский диплом все еще приравнивается к степени PhD (доктор философии), тогда как их научные степени в России не признаются.

Таким образом, если на инвестированные в науку деньги становится возможным закупать дорогостоящее научное оборудование, то запустить и наладить оборудование, собрать в исследовательском комплексе, квалифицированно поставить научную задачу, которая бы решалась с использованием этого оборудования, проблематично. Очень часто, чтобы подготовить специалиста, требуются годы его обучения на уже налаженном (!) оборудовании в активно работающей лаборатории. Для того, чтобы грамотно ставить задачу необходима научная школа, на восстановление которой уйдут десятки лет. Так возникает опасность неэффективного использования бюджетных средств: (1) покупка несовместимого оборудования, (2) покупка оборудования несоответствующего задачам исследования, (3) простой оборудования из-за отсутствия обученного персонала.


Что делать

Какие могут быть пути по выходу из подобной ситуации? Один из них - это сотрудничество российских лабораторий  с коллегами из других стран, которые могут проконсультировать или пригласить к себе российских ученых для получения необходимого опыта. Другой вариант - это приглашать русскоязычных специалистов, кандидатов и докторов наук, прошедших стажировки в соответствующих лабораториях за рубежом. Наконец, третий вариант - это организация лабораторий в России с помощью русскоязычных ученых, достигших профессорского уровня, ставших заведующих лабораториями и отделами за пределами России.

В первом случае очевидным достоинством является существование сформированной лаборатории в России, наличие штатных сотрудников и направления исследований. Основная трудность заключается в том, что зарубежный партнер не всегда может четко оценить российскую специфику и не всегда готов заниматься обучением сотрудников для другой лаборатории. К тому же, традиционно, межлабораторное сотрудничество возникает в случае, когда лаборатории обладают разными взаимодополняющими методиками. Это значит, что зарубежный партнер может и не работать с тем оборудованием, которое необходимо российской лаборатории. Таким образом, сотрудничество с зарубежным партнером, столь полезное для реализации научных проектов, не всегда подходит для задачи оснащения российской лаборатории современным оборудованием.

Кроме прочего, существует языковая проблема. Российские ученые (особенно в провинции) в подавляющем своем большинстве недостаточно владеют английским языком, являющимся языком международного научного общения и преподавания. Преподавание студентам в большинстве случаев ведется на русском, так же, как проходят и основные научные конференции. Языковая проблема затрудняет интеграцию российской науки в мировую науку, а соответственно, и обмен сотрудниками, пуск и наладку современного оборудования иностранными специалистами.

Отечественные специалисты, вернувшиеся из зарубежной командировки, могут передать свой опыт и знания российским коллегам и организовать пуск и наладку современного оборудования. Подводным камнем в данном случае может быть отсутствие достаточной квалификации у некоторых из них. В связи с этим необходима конкурсная система отбора лучших из них, аналогичная процедуре отбора руководителей лабораторий в развитых странах. Эта процедура включает оценку рейтингов статей и журналов, в которых статьи опубликованы, рецензия научных планов кандидата, рекомендации руководителей зарубежной стажировки, собеседование.

Другим важным моментом является то, что отечественные специалисты, успешно прошедшие стажировку за рубежом, имеют возможность выбирать, где им предстоит работать. Зачастую перспектива развития исследований заграницей выглядит более привлекательной. Следовательно, для обеспечения возвращения высококлассных специалистов необходимо создать для них соответствующие условия: получение достойной зарплаты, обеспечение жилья и условий работы. Не менее важны и перспективы карьерного роста.

Наконец, наиболее квалифицированными и потенциально полезными для развития российской науки являются руководители научных подразделений и профессора из числа соотечественников, работающих за рубежом. Эти люди уже прошли систему конкурсного отбора для получения своих позиций, имеют публикации в высорейтинговых журналах и опыт оснащения собственных лабораторий современным оборудованием.  Они в большей степени способны понять особенности российской действительности, чем зарубежные коллеги.

В качестве одной из эффективных форм сотрудничества c ними может быть предложено создание "зеркальных лабораторий". Идея такой лаборатории состоит в том, чтобы создать в России лабораторию по образу и подобию зарубежной лаборатории под руководством соотечественника, проживающего за рубежом. Это позволит, используя уже накопленный опыт, сэкономить время и средства по подбору и сопряжению оборудования, обучить российских специалистов в зарубежной лаборатории, направить зарубежных специалистов для пуска и наладки лаборатории в России.

Под единым руководством "зеркальная лаборатория" в России сможет присоединиться к уже сформированным и разрабатываем тематикам зарубежной лаборатории, которые ранее прошли конкурсный отбор и апробацию. Это позволит добиться достаточно быстрой публикации совместных результатов, а соответственно и отдачи по вложенным средствам. В отличие от второго варианта, заведующему "зеркальной лабораторией"  не требуется рисковать установившейся карьерой за рубежом. У него также возникает возможность повысить эффективность своих исследований, выполняя часть работы в России


Потенциальные проблемы создания "зеркальных лабораторий" и варианты их решения

Система "зеркальных лабораторий" уже начала спонтанно формироваться в России, и существуют успешные примеры такого сотрудничества. При этом выявились потенциальные сложности, связанные с формированием таких лабораторий. Прежде всего, не существует административной базы для оформления "зеркальных лабораторий" как структурных единиц институтов и вузов.  В связи с этим нет четкого определения статуса руководителя такой лаборатории, оплаты его труда. Необходимость проведения времени в России также затрагивает вопрос о жилье. Бюрократия и инертность академической и университетской систем требует наличия человека, который, находясь в России, постоянно бы занимался администрированием дел лаборатории. В отсутствие четкого статуса и постоянной работы в России руководитель "зеркальной лаборатории" лишен в настоящее время возможности подавать на российские гранты, для поддержки работы лаборатории, оплаты труда сотрудников, студентов и аспирантов.

Между тем государственные программы возвращения соотечественников успешно проводятся рядом азиатских стран, таких как Япония, Китай, Тайвань. Соотечественникам, успешно работающим за границей, предлагаются высокие посты и хорошее финансирование.  По всей видимости, этот опыт был бы весьма полезен и в России, где соотечественники, работающие за рубежом, могли бы официально иметь место работы, получать зарплату, подавать на гранты и получать помощь с приобретением жилья.  Такая поддержка должна проводиться на всех уровнях, от правительства до руководства вузов и институтов.

Вторая проблема - это страх и инерция некоторых российских ученых, которая может стать серьезным препятствием.  Не все не готовы к тому, что средства могут быть переданы в их распоряжение не полностью, а оказаться в руках тех, кто когда-то уехал из России. Взгляд, что соотечественники, работавшие за рубежом, сохранили научный потенциал России в годы недофинансирования и должны приглашаться назад, зачастую подменяется обвинением уехавших ученых в непатриотичности -  "пока они там грелись под калифорнийским солнышком, мы здесь спасали науку, почему мы им должны сейчас давать деньги?".

Решение этой проблемы достаточно сложно. Ученые в России уступают своим соотечественникам, проживающим за границей, по числу высокорейтинговых публикаций и имеют меньше шансов победы в конкурсах грантов при отмене условия постоянного проживания в России.  В связи с этим необходимо ввести систему финансирования таким образом, чтобы в заявке на определенные типы грантов российским ученым было необходимо включать соотечественника, работающего за рубежом. Это позволит не только заинтересовать российских ученых в поиске и привлечении соотечественников из-за границы, но и организовать конкурсное финансирование "зеркальных лабораторий".

Наконец, проблемой является недостаточная информированность потенциальных кандидатов о проведении конкурсов для участия соотечественников из-за рубежа в Российских программах. Необходимо создавать информационные интернет-сайты и списки рассылки информации о федеральных программах по поддержке создания соотечественниками, работающими за рубежом, научных групп в России.


Заключение

Для успешного развития российской науки и эффективного использования инвестиций необходимо привлечение ученых из числа соотечественников работающих за рубежом. Это привлечение должно формироваться на принципе взаимной выгоды. В частности, зарубежный партнер, создавая "зеркальную лабораторию" в России, может расширить спектр своих исследований, получить возможность регулярно посещать родных и близких, иметь в России постоянное место работы. Он может сэкономить собственные фонды для проведения части исследований и приобрести дополнительное оборудование, которое будет использоваться в России. "Зеркальная лаборатория" может стать основной лабораторией при определенном стечении обстоятельств (например, окончании контракта за рубежом).

Выгода для российской стороны - это развитие международного сотрудничества, повышающего престиж университета или института, возможность более быстрого отчета по федеральным программам работами, сделанными совместно с зарубежной лабораторией. Для учебных учреждений - это возможность повысить уровень образования студентов. Руководители "зеркальных лабораторий" могут так же являться доцентами (для кандидатов наук и PhD) или профессорами (для докторов наук) соответствующих кафедр и читать студентам лекции на самом передовом уровне, организовывать курсы, руководить студентами и аспирантами. В случае руководства студентами и аспирантами, последние могут также проходить стажировки в лаборатории заграницей.
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Andrey Sidorenko от 11.07.2007 00:20
1. Прежде чем создавать какую-либо лабораторию в России с зарубежным оборудованием надо упростить таможенную систему для ввоза этого самого оборудования.

2. Полностью не согласен с тем, что знание иностранного языка зависит от места проживания. Скорее оно зависит от сферы деятельности.

3. Во времена СССР мы могли копировать транзисторы не особо вникая в правила игры под названием Copyright. Теперь же с этим придеться считаться.

4. Извечный вопрос, кому это надо? Т.е. кто будет заказывать все эти самые высокотехнологические исследования? Гос-во? В остальном мире тоже пока не велик спрос на все эти нанотехнологии (пока речь о них, так как на что-то другое правительство еще не обещало).
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Г.А.Цирлина от 12.07.2007 01:46
Цитата: Сергей Шишкин от 10.07.2007 23:00
Бюрократия и инертность академической и университетской систем требует наличия человека, который, находясь в России, постоянно бы занимался администрированием дел лаборатории.


Хорошо, что что Алексей написал этот текст, наверное для публикации на opec он напишет более развернуто - как было в разговоре на семинаре. Для меня очень важным участником того семинара стал коллега Казанцев, "человек, находящийся в России".
Такой человек нужен не только для преодоления бюрократии и инертности, российский соорганизатор "зеркальной лаборатории" нужен для многих смысловых вещей.  Хозяйство в процессе становления нельзя оставлять без присмотра.
Я не вижу принципиальной разницы между "зеркальной лабораторией" и просто устойчивой многолетней коллаборацией росийской и зарубежной лабораторий, в каждой из которых есть свой лидер. Это нормальная модель минимизации конкурентности в пользу кооперации, она подходит для очень многих наук и создает положительный эмоциональный фон. Возникновение идеи "зеркальных лабораторий с нуля" - очередной признак нашего неустойчивого состояния. Хороший признак. Но в стационарных условиях не должно быть разницы с двух сторон от зеркала, никто не должен быть просто отражением.

Алексею и Виктору я желаю всяческих успехов в их совместном начинании. И хорошо бы им написать для opec или другого издания параллельно или совместно.
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Сергей Шишкин от 15.07.2007 02:17
Цитата: izya_kazman July 12th, 2007 10:32 am

<..> Кстати, он пытался руководить в так называемой "зеркальной лаборатории" и из этого дела ничего не вышла. Причина была проста - выделенные деньги ушили на сторону!

Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа со
Отправлено: Сергей Шишкин от 02.08.2007 03:31

Обновленная версия статьи опубликована на ОПЕКе:

http://opec.ru/analize_doc.asp?d_no=63767
Алексей Семьянов: "Возвращение мозгов": тактика зеркальных лабораторий
OPEC.ru, 18 июля 2007 г.
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Сергей Шишкин от 02.08.2007 22:05
ЦитироватьСложнее с учеными, которые уже имеют сложившиеся и работающие лаборатории. Думаю, мало кто в здравом уме согласится бросить свою группу на Западе, чтоб пытаться организовать что-то на пустом месте в России, где неизвестно что произойдет на следующий год, если вдруг приоритеты «национальной программы» изменятся. Единственный способ наладить работу с ними - позволить организовывать «зеркальные лаборатории», как это описал Алексей Семьянов (http://opec.ru/analize_doc.asp?d_no=63767), т.е. дать возможность сохранив свою западную лабораторию, создавать группу в России. Такой подход не уникален: японский ученый Shinya Yamanaka, прославившийся совсем недавно прорывом в области получения стволовых клеток, был приглашен открыть вторую лабораторию в Сан-Франциско, в которую он дважды в месяц летает (10 часов!) из Японии.


http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=63899
http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=5808
Алексей Аравин: Если не начать возвращать успешных уехавших ученых, о будущем науки в России можно будет скоро забыть. - STRF.ru, OPEC.ru, 2 августа 2007 г.
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Валентин Анаников от 05.08.2007 02:11
Цитата: Сергей Шишкин от 10.07.2007 23:00
Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки

Алексей Семьянов (ННГУ, Россия и Институт мозга РИКЕН, Япония)


Выгода для российской стороны - это развитие международного сотрудничества, повышающего престиж университета или института, возможность более быстрого отчета по федеральным программам работами, сделанными совместно с зарубежной лабораторией.


Эта одна из ключевых частей концепции продумана очень слабо и не выдержит критики со стороны.

"развитие международного сотрудничества" - бывшие наши, даже официально поменявшие гражданство и место жительства, все равно считаются "русскими".

"престиж университета или института" - престиж повышают штатные профессора, а "part-time" ставки только подчеркивают слабые места.

"возможность более быстрого отчета" - этот пункт вообще юридически неверен, ибо отчет по федеральным программам предполагает некое разделение авторских прав. Кому принадлежат авторские права на результат частично полученный за границей? и как эту "частичность" определять?
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Сергей Шишкин от 12.10.2007 13:36
"Об одной из таких инициатив -- проекте по созданию лаборатории нейронаук в Нижнем Новгороде -- обозревателю OPEC.ru Ивану Стерлигову рассказали профессор, заведующий кафедрой Нейродинамики и Нейробиологии ННГУ,  ведущий научный сотрудник Института прикладной физики РАН Виктор Казанцев и профессор ННГУ, руководитель лаборатории в Институте мозга RIKEN (Япония) Алексей Семьянов. "

http://www.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=6278
Иван Стерлигов, обозреватель экспертного канала ВШЭ--OPEC, для STRF.ru
Эффект удвоения
27 сентября 2007 г.

обсуждение на Бытии: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1192170842
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Сергей Шишкин от 28.11.2007 14:32
ЦитироватьЛюди, не работавшие с современным оборудованием, его даже не в состоянии правильно подобрать. Мне известны примеры, когда установки стоимостью свыше миллиона долларов не используются должным образом из-за ошибок в выборе конфигурации на этапе покупки. Создание в Нижнем Новгороде "зеркальной" лаборатории означает, что мы точно знаем, что и как будет работать.

Второй еще более сложный этап создания новой лаборатории - это поиск сотрудников, способных работать на приобретенном оборудовании. Если аналогов закупленного оборудования нет в России, следовательно, и специалистов тоже. И здесь снова проблему решает "зеркальная" лаборатория. Сотрудники из Нижнего Новгорода будут проходить обучение в Институте Мозга РИКЕН в рамках национального проекта "Образование".

Наконец, когда оборудование работает и есть специалисты способные на нем работать, руководитель лаборатории должен суметь поставить задачу мирового уровня, которая решалась бы в такой лаборатории. Для постановки подобной задачи необходимо читать последние международные научные журналы, посещать международные конференции. Такие ученые в России есть, но не так уж много. Зато есть наши соотечественники, работающие за рубежом, которые могли бы быть полезны со своим опытом. Отсюда следует, что было бы весьма разумным распространить опыт Нижегородского государственного университета, по созданию подобной лаборатории и предложить создание нейронаучного центра из многих "зеркальных" лабораторий.


и др. - в новом интервью Алексея Семьянова:

http://www.polit.ru/analytics/2007/11/27/science.html
Нейронаука и государственные инвестиции
Polit.ru, 27 ноября 2007, 09:00
ЦитироватьНейронаука -- наука, изучающая устройство и функционирование нервной системы. О том, что происходит сейчас в этой области, как она развивается в России и за рубежом мы побеседовали с известным специалистов в этой области - заведующим лабораторией в Институте Мозга РИКЕН (Япония), профессором Нижегородского государственного университета Алексеем Васильевичем Семьяновым. Интервью взяла Яна Войцеховская.
Название: Re: А.Семьянов. Привлечение ученых из числа соотечественников, работающих за рубежом, для развития российской науки
Отправлено: Сергей Шишкин от 04.12.2007 02:52
про "зеркальные лаборатории":

http://molbiol.ru/forums/index.php?act=findpost&pid=599555
Цитата: Недоспасов 3.12.2007

я такую организовал еще в 1992 г. - даже было проще и яснее: под единым началом, по тесно увязанным темам. Потом нечто подобное, но в более крупном масштабе, организовал наш покойный директор А. Мирзабеков. Кстати, это - очень тяжелая работа, на износ. Потом примерно то же сделали Е. Рогаев и П. Чумаков. Теперь это делает Северинов и иже с ним Нудлер. Я уверен, что в других областях примеров еще больше. Так что если кто из зарубежных ПиАев реально хочет - то некоторые наметки есть, тропы проложены, поделимся опытом.