о процедуре конкурсов на проведение образовательных мероприятий

Автор Михаил Гельфанд, 26.03.2007 20:49

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Михаил Гельфанд

Коллеги, поскольку в ФЦП предусмотрены конкурсы на получение грантов для проведения образовательных мероприятий, важной задачей можт быть разработка регламентов таких конкурсов. Вот несколько общих соображений из текста, написанного по моей просьбе М.А.Ройтбергом (кстати, он мог бы быть очень квалифицированным экспертом: много лет работает в разных форматах - от преподавания в школе до организации красноярских летних школ и т.д. и т.п., являясь при этом состоявшимся и активным ученым).

1. В нашей стране накоплен колоссальный опыт работы с научно и технически одаренными школьниками. Работа ФЦП должна начаться с освоения этого опыта. Такое  освоение включает, в частности,
- «перепись» существующих проектов (как в центре, так и в регионах);
- систематизацию накопленных форм работы; успех отдельных проектов часто определяется уникальными личностями участников, но многое можно и нужно описать и транслировать.

2. На начальном этапе проведения ФЦП средства должны вкладываться только (в основном) в поддержку и развитие уже существующих проектов. Финансирование нового проекта возможно только при ясно сформулированном общественном спросе на этот проект и подтвержденной невозможности удовлетворить этот спрос на базе того, что существует и доказало свою жизнеспособность. Такой консервативный подход не отрицает новаций. Но в педагогике серьезные новации осуществляются уже состоявшимися людьми. и основываются  на уже существующей базе. Опыт последних 20 лет показывает, что гос. поддержку часто получают посредники, объявляющие о проведении «новых» проектов, а не те, кто занимается реальной работой. Этого нужно избежать.

3. Слово «проект» имеет много значений. Оно может обозначать как разовое мероприятие (проведение конкурса), так и многолетнюю деятельность (работу школы, проведение ежегодных олимпиад, учебных лагерей). В качестве проекта (мета-проекта?) может рассматриваться и систематизаторская работа, описанная выше.  В рамках программы могут поддерживаться все типы проектов. Существенно, чтобы во всех случаях заранее были четко обозначены цели проекта, сроки и т.п.

Ïàâåë Óñà÷¸â

Цитата: iefimov от 29.03.2007 06:20
С интересом слежу за вашей дискуссией. Хотелось бы прокоментировать несколько общих положений.
...
2. Начинать вопросы образования нового поколения учёных нужно гораздо раньше - с дет. сада. Пропаганда (реклама) науки - должна быть скоординированной стратегией. Я бы взялся за сбор средств для поощрения научной журналистики. Приз за лучшую научно-популярную статью или передачу в средствах массовой информации. Летние школы для талантливых детей.
...
Да это важно. Но важно также, чтобы было охвачено как можно больше детей, поэтому нужно разработать формы поддержки массовых научно-популяризаторских акций. Нарпимер, разработать "типовой план лекции  :umnik для младшей группы детского сада о перспективах в развитии ядерной физики" :)

sergepolar

Если начинают делать "типовой план", то все пропало.

На самом деле, сейчас уже не надо пытаться за счет государства создать всю цепочку от начала до конца. Во-первых, ясно, что не заработает она. В лучшем случае будет хорошая разовая акция. Во-вторых, какие-то звенья уже благополучно работают. Есть хорошие науч-поп журналы с немаленькими тиражами, есть издательства. Образовательной литературы вообще завал. При этом родители вполне так готовы тратить на это деньги. И тратят.

Свою задачу, как члена КС, я вижу в том, чтобы попытаться разобраться, где есть проблемные места.
Сразу скажу, что ТВ - это настолько отдельный мир, что обсуждать его на серьезном уровне я не готов (и другим не советую без наличия достоверной инфромации о том, как там все на самом деле работает). Готов, т.о., обсуждать научно-популярные книги, сайты, журналы, мультимедиа, публичные лекции, радио, летние школы ....

Крайне вредно, на мой взгляд, будет потратить деньги ФЦП на  что-то в духе: проплатить написание, издание и бесплатную рассылку по библиотекам книг. Или: провести конкурс науч-поп статей, издать их в журнале "Природа" (прошу коллег не обижаться). Это не приведет собственно к решению проблемы. Если в стране  давно проблемы с продовольствием, то надо не субпродукты бесплатно раздавать, а смотреть, почему не работает сельское хозяйство, пищевая промышленность и торговые сети.

 

Ïàâåë Óñà÷¸â

Цитата: sergepolar от 29.03.2007 18:29
Если начинают делать "типовой план", то все пропало.

...
Крайне вредно, на мой взгляд, будет потратить деньги ФЦП на  что-то в духе: проплатить написание, издание и бесплатную рассылку по библиотекам книг. Или: провести конкурс науч-поп статей, издать их в журнале "Природа" (прошу коллег не обижаться). Это не приведет собственно к решению проблемы. Если в стране  давно проблемы с продовольствием, то надо не субпродукты бесплатно раздавать, а смотреть, почему не работает сельское хозяйство, пищевая промышленность и торговые сети.


Полностью согласен, что рассылка для пополнение фондов библиотек и конкурс статей не приведут к решению проблемы. Мое предложение про "план" как раз направлено на создание механизма, облегчающего донесение информации до адресата. Довольно сложно самому подготовить лекцию о науке, да еще и сделать понятной обитателю детского сада. Много проще  взять уже готовую разработку и сыграть по ней пьесу.

sergepolar

Зависит от того, для кого вы собираетесь делать "план". На мой взгляд, бессмысленно писать какие-то планы для "академиков и профессоров" (имею ввиду любых профессиональных ученых). Другое дело - для воспитателей в детских садах.

Хотя, вероятно, что, если нет возможности пригласить внятно рассказывающего человека, то  лучше делать мультимедийные презентации, фильмы и тп.

Но тут есть что обсуждать!