Новости науки. Архив. Апрель 2002.
28.04.02.Песчаные взрывы

Динамика гранулированных материалов (известным примером которых является песок) продолжает оставаться темой многочисленных теоретических и экспериментальных работ. Так, в недавней работе было экспериментально обнаружено новое явление в гранулированных газах -- "взрыв" кластера.

28.04.02. Новый сервис SLAC SPIRES Database

Известная онлайновая база данных статей по физике высоких энергий и смежным дисциплинам SPIRES HEP Literature Database (зеркало SLAC SPIRES в Москве) предоставила новый сервис для пользователей. Теперь можно не "сканировать" взглядом сотни статей по какой-либо теме в поисках одной подробной вводной или обзорной статьи: система сама найдет вам обзорные работы.

27.04.02. Лазерная сквид-микроскопия

Высокотехнологичная промышленность нуждается в высокочувствительных неразрушающих методах контроля качества продукции. В настоящее время появился новый метод, позволяющий тестировать микросхемы и иные полупроводниковые устройства, - лазерная сквид- микроскопия.

26.04.02. Углеродные нанотрубки в борьбе за чистоту окружающей среды

Об использовании углеродных нанотрубок для создания фильтров для питьевой воды мы уже писали. Это, конечно, не единственное возможное "экологическое" применение нанотрубок - американские ученые показали, что нанотрубки могут быть полезны для нейтрализации вредных веществ, образующихся при сжигании мусора.

25.04.02 Новые эффекты сингулярной оптики

Новая, рождающаяся буквально на наших глазах область оптических исследований -- так называемая сингулярная оптика -- уже преподнесла целый ряд красивых и необычных явлений, происходящих в световой волне вблизи оптически сингулярных точек. Одно из этих явлений -- сильное искажение спектра световой волны в окрестности фазовой сингулярности -- было предсказано всего лишь несколько месяцев назад и уже получило экспериментальное подтверждение

25.04.02. Оптическая микроскопия с разрешением порядка 30 нм

Существование дифракционного предела ограничивает возможности оптической микроскопии (и не только). Для повышения разрешения необходимо либо переходить к меньшим длинам волн, либо каким-либо образом "выкручиваться". В недавней работе ученых из Геттингена сообщается о достижении разрешения порядка 30 нм при использовании света с длиной волны 760 нм (подчеркнем, что речь идет не о ближнепольной микроскопии).

24.04.02 Охлаждение мюонного пучка -- рождение аналитической теории

Одним из грандиозных проектов будущего в физике элементарных частиц является создание мюонного коллайдера. Ожидается, что он будет построен не ранее, чем через 10-20 лет, а это означает, что именно сейчас идут наиболее активные разработки его принципиального устройства. Именно в сегодняшних работах проступают общие контуры будущего мюонного коллайдера. Так, в недавней статье, опубликованной в Physical Review Letters, построена аналитическая теория охлаждения мюонного пучка в накопительном кольце коллайдера.

23.04.02 Вдогонку комментарию о кварковой звезде: сенсация отменяется

После нашего вчерашнего комментария по поводу кварковой звезды, в котором выражались сомнения в обоснованности сенсации, были получены отзывы специалистов по нейтронным звездам. Из них, а также из статьи, F. Walter & J.Lattimer, astro-ph/0204199, появившейся 11 апреля, следует, что нет никаких серьезных оснований считать спорный объект RX J185635 кварковой звездой. Это скорее всего обычная изолированная нейтронная звезда.

23.04.02 Отводить астероиды подальше, изменяя их альбедо

Теоретически возможно отклонять небольшие, но опасные астероиды подальше от Земли, изменяя количество отражаемого ими солнечного света. Иные показатели теплоотдачи от космического тела, могут сказаться на параметрах его орбиты благодаря эффекту Ярковского. Этот способ был предложен в очередном выпуске журнала "Science", в статье "Уменьшение астероидной опасности с использованием эффекта Ярковского" ученым-планетологом Джозефом Н. Спитэйлом из Лаборатории Луны и планет Университета Аризоны.

22.04.02 Можно ли обойтись без ускоряющегося расширения Вселенной?

Утверждения, меняющие научную парадигму, безусловно, нуждаются не только в многочисленных и неоспоримых экспериментальных доказательствах, но и в тщательной проверке на предмет возможных альтернативных решений. Последний такой сдвиг парадигмы в астрофизике произошел в последних годах 20-го века: неожиданно для всех выяснилось, что наша Вселенная расширяется с ускорением! И несмотря на то, что новые экспериментальные данные подтверждают предварительные наблюдения, многих продолжает беспокоить вопрос: а правильно ли мы интерпретируем наблюдательные данные? В недавней работе теоретиков из Лос-Аламоса и Стэнфорда продемонстрирована несколько экзотическая, но вполне жизнеспособная альтернатива модели ускоренно расширяющейся Вселенной.

22.04.02.Комментарий к сообщениям об открытии кварковой звезды

На днях многие СМИ (CNN, BBC, ОРТ, НТВ) и Интернет обошло сообщение об открытии кварковой звезды. Слово "кварк" известно широкой публике, поэтому получилась неплохая сенсация. В соответствии с журналистской практикой, все вопросительные знаки, сомнения и альтернативы, содержащиеся в оригинальных работах были опущены. Попробуем кратко сформулировать суть в том виде, как это следует из оригинальных работ: Сделаны измерения рентгеновского спектра ранее известной нейтронной звезды и оценки расстояния до нее. Исходя из оценок температуры, светимости и расстояния до объекта, следует, что его радиус не более 8 километров, в то время, как нейтронная звезда, согласно существующим теоретическим оценкам уравнения состояния вещества при огромных давлениях и плотностях, не может иметь радиус меньше 10 км. Меньший радиус возможен, если внутренности нейтронной звезды переходят в кварковое состояние, т.е. нейтроны объединяются в газ кварков и глюонов. Однако, заключение о радиусе объекта пока вызывает вопросы.

21.04.02. Конфликт вокруг сайта Практическая молекулярная биология.

В конфликте, развернувшемся на прошлой неделе вокруг сайта Практическая молекулярная биология , как в капле воды, отразились проблемы даже не столько российского научного интернета, сколько всего научного сообщества.

18.04.02. Лучше титана может быть специально обработанный титан.

Благодаря высокой биосовместимости и отсутствию вредных легирующих добавок, титан технической чистоты широко применяется в качестве имплантируемого материала, длительно работающего в живом организме. Однако для того, чтобы стать идеальным имплантантом, титану не хватает механической прочности. Специалисты из Томска нашли способ увеличить прочность материала.

17.04.02. "Умная" ловушка для атомов.

Внимательно и чутко можно относиться не только к человеку, но и к атому. Немецкие ученые создали ловушку для отдельных атомов, которая отслеживает движение атома и подстраивается под него так, чтобы как можно дольше удержать атом.

16.04.02. Иногда стоит поддержать отечественного производителя.

Одним из самых больных мест нашей науки является вопрос с обеспечением современным оборудованием. Зарубежное стоит дорого, а более дешевого отечественного либо не существует вообще, либо качество его весьма невысокое. Тем приятнее сообщать об успехах отечественного научного приборостроения.

16.04.02. Литография с использованием вакуумного ультрафиолета.

В марте проведены первые успешные опыты по фотолитографии с использованием дальнего ультрафиолета. Значение этого события трудно переоценить: оно закладывает основы для развития микроэлектроники в ближайшие десятилетия.

13.04.02. Ферми-газ и сверхтекучесть.

Цель, к которой стремятся в настоящее время многие исследовательские группы, - наблюдение сверхтекучести в вырожденном ферми-газе, что позволило бы изучать на примере такой "модельной системы" явление сверхпроводимости. Недавно вышедшие работы американских ученых показывают, что эта цель скоро может быть достигнута.

11.04.02.Астероиды изменили облик Земли около 3,9 миллиарда лет назад.

Бомбардировка, которая изменила облик Земли и внутренних планет солнечной системы 3,9 миллиарда лет назад, была произведена астероидами. Она была настолько интенсивной, что разрушила более древние породы на Земле.

10.04.02 Двойной безнейтринный бета-распад: кажется, поспешили...

Недавно вышел е-принт hep-ph/0201231, где заявляется, что найдено свидетельство существования двойного безнейтринного бета-распада. Авторы относятся к довольно большой коллаборации Гейдельберг-Москва. Основная группа московской части коллаборации работает в ИАЭ им. Курчатова и возглавляется Спартаком Беляевым. Обычно, важные результаты, признаваемые всей коллаборацией, всей коллаборацией и подписываются. В данном случае стоит всего четыре подписи, что скорее всего говорит об отсутствии консенсуса у авторов эксперимента.

08.04.02. Тесные пары квазаров – эффект гравитационных линз или истинная двойственность?

Сразу после обнаружения в 1979 г. первой тесной пары квазаров (QSO = quasi stellar objects) встал вопрос о природе этого феномена. Долго считалось, что большинство пар квазаров - кажущиеся, созданные эффектом гравитационного линзирования. В последнее время находят все больше истинных, физических пар квазаров.

06.04.02. В 2880 году может произойти столкновение Земли с крупным астероидом.

К такому выводу пришли американские астрономы в результате наблюдения за объектом 1950DA, который после 50-летнего отсутствия вновь был обнаружен на звездном небе в последние дни минувшего столетия.

04.04.02. Фуллерены и нанотрубки повышают износостойкость материалов.

Мы чаще пишем о "нанотехнологических" применениях фуллеренов и углеродных нанотрубок. Но фуллерены, нанотрубки и другие углеродные наноструктуры становятся все более привычными и доступными материалами и для "обычных" областей. Так, они уже используются в качестве упрочняющих наполнителей для новых композиционных материалах.

03.04.02. Может ли быть полезен российской науке японский опыт?

Вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы сохранить научный потенциал России и содействовать развитию нашей науки, стоит очень остро. В поисках ответа небезынтересно посмотреть на опыт высокоразвитых стран, таких, как Япония. В Японии уделяют значительное внимание не только непосредственно увеличению экономической отдачи от научных исследований, но и стимулированию контактов внутри научного сообщества, а также популяризации науки.

02.04.02. Лазер в форме ... микрошестеренки.

Миниатюрные лазеры нужны во множестве областей, в особенности в системах оптоволоконной связи. Стремление к повышению эффективности работы таких устройств приводит иногда к внешне достаточно забавным результатам. Так, японские ученые изготовили лазер в форме микрошестеренки.

01.04.02. Сигнал может распространяться со сверхсветовой скоростью

Может ли сигнал распространяться со скоростью больше скорости света? Так и хочется заученно ответить - нет, скорость распространения сигнала не может превышать скорости света в вакууме. Однако, как показывают эксперименты ученых из Мэрилендского университета, при определенных условиях можно обойти это вроде бы фундаментальное ограничение.