23.10.02. Новости биологии: коротко о самом интересном.

Еженедельное обозрение Сергея Григоровича.

Опасные связи.
Очерк о первом наглядном свидетельстве "горизонтальной эволюции" опубликован на прошлой неделе на сайте Nature Science Update. В отличие от "вертикальной", идущей от родителей к потомкам внутри данного вида, "горизонтальная" эволюция подразумевает передачу генетического материала между двумя отдельными видами.

О возможности такого сценария говорят давно, но только теперь появилось экспериментальное подтверждение этой теории. Исследователи из Токийского университета обнаружили несколько генов бактерии Wolbachia встроенными в геном жука, на котором паразитирует бактерия. Судить о "сроке давности" столь необычного переноса генов невозможно, это могло произойти как неделю, так и миллионы лет назад. Также доподлинно неизвестно, являются ли данные гены активными в клетках нового хозяина. Ясно одно - возможность "горизонтального" переноса генов, если таковая полностью подтвердится, сможет помочь не только в понимании законов эволюционной биологии, но также заставит еще более настороженно относиться к модификациям генов сельскохозяйственных растений и животных.
Оригинал новости (англ. яз.)

Новая оценка выживаемости при раке более оптимистична.
Новый метод оценки продолжительности жизни больных после лечения онкологических заболеваний показывает, что рак, хотя и медленно, сдает свои позиции. Метод анализа данных, названный "периодическим" (в отличие от применявшегося ранее анализа по "когортам"), позволил внести существенные коррективы в структуру выживаемости при различных онкопатологиях. Анализ с помощью данного метода дает возможность учета улучшений в лечении, достигнутых к настоящему времени.

Теперь распределение средней выживаемости по всем раковым заболеваниям выглядит следующим образом: 63% больных проживут не менее 5 лет, 57% - 10 лет, 53% - 15 лет и 51% от общего числа имеют реальный шанс прожить более чем 20 лет. Это соответствует увеличению показателей, базировавшихся на анализе по "когортам", соответственно на 1, 7, 11 и 11 процентов. Данные исследования и принцип нового метода анализа опубликованы во влиятельном журнале "The Lancet".

Сила мысли.
Португальские ученые обнаружили, что для зачатия ребенка важно, хочет этого потенциальный отец или нет. Оказалось, что желание иметь детей повышает уровень тестостерона - одного из основных половых гормонов - в крови у мужчин, что, в свою очередь, приводит к усилению продукции сперматозоидов. Таким образом, теперь можно говорить не только о "силе" мысли, но также о ее весе, росте и объеме грудной клетки.

Опять "не повезло" женатым - у них уровень тестостерона оказался пониженным по сравнению с холостяками. Особенно эта разность чувствуется в семьях, где уже есть дети. Отцы устали от "цветов жизни"?

Безумные гены.
Считается, что каждый сотый человек имеет тот или иной признак шизофрении. На этапе клинических проявлений заболевание характеризуется устойчивыми нарушениями психической активности, в основе которого лежат патологические изменения передачи нервных импульсов.

Долгое время оставалось неясным, какие генетические изменения могут лежать в основе наблюдаемых симптомов. Недавно показано, что передающиеся по наследству мутации определенных генов в 8, 22 и 23 хромосомах необходимы для развития тяжелых наследственных форм данного заболевания.

В то же время, шизофрения не является врожденным заболеванием. Для того, чтобы действие соответствующих генов проявилось, необходимы дополнительные социально-психологические факторы, одним из которых является плохие отношения в семье. Это было подтверждено на примерах однояйцевых близнецов, где показано, что в случае заболевания одного из близнецов, второй имеет 50 - 70 - процентную вероятность остаться здоровым. Таким образом, шизофрению формирует социальная среда на фоне неблагоприятной наследственности.
Оригинал новости

Агрессивные и нелюдимые рискуют своим сердцем.
На бытовом уровне давно существуют наблюдения, что злобные, "желчные" люди проявляют повышенную склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям. А все, кому за 40, время от времени могут почувствовать эту закономерность на собственном опыте: валокордин гораздо чаще требуется во время скандалов и истерик.

Ученые стараются разгадать физиологическую природу данной взаимосвязи. Пока кажется наиболее вероятным, что агрессивные и нетерпимые люди страдают повышенной возбудимостью симпатической нервной системы - одной из регуляторных структур, отвечающих за подготовку организма к ответу на стрессовую ситуацию.

Постоянная неоправданная стимуляция этой системы и приводит к сужению сосудов, повышению давления и, в итоге, к большему риску умереть от внезапного сердечного приступа. Как агрессивность, так и депрессии, хроническое беспокойство и ощущение социальной изолированности являются стрессовыми факторами, способными перевозбудить симпатическую нервную систему. Интересно, что интенсивные физические упражнения и сексуальная активность оказывают похожее (т.е. неблагоприятное для кровеносной системы) действие. Поэтому "осваивать" физические нагрузки необходимо постепенно.

Частая же умеренная физическая активность косвенно снижает активность симпатической системы, так как способствует уменьшению массы тела, ослаблению беспокойства и депрессии, а также повышает восприимчивость организма к инсулину. Среди других "полезных" факторов: укрепление социальных связей, вступление в брак, участие в религиозных церемониях, покупка собаки и уход за ней.
Оригинал новости