![]() |
||
Новости науки | ||
14.06.02. 100 кВт ВТСП электродвигатель успешно прошел первые испытания в МАИ | ||
Полгода назад мы писали о том, что в России проведено успешное испытание
первой секции двигателя мощностью 100 кВт
на основе объемных высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП). И вот новый успех.
В конце апреля этого года в Московском Авиационном Институте (МАИ) прошли
первые испытания 100 кВт ВТСП-электродвигателя. Реактивный электродвигатель
разработан, изготовлен и успешно испытан в рамках работы МАИ по направлению
“Конденсированные среды” (контракт “Управляемая сверхпроводимость”) при
поддержке Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также ряда
других российских и международных проектов. Для выполнения проекта образована
российско-германская кооперация, включающая МАИ (Москва), ВНИИНМ (Москва), ВЭИ
(Москва), ИФТТ РАН (Черноголовка) и НИИЭМ (Истра) с российской стороны и IPHT
(Йена), Oswald Elektromotoren GmbH (Мильтенберг), IFW (Дрезден), IEH
(Штутгарт), ZFW GmbH (Гёттинген) и Университет Гёттингена с германской стороны.
Теоретически и экспериментально показано, что использование объемных ВТСП
элементов в роторах электрических машин позволяет существенно снизить
металлоемкость единичного агрегата (в 2 - 4 раза), увеличить (в 1.5 - 2 раза)
выходную мощность и, соответственно, снизить затраты, связанные с производством
и эксплуатацией новых типов электрических машин. Различные серии таких ВТСП
двигателей мощностью до 25 кВт были разработаны на предыдущих этапах работы (их
можно увидеть на сайте бюллетеня ПерсТ
в разделе “Российские сверхпроводниковые разработки”).
Внешний вид двигателя на экспериментальном стенде приведен на рисунке. 100
кВт ВТСП-двигатель имеет горизонтальное исполнение с общим криостатом для
статора и ротора. Ротор двигателя состоит из чередующихся ВТСП и стальных
пластин, что обеспечивает высокую магнитную анизотропию по его осям. Испытания
проводились в среде жидкого азота. Результаты испытаний двигателя с
ВТСП-ротором, проведенные в среде жидкого азота показали, что использование
ВТСП материалов в конструкции ротора дает 35% увеличение мощности, КПД
двигателя - 90 %.
Источник информации - бюллетень ПерсТ, выпуск 11 за 2002 г.
| ||
|