Scientific.ru
Новости науки
22.04.04. Изобразительному искусству исполнилось триста веков.

Три маленькие фигурки, вырезанные из мамонтовой кости, могут вместе свободно поместиться в спичечный коробок. Археологи из группы проф. Николаса Конарта (Тюбингенский университет) обнаружили их в отложениях, относящихся к началу верхнего палеолита, в пещере Hohle Fels (Полые Скалы) в Юрских горах на юго-западе Германии (Швабия). Возможно, это самые ранние известные нам образцы доисторического изобразительного искусства -- им более 30 тысяч лет.

  man-lion.jpg
Человек-лев и цапля
 

Одна из фигурок изображает голову лошади или другого подобного животного (может быть, даже медведя). Вторая -- цаплю, утку или иную водоплавающую птицу. Третье изображение, совмещая черты человека и кошки, напоминает собой обнаруженную в 1939 году в соседней долине фигурку человека- льва, которая была отнесена примерно к тому же промежутку времени -- к культуре нижнего ориньяка (название восходит к пещере Ориньяк во Франции). Все фигурки выполнены с большой тщательностью, можно различить глаза, ноздри, а у птицы - даже оперение.

Зачем древним художникам (скорее всего, кроманьонцам, но, может быть, и неандертальцам -- полной уверенности тут пока нет) понадобилось трудиться над вырезанием этих безделушек? Точнее, почему их вдохновили именно эти образы? Вряд ли здесь изображены объекты охоты, особенно если речь идет о фантастических человеко-кошках. Одна из точек зрения -- люди находились под впечатлением силы и агрессивности животных и, создавая изображения зверей (или придавая своим соплеменникам черты льва или барса), надеялись обрести эти качества. Однако фигурка птицы, существа слабого, -- аргумент против такой интерпретации. Другие исследователи считают появление в позднем палеолите подобных изображений признаком возникновения у человека примитивных религиозных представлений. Эта точка зрения подкрепляется тем, что амулеты в форме водоплавающих птиц характерны для многих форм шаманизма -- ведь утка или лебедь, ныряя, как бы совершает переход между двумя мирами. А фигурки человеко-львов либо являются тотемами, изображающими предка племени, либо символизируют перевоплощение человеческой души в форму животного.

  horse.jpg
Голова лошади
 

Вывод о том, что охотники древней Европы уже 30 тысячелетий назад имели некоторое представление о «феноменологии духа», возможно, является преждевременным. Шаманские культы кажутся характерной чертой примитивных народов, однако мы просто склонны за давностью лет недооценивать тот скачок в эволюции человечества, который связан с «изобретением» религии, пусть даже в самой архаичной ее форме. Если вдуматься, лишь весьма продвинутое сообщество могло дойти до идеи об относительной независимости духа и тела и о возможности существования чего- то недоступного непосредственному восприятию. Большую часть времени человечество вполне обходилось без таких «странных идей», занимаясь более приземленными проблемами. Что возникло раньше, искусство или религия? Вопрос остается открытым.

Итак, пока трудно сказать, были ли фигурки из пещер Юры шаманскими амулетами. Что несомненно, так это высокое мастерство, с которым они выполнены. А ведь эти статуэтки (вместе с еще полутора десятками фигурок, найденных в окрестностях начиная с 1931 года) являются реальными претендентами на роль самых древних произведений изобразительного искусства. Примерно к тому же времени относятся росписи в пещерах Фумане (Сев. Италия), Кандамо (Испания) и нескольких пещерах на юго- западе Франции, а также несколько скульптурных изображений. Все эти образцы палеолитического искусства трудно назвать примитивными поделками. Самый впечатляющий пример -- знаменитая «галерея» в пещере Шове в южной Франции, открытая в 1994 году (правда, в последнее время появляются сомнения в корректности радиоуглеродной датировки этих изображений, которая дает возраст в 32 тысячелетия, -- уж слишком «современным» кажется стиль древних художников). Существуют и более ранние образцы художественного творчества, но они представляют собой абстрактные или схематические изображения (например, орнаменты). Внезапный расцвет «палеолитического реализма» примерно 31-33 тысячелетия назад представляется удивительным -- как будто развитие художественных навыков и умения не потребовало никакого времени. Конечно, более поздние периоды палеолита (граветт, мадлен) принесли с собой и некоторое усложнение художественной техники, возникли новые стили (например, знаменитые «палеолитические Венеры», которых находят по всей Европе, от Португалии до Урала), но этот прогресс кажется весьма медленным по сравнению с «культурной революцией» в начале верхнего палеолита. Без преувеличения можно сказать, что изобразительное искусство родилось именно тогда.
  chauvet.jpg
Росписи из пещеры Шове
 

Как уже отмечалось, ещё нет окончательной уверенности в том, какой из видов человека разумного «отвечает» за культуру ориньяк. Однако если предположить, что ими были кроманьонцы (т.е. современный вид Homo s. sapiens), то, как считает Н. Конард, находки в Швабии позволяют судить о путях миграции людей в ту эпоху. «Ориньякцы», по-видимому, проникли в Европу к северу от Альп (в то время почти незаселенную область) после относительного смягчения климата в 38 тысячелетии. Люди двигались с юга по «Дунайскому коридору», используя замерзший Дунай как удобную дорогу. Другая волна мигрантов шла вдоль средиземноморского побережья, огибая Альпы с юга. Видимо, именно эта широкая миграция, вызванная климатическими изменениями, и привела к быстрому распространению по Европе культурных новаций.

Conard, N. J. Palaeolithic ivory sculptures from southwestern Germany and the origins of figurative art. Nature, 426, 830 -- 832 (2003).

В.Кобычев

Обсудить на форуме


На главную страницу