Евгений Онищенко

Первая страница
Вторая страница
Наследники 
- эпико-ироническое повествование -

      В окруженной морем джунглей деревеньке Нихонзай жил народ трудолюбивый, 
 добродушый и веселый. Уважали все премного дедушку Ту Тхетуая, что из рода 
 Тара-Тара: он принес культуру риса, побывав в краях далеких. Мудрый 
 справедливый старец дивно был могуч и статен, долголетьем и здоровьем 
 удивлял он всю округу. Но свое берет природа, и его сомкнулись веки, 
 обрубив сплетенье взглядов и призвав могильный холод. Так закончились 
 старые добрые времена. 
      Умирая, старик обратился к сыновьям: "Сейте больше риса!" Те восприняли 
 последнюю волю отца с подобающей покорностью и рьяно взялись за ее 
 исполнение. И вскоре все свободные пространства покрылись рисовыми полями. 
 Но краток век человеческий, потому Ти Туан, Тань Тхао и Тики Таи 
 завещали своему многочисленному (и весьма прожорливому) потомству: "Сейте 
 больше риса!" Мудрость отцов - основа кроманьонского общества, посему 
 сыновья сыновей усердствовали еще сильнее. 
      Прошли годы, и все соседние селения попали под власть рода Тара-Тара. 
 Рисоводство расцветало. Сменялись поколения, рис победоносно шагал по 
 стране Нехтуо; заполонив благодатный край, он излился за его пределы и 
 зазеленел под ногами подвешенных за ребра противников Нехтуо из стран 
 Таирси, Рамаити и Куагилава. Но дальнейшему нашествию преградили дорогу 
 моря, хребты и пустыни, где злонамеренный злак расти не желал. Тогда взялись 
 за внутренние резервы. Поэты воспевали прелести лесных рисовых полян до тех 
 пор, пока очередной правитель не задумался над вопросом, а зачем, 
 собственно, нужен лес. И на смену диким джунглям пришли рисовые. 
      Повышалась агрокультура, росло количество растений на квадратный метр. 
 Дети засыпали под заунывную колыбельную матери, поющей о заветах дедушки Ту 
 Тхетуая. Лучи восходящего солнца освещали овеянные легендой слова "сейте 
 больше риса". К власти пришел Куань Ти Таргело - большего рисолюба не носила 
 еще земля, - его правление ознаменовалось поразительным открытием: сколько 
 же неиспользованного места на улицах и площадях деревень и городов. И 
 зазеленели улицы, площади и крыши. В это же достославное время 
 нехтуотаирсирамаитикуа-гилавцы одержали полную победу над пернатым врагом, 
 покушавшимся на часть традиционного рисового пирога с рисом. Память о 
 крылатых извергах долго еще жила в сказаниях о героической борьбе 
 нехтуотаирсирамаитикуагилавского народа. В последующие века выросла и 
 окрепла каста Насекомодавов - Жрецов-Хранителей Рисового Семени. И измельчал 
 былинный враг, и обрушила свои удары судьба на букашек-таракашек. В конце 
 концов Жрецы-Хранители Рисового Семени обрели такое могущество, что низвели 
 гордых правителей из рода Тара-Тара до уровня глашатаев своей воли, а потом 
 и вовсе отстранили от власти. Их стараниями вошлов обиход новое - 
 универсальное - наказание: ослушников и преступников стали варить и 
 фаршировать рисом. Блистательный Вождь Сунник Лавахабр, Верховный 
 Жрец-Хранитель Рисового Семени и Покровитель Земли Дающей и Плодоносящей, 
 прогуливаясь по дворцовой Рисовой Аллее и творчески обдумывая Завещание 
 Глашатая Неба Ту Тхетуая, внезапно осознал бесполезность и 
 нефункциональность дворцов, хижин, жилищ и иных построек. И не стало в 
 Благословенной, Осиянной Солнцем Стране Рисового Семени дворцов, хижин, 
 жилищ и иных построек. 
      В то же время миру было явлено высшее достижение селекционеров-рисоводов - 
 подземное дерево Маркур-Гур. Корни-ветви Маркур-Гура уходили в землю на 
 глубину до тридцати танов (1 тан = 30 сантиметрам). Через несколько лет 
 после посадки мельчайшие волосинки-листья корней отмирали, "ствол" 
 покрывался эластичной водонепроницаемой пленкой и растение давало плод: 
 несколько десятков квадратных танов как бы мха, пропитанного илом, - 
 замечательного удобрения. Тогда рисоводы выкапывали совершенно сухое 
 дерево - и в Поле никогда не было проблем с дровами. 
      Мелькающие в бескрайних полях бритые макушки Жрецов-Хранителей Рисового 
 Семени приятно разнообразили пейзаж; речи их о счастьи жизни свободного 
 рисовода под открытым небом Солнца, Дарящего Жизнь Рисовому Семени, радовали 
 слух работящих жителей Государства Исполнившихся Грез. Меж тем находились и 
 такие выродки, что отправлялись за Пределы Рисового Поля (якобы для поиска 
 новых посевных площадей) в горы, пустыни и даже в моря. И один из них 
 обнаружил во льдах хребта, стремящего к небу вершины Малой, Средней и 
 Большой Рисовых Гор, прекрасно сохранившиеся останки предка-нехтуойца. С 
 дуру - или с перепугу, что никак не облегчает вины - он, да будет его имя 
 засыпано пеплом истории, принял огромную мумию за тело сохраненного волей 
 Бога-Солнца, Дарящего Жизнь Рисовому Семени, Глашатая Неба Ту Тхетуая. 
 Известие о находке на крыльях молвы облетело шелестяще-волнующееся Поле. 
 Праправнук Сунника Лавахабра, Сирдон Ликуэкайбр, Сын Вод, Озаренных Солнцем, 
 соизволил приказать устраивать паломничества к Святому Месту, хоть и 
 подивился немало: легенды умалчивали об уходе Ту Тхетуая в горы. И десятки 
 тысяч рисоводов взбирались на головокружительную высоту, дабы лицезреть мощи 
 Глашатая Неба, а те, и вправду сказать, были величественны: даже наиболее 
 могучие из рисоводов выглядели хлипкими тенями тела Ту Тхетуая. Но однажды 
 тянущаяся по тропе вереница Ищущих Счастья Узреть Мощи наткнулась на целое 
 лежбище замороженных нехтуойцев, не уступавших размерами страшно сказать 
 чему. В отдельных головах зародились нездоровые мысли о вырождении жителей 
 Поля. 
      Съев очередного отщепенца, Сагрик Ларментх порешил запретить паломничество, 
 образование и науки. И было так. Однако тлетворное влияние последних все же 
 сказывалось: эпидемии косили ряды рисоводов, урожаи падали год от года, меж 
 стеблями Риса коварно произростало скрытое недовольство. Жрецам-Хранителям 
 Рисового Семени пришлось взять на себя тягостную обязанность - искоренять 
 крамолу, за что злые языки прибавили к благородному имени Насекомодавов 
 грязную кличку Трупоеды. Ввиду возросшего числа больших (рисоводы) и малых 
 (насекомые) вредителей, Жрецы-Хранители чрезвычайно размножились. Увеличение 
 количества перешло по выведенному ученым-рисоводом в эпоху до запрета наук 
 закону в качество: родилась мысль как исправить положение. И поднялись 
 запахи фаршированных жертв, которыми (запахами) Жрецы-Хранители пытались 
 умилостивить Бога-Солнце. 
      К хребту, вздымающему к небу вершины вершины Малой, Средней и Большой 
 Рисовых Гор, подошли непобедимые полки Авбала Гермика, покорившего страны 
 Ольмия, Чуэруэнь, Криссакс, Арайя и прочих без счету. И прослышал 
 Непобедимый, Повергающий в Ужас Взмахом Меча, о чудесной стране Нехтуо, 
 скрывающейся за горами, стране прекрасных дворцов, мужественных воинов и 
 красавиц. И возгорел желанием захватить этот благословенный край несметных 
 богатств. Гермик повелел пополнить запасы провианта, а пока войска отдыхали 
 и набирались новых сил, разослал повсюду разведчиков. Они рыскали, 
 карабкались, высматривали и, наконец, обнаружили в долине реки Чже, что 
 неподалеку от Природных Пределов, несколько поселений рамаитцев, таирсийцев 
 и куагилавцев, бежавших некогда от преследований нехтуойцев-рисоводов. 
 Непобедимый услышал о пророчестве Май Юаня, гласив-шем: "Воин или человек, 
 пройдя Природные Пределы, с нуждою обручится и несчастьем, торговец 
 разорится и умрет до срока, скитальцем бесприютным обернется путник, монах 
 свою утратит святость и покой, трудом приобретенный, а полководец потеряет 
 войско, честь свою в бою оставив; погибели избегнуть иль лишений никто не 
 сможет, перейдя Пределы." Надменный воитель долго смеялся: ему ли, любимцу 
 фортуны и спутнику успеха, бояться пустых слов?! Потомков же эмигрантов 
 Гермик взял с собой, пообещав, что они вернутся на родину хозяевами. 
      Наконец, подготовка завершилась, воины с нетерпением ожидали команды, тогда 
 Непобедимый обратился к ним: "Ватхи! Перед нами лежит жемчужина вселенной - 
 Нехтуо, ее сокровищницы ломятся от золота и алмазов, а воинства неисчислимы 
 и грозны, но нам ли, повелителям мира, любимцам Победы, сомневаться в 
 успехе?! Назовет ли кто всех царей, склонивших головы перед нашими мечами? 
 Иные враги были слабы и ничтожны, иные - сильны и могучи, где они теперь?! 
 Йогей, ватхи! Нас ждет роскошная добыча, идите и берите, берите все: земли, 
 драгоценности, женщин, ибо они - ваши! Так пусть вас пьянит ярость битвы и 
 кровь поверженных врагов, вы будете как боги! Павшие возвеселятся в объятьях 
 небесных дев; мы будем пить вино и танцевать, отбрасывая кубки, ибо так 
 ведут себя покорители вселенной! Йогей, ватхи, вперед!" Поход начался, и 
 преодолели войска Гермика хребет, неодолимым заслоном ставший для 
 поклонников рисового семени. Изнуренные воины увидели бескрайнее рисовое 
 поле задолго до подхода к нему. В пяти часах пути до зеленого океана дозору 
 гвэриватха Гиргука Румкарана попался на глаза голый тщедушный карлик крайне 
 неприятного вида, что-то пронзительно лепетавший и испуганно кланявшийся. 
 Солдаты не могли его понять и убили. 
      Через день кони Гермика ступали по Полю, поглотившему чудесную страну 
 Нехтуо. Сколько ни вглядывались уставшие люди вдаль, они не видели ничего, 
 кроме зеленеющих побегов и брошенной в спешке убогой утвари. Вскоре 
 появилась делегация рисоводов, поведшая полки к своему крупному стойбищу. 
 Воины с изумлением и недоумением оглядывались вокруг: сокровищ и богатств не 
 наблюдалось, а местные женщины не только не вызывали желания хватать, тащить 
 и впоследствии угонять, а, скорее, совсем наоборот. Радушные жители Поля 
 приветствовали полководца и приглашали отведать местных кушаний, Непобедимый 
 слез с коня и получил традиционный рисовый пирог с рисом, принесли и мяса... 
 Поняв, чем его угощают, Гермик пришел в ярость и приказал порубить "...всех 
 этих отвратительных тварей." 
      Той же ночью солдаты взбунтовались; Непобедимый с семью десятками 
 гвэриватхов бежал из ирреальности Поля. Первые лучи солнца осветили равнину, 
 но бой продолжался с упорством и жестокостью беспредельного отчаяния. 
 Уничтожая гвардию властелина, ватхи бились со вчерашней гордостью воинства; 
 многие гибли от жары и жажды, раненые пытались и не могли встать. Лишь когда 
 солнце зашло во второй раз, руки с мечами опустились; люди падали от 
 усталости там, где стояли. Тогда появились прятавшиеся неподалеку 
 рисоводы... 
      Жрецы-Хранители принялись праздновать викторию, специально обученные 
 Насекомодавы сочли убитых и обнаружили, что один рисовод идет в бою за 
 пятьдесят три солдата Гермика. На Рис, Дающий Силу и Низвергающий 
 Супостатов, обрушились невиданные даже для Эпохи Великого Тысячелетнего 
 Расцвета и Благоденствия славословия, смыв заодно и иных нежелательных 
 свидетелей. Надобно заметить, что основным занятием жителей Поля той поры 
 было процветание, очень любили они благоденствовать, кто этого не знает?! 
 Верховный Сигрик Лирвантх, вспомнив предания старины глубокой о победах 
 нехтуойцев, подумал: "А ведь рисоводы, превзошедши предков в доблести, могут 
 отправиться к последнему Рисовому Океану, хребты и пустыни уже не преграда 
 им." Собрав под сплетенные из рисовых стеблей знамена сто тысяч рисоводов, 
 вооруженных дубинками из Маркур-Гура и каменными ножами, он двинулся в 
 пустыню Соленого Риса. Четыре раза тьма спустилась на землю... Нового 
 Верховного Жреца-Хранителя Рисового Семени и прочая, и прочая, и прочая, 
 звали Миагард Ерлиск. 
      Меж младших Насекомодавов ширилось возмущение: основная тяжесть лежит на их 
 плечах, а положение все ухудшается и просвета не видно, Старшие же 
 (Опоясанные) с прислужниками живут припеваючи, все меньше времени уделяя 
 борьбе с букашками. Относительно же Высших (Одетых) можно сказать лишь, что 
 их прозвали Кровопийцами за обычай пить по кружке рабочей крови с утра. 
 Высшие давили насекомых раз в год, во время театрализованной церемонии 
 Решающей Битвы за Рис. Если уж - в кои-то веки! - Младшим и перепадало 
 жертвенное мясо, то столь жесткое и невкусное, что дальше горла не шло. В 
 низших слоях Жрецов-Хранителей потому бродили смутные мысли: так жить 
 нельзя, нужно что-то менять. Иные даже весьма открыто выражали недовольство. 
 Пришлось Опоясанным есть больше собратьев-жрецов, чем простых рисоводов. 
 Дошло до того, что некоторые Хранители совсем позабыли вкус риса и среди 
 элиты поедание традиционного рисового пирога с рисом считалось 
 экстравагантной выходкой. Вдобавок вредители и болезни наносили все больший 
 урон, поэтому над Полем непрерывно висел дым костров. Бог-Солнце не знал 
 запахов иных, нежели запах жертв из Страны Благословенной, Осиянной. 
      Бой барабанов в предрассветный час возвестил о начале очередного дня, но не 
 спешили рисоводы начинать работу: кто же не знает о Великом Празднике 
 Солнца, Дарящего Жизнь Рисовому Семени. И вот в такой-то день сквозь пышную 
 процессию Одетых и Опоясанных к носилкам Верховного Мина Ельпина неведомым 
 образом просочились девять Младших жрецов и, волнуясь, обратились к 
 Блистательному Вождю: "О Сын Солнца, внемли нам! Голод и болезни 
 свирепствуют по стране, посевы губятся на корню полчищами вредителей и конца 
 этому нет. Горе народное так велико, что глаза выплакали все слезы и не 
 рождают больше слез, души каменеют и нет больше живых душ. Не распрямляются 
 согнутые спины рисоводов с восхода до высокой луны; родившиеся только 
 младенцы подобны дряхлым старцам и не достает им силы жить, а лишь медленно 
 умирать. Смерть же сочится из глаз Опоясанных..." Тут Мин Ельпин прервал 
 речь возгласом: "Читал я вас!" (После запрета наук это считалось страшным 
 ругательством, хуже было лишь "в гробу я вас читал".) Носилки двинулись 
 дальше, неподалеку развели еще один костер. 
      Вождь Микдур Ергадар, приняв с утра кровавый душ, почувствовал 
 необходимость что-то изменить и приказал доложить ему "...как живет Поле." 
 Вскоре на холм перед Верховным легли глинянные таблички, испещренные 
 клинописью послекультурной Эпохи Расцвета. Блистательный Вождь узнал, что 
 число жителей уменьшилось на две трети по сравнению с временами Ту Тхетуая, 
 а семь десятых Поля заняты Гнилыми Соляными Болотами, одно семя родит нынче 
 вдвое меньше, нежели на поле Глашатая Неба. Редкий рисовод доживает до 
 тридцати лет, жрецы же живут лет на десять больше; Насекомодав в среднем на 
 кунь-полтора тяжелее рисовода и на полтаня выше (1 кунь = 10 килограмм). 
 Более того, Хранители и остальные жители Поля даже умирают от разных 
 болезней. Ергадар задумался о божественном происхождении Жрецов-Хранителей и 
 умер через два года. Его преемник проявил невиданную доселе заботу о 
 поголовье рисоводов, отчего численность последних даже чуть возросла. 
 Впрочем, ненадолго. 
      Среди Младших широко распространилось учение Тонь-Туня, часть Опоясанных 
 также стала его приверженцами. Тонь-Тунь говорил: "Бог-Солнце - кровожадный 
 бог Высших Жрецов, тиранящий Землю и рисоводов. Истинный же милостивый 
 повелитель - Бог дерева Маркур-Гур. Отвергните кровавую веру Высших и 
 обратитесь к любящему Господину! Услышит Он мольбы и даст силы питомцам 
 своим, тогда родится Великий Гнев и сметет власть Одетых и Опоясанных, 
 кончится владычество ненавистного Бога-Солнца, освободится Мать-Земля и 
 прорастут деревья Маркур-Гура ветвями вверх, давая плодов всяческих в 
 изобилии. Воцарятся тогда счастие, довольство и благость во человецах, и 
 будут люди аки дети радоваться и вкушать плодов тех без счета. И восхотят 
 бессмертия, и будет так." 
      При Ань Яне, наместнике Господина, ученике учеников Тонь-Туня, гурцы - так 
 именовали себя приверженцы учения - окрепли и не было им числа. Тогда сказал 
 Ань Янь: "Настал день, обратите взор к сердцу своему и слушайте, как из 
 тишины и скорби рождается Огонь, что пожрет тьму и затмит солнце. Завтра, во 
 время театрализованной церемонии Решающей Битвы за Рис, готовьтесь к 
 Празднику Гнева." В самый разгар торжества гурцы, выхватив спрятанные 
 дубинки и каменные ножи, бросились избивать Одетых и Опоясанных. Рисоводы 
 смотрели на завязавшуюся битву с обычной туповатой пришибленностью, 
 казалось, они не понимают, что происходит и происходит ли что-нибудь вообще. 
      Особо стойко держалась группа Старших Жрецов, пытавшихся защитить Сына 
 Солнца. Гурцы с победными криками разбивали головы раненым; смяв, наконец, 
 охрану, они опрокинули носилки Высочайшего. Когда рисоводы увидели падение 
 Блистательного Вождя, то внезапно, молча, всей толпой, кинулись на жрецов. 
 Хватая жезлы, дубинки, подбирая ножи, осколки глинянной посуды, они 
 принялись давить, душить, топтать, резать всех Насекомодавов без разбора, 
 перегрызая горло, выцарапывая глаза, вознося с ликующим ревом к небу 
 окровавленные руки. Жители Поля кромсали, рвали на куски, уничтожали, 
 уничтожали, уничтожали... 
      Вскоре все было кончено. Слепая ярость иссякла и движение постепенно 
 замирало, рисоводы опускали руки и вжимали головы в плечи. Тогда появился 
 отряд Опоясанных во главе с Высшим Инь Чжонем, сверкая железным оружием 
 гермикова воинства. Немногие бросились бежать, остальные безразлично глядели 
 на приближающихся врагов, покорно ожидая - жизнь не имела смысла больше. 
 Опоясанные с остервенением кололи и рубили натыкавшихся друг на друга 
 рисоводов; пытавшихся скрыться упорно преследовали. Побоище длилось до 
 высокой луны. В тот день Бог-Солнце, пресытившись кровью, отвернулся от 
 Страны Благословенной, Осиянной. 
      Однажды утром на горизонте показалась черная туча, разраставшаяся с 
 подъемом дневного светила. После полудня она закрыла небо и на Поле 
 посыпалась крупная прожорливая саранча. Рисоводы с недоумением смотрели на 
 диковинных насекомых, но потом бросились давить их. Саранча же сыпалась и 
 сыпалась, погружая равнину в сумрак. Жрецы, глядя на отчаянно мечущихся 
 карликов, хохотали до слез, падали и все равно хохотали, катаясь по земле. 
 Сын Солнца Го Бартонь, смеясь, воскликнул: "Плохо им, беда у них, тьма 
 пожрет рис и помрут они с голода. Горе, горе рисоводам, но какое нам дело, 
 пусть подыхают!" И было так. 

                                          Приложение 
                                   по данным современной науки

      В районе Чоунси обитает племя хури, реликт более древнего этноса. 
 Численность хури не превышает 1500 человек, они занимаются скотоводством, 
 охотой и рыболовством. Растительной пищи хури почти не едят, к земледельцам 
 относятся пренебрежительно, а к рисоводам испытывают сильную ненависть, 
 неоднократно имели место конфликты с местными властями из-за нападений на 
 рисоводов и даже убийств крестьян. До 1940-х годов отмечались факты 
 каннибализма, носившего, по-видимому, ритуальный характер. В остальном же 
 хури очень спокойные люди, весьма чистоплотные, ко всем происходящим во 
 внешнем мире событиям относятся равнодушно. Хури не ведут счет годам, не 
 строят планов на будущее и живут только сегодняшним днем, в строгом 
 соответствии с традициями. 
      Какие-либо крупные эпические сказания отсутствуют, язык хури весьма 
 примитивен. Удалось все же записать несколько сказок, очевидно, осколков 
 некогда обширного цикла сказаний и мифов. К сожалению, данного материала 
 совершенно не достаточно для составления сколько-нибудь приемлемой картины 
 истории хури. Можно считать реальным персонажем лишь Лавахабра-завоевателя, 
 поскольку в 1952 году местный крестьянин Ти Тарти обнаружил плиту с именем 
 Суникка Лавахабра. Археологическая экспедиция Майкла Спирмена проводила в 
 1958 - 1959 годах раскопки в этом районе и обнаружила развалины большого 
 города, бывшего столицей страны Нехтуо. По характеру разрушений можно 
 сделать вывод, что город был сознательно подвергнут уничтожению, чудом 
 сохранился обломок каменной стены с названием Нехтуо и частью карты страны. 
 Так как плита Лавахабра относится к тому же периоду и находится в прекрасном 
 состоянии, то можно сделать вывод, что Суникк Лавахабр захватил Нехтуо и 
 разрушил столицу этого государства, а потом, по неизвестным причинам, 
 завоеватели оставили страну, пришедшую затем в полный упадок. В более 
 поздних слоях встречаются только следы крайне примитивной культуры. Судя по 
 карте, большую часть территории Нехтуо составляют пустыни, солончаки и 
 болота, именуемые Гнилыми Рисовыми Болотами, этимология названия не ясна. 
 Доктор Мартин Хэндрикссон полагает, что в Нехтуо произошла экологическая 
 катастрофа: из-за неумеренного природопользования, насаждения рисовой 
 монокультуры, сельское хозяйство пришло в упадок, что и привело к гибели 
 страны. Однако большинство ученых отвергают эту гипотезу по причине ее 
 расхождения с археологическими данными и малоубедительной аргументации 
 преимущественно спекулятивного характера. Впрочем, внести окончательную 
 ясность могут лишь дальнейшие исследования, новые экспедиции. К сожалению, 
 из-за труднодоступности интересующих нас районов и политической 
 нестабильности в регионе в настоящее время сложно надеяться на их скорое 
 проведение. 

 Редакция благодарит профессора Джеймса Олдингтона за любезно 
 предоставленную информацию. 

 

 
Наверх
Хобби и слабости
Scientific.ru